Найти в Дзене
Московский летописец

«Я прощаюсь с тобой у последней черты»... Вероника Тушнова

Недавно услышал в исполнении Аллы Пугачёвой давно знакомую и любимую всеми песню «Не отрекаются, любя», которую написал Марк Минков ещё в далёкие 70-е годы… И снова вспомнил «Романну», нашего школьного преподавателя литературы и русского языка Веру Романовну Вайнберг. В одной из своих предыдущих заметок уже упоминал об этом замечательном Учителе, который был настоящем другом для её учеников. Эту любимую учительницу некоторые мальчишки, и я в том числе, называли меж собой: «Романна». Кто в детстве читал «Айвенго» Вальтера Скотта, наверно, помнит имя героини - Ровенна. Звучат имена почти идентично. Вспоминаю о «Романне» практически всегда. Особенно когда читаю или перечитываю понравившихся авторов. А причём тут песня Пугачёвой? …
Так вот, вспомнилось, как мы, трое мальчиков и одна девочка из нашего класса сдавали «Романне» зачёты по поэзии советской эпохи.
Договорились о сдаче зачёта и после последнего урока остались в школе, зашли в класс литературы. Как обычно, начали по очереди чит
Оглавление

Недавно услышал в исполнении Аллы Пугачёвой давно знакомую и любимую всеми песню «Не отрекаются, любя», которую написал Марк Минков ещё в далёкие 70-е годы… И снова вспомнил «Романну», нашего школьного преподавателя литературы и русского языка Веру Романовну Вайнберг.

Вера Романовна Вайнберг
Вера Романовна Вайнберг

В одной из своих предыдущих заметок уже упоминал об этом замечательном Учителе, который был настоящем другом для её учеников. Эту любимую учительницу некоторые мальчишки, и я в том числе, называли меж собой: «Романна». Кто в детстве читал «Айвенго» Вальтера Скотта, наверно, помнит имя героини - Ровенна. Звучат имена почти идентично. Вспоминаю о «Романне» практически всегда. Особенно когда читаю или перечитываю понравившихся авторов.

А причём тут песня Пугачёвой? …

Так вот, вспомнилось, как мы, трое мальчиков и одна девочка из нашего класса сдавали «Романне» зачёты по поэзии советской эпохи.

Договорились о сдаче зачёта и после последнего урока остались в школе, зашли в класс литературы. Как обычно, начали по очереди читать наизусть стихи. «Романна» тихонько курила, стоя у открытого окна. По ходу чтения стихов – обсуждения, разговоры, вопросы.

Читать мы могли любого автора советской эпохи, который нравился, на любую тему и в "в любом количестве". Помню, я читал Бориса Пастернака и Эдуарда Багрицкого. А вот одноклассница читала оглушительно пронзительную любовную лирику. И это была неизвестная мне тогда Вероника Тушнова. Там впервые мною и были услышаны это стихотворение «Не отрекаются, любя». Мы, мальчишки, сидели притихшие и обалдевшие…

Вероника Михайловна Тушно́ва (14 [27] марта 1911, Казань — 7 июля 1965, Москва),  русская советская поэтесса и переводчица, писавшая в жанре любовной лирики. Член Союза писателей СССР (1946)
Вероника Михайловна Тушно́ва (14 [27] марта 1911, Казань — 7 июля 1965, Москва), русская советская поэтесса и переводчица, писавшая в жанре любовной лирики. Член Союза писателей СССР (1946)

«Романна» спросила, откуда она взяла стихи. Оказалось, что девочки переписывали друг у друга стихи Вероники Тушновой в свои девчоночьи дневники. Мы, мальчишки, разумеется, этого не знали, да и вообще не слышали об этой поэтессе. Оказалась, наша «Романна» когда-то была знакома с этой поэтессой и её гражданским мужем. Чтение стихов прекратилось, зачёт все сдали. И учительница рассказала нам её трагичную историю…

Родилась в Казани, в Адмиралтейской слободе.

Дом в Казани
Дом в Казани

Это была потрясающе красивая женщина, дважды замужем. Писала с детства стихи, занималась переводами. И вся её поэзия была пронизана темой любви. Абсолютно вся!

В войну работала в госпитале.

После разводов Вероника Тушнова жила гражданским браком с поэтом, прозаиком и журналистом Александром Яковлевичем Яшиным (настоящая фамилия — Попов). Яшин был военным корреспондентом, лауреатом Сталинской премии ( 1950).

Александр Яшин и Вероника Тушнова
Александр Яшин и Вероника Тушнова

Александр Яшин сохранял семью. От двух предыдущих браков у него было семеро детей. Но любил Веронику Тушнову. Они оба любили друг друга. Это была безумная любовь двух уже давно немолодых людей.

Наша «Романна» была знакома с ними, кажется, по Переделкино, где она бывала на даче толи у своих родственников, толи у друзей… Не помню...

Яшина практически перестали издавать...

Почему? Со слов нашей «Романны» Александр Яшин, выступая на съезде советских писателей, обвинил большинство захваленных критикой книг в неискренности и призвал коллег быть честными с читателями...
Яшин писал стихи и прозу. Его рассказы «Рычаги», «Вологодская свадьба» и др. подвергались разгромной критике. Партийным церберам многое не нравилось в творчестве Яшина.

А потом Вероника заболела. Рак... Это случилось летом 1965 года.

Яшин тяжело переживал смерть В. Тушновой, умершей от скоротечного опухолевого заболевания вскоре после его решения прекратить их отношения. Будучи безнадёжно больна она написала такие строки Яшину:

Я прощаюсь с тобой
у последней черты.
С настоящей любовью,
может, встретишься ты.

Пусть иная, родная,
та, с которою – рай,
всё равно заклинаю:
вспоминай! вспоминай!

Вспоминай меня, если
хрустнет утренний лёд,
если вдруг в поднебесье
прогремит самолёт,

если вихрь закурчавит
душных туч пелену,
если пёс заскучает,
заскулит на луну,

если рыжие стаи
закружит листопад,
если за полночь ставни
застучат невпопад,

если утром белёсым
закричат петухи,
вспоминай мои слёзы,
губы, руки, стихи…

Позабыть не старайся,
прочь из сердца гоня,
не старайся,
не майся —
слишком много меня!


На её похоронах Александр Яшин был безутешен. Яшина пыталась утешить его официальная жена, которая, конечно, знала о его любви.

В ответ на стихотворение «Сто часов счастья», давшее название циклу, жена Яшина в 1964 году ответила стихотворением, где есть такие строчки:

«Сто часов счастья - ни много, ни мало,

Сто часов только — взяла да украла»...

Вероника Тушнова похоронена на Ваганьковском кладбище.

Могила В.М. Тушновой на Ваганьковском кладбище
Могила В.М. Тушновой на Ваганьковском кладбище

Но вскорости и Александр Яшин заболел. После смерти Вероники прожил недолго. Плакал… Написал ей, вспоминая их любовь:

"
Думалось, всё навечно,
Как воздух, вода, свет:
Веры её беспечной,
Силы её сердечной
Хватит на сотню лет.

Вот прикажу —
И явится,
Ночь или день – не в счёт,
Из-под земли явится,
С горем любым справится,
Море переплывёт.

Надо —
Пройдёт по пояс
В звёздном сухом снегу,
Через тайгу
На полюс,
В льды,
Через «не могу».

Будет дежурить,
Коль надо,
Месяц в ногах без сна,
Только бы – рядом,
Рядом,
Радуясь, что нужна.

Думалось
Да казалось…
Как ты меня подвела!
Вдруг навсегда ушла —
С властью не посчиталась,
Что мне сама дала.

С горем не в силах справиться,
В голос реву,
Зову.
Нет, ничего не поправится:
Из-под земли не явится,
Разве что не наяву.
Так и живу.
Живу?"


Умер через три года после смерти Тушновой, тоже летом, в 1968. И тоже от рака. Похоронен в родном селе на Вологодчине.

Могила Александра Яшина
Могила Александра Яшина

Спустя много лет мне удалось достать для своей домашней библиотеки несколько сборников стихов Вероники Тушновой («За это можно всё отдать», «Мне в сердце смотрит вечная звезда», «Сердце чище родника», «Сто часов счастья» и др.)

Вот такая история вспомнилась недавно, связанная с давно закончившимися для меня любимыми уроками литературы…

Почитайте стихи Вероники Тушновой. Светлая и чистая поэзия...

Если понравилась статья - ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Подписаться на канал "Московский летописец" можно здесь, перейдя по ссылке.