Несколько лет назад по интернету разошлось фото, сделанное в шотландской церкви 12-го века, на котором была снята гаргулия совершенно явно похожая на монстра из фильма «Чужой».
Быстро выяснилось, что это не фейк, и что на приходском храме аббатства Пейсли действительно есть такая архитектурная форма. Туристы начали специально заезжать в городок неподалеку от Глазго, чтобы увидеть «чужого» собственными глазами.
Гаргулии – это водосточные трубы в готических соборах, чьим назначением было отводить дождевую воду от стен. Чаще всего гаргулии оформляли в эстетике средневековой готики в форме чудовищ, химер.
Почему в средние века на стенах соборов появились чудовища – я уже писала, ссылку дам в конце.
Так вот, поскольку у «Чужого» был совершенно конкретный автор, швейцарский художник Ханс Руди Гигер, основных версий появления на старинном здании аналогичного образа было три.
Либо мистическим образом мастера 16-го века, когда Аббатство восстанавливали после большого пожара, предугадали популярный кинообраз 20-го века.
Либо Гигер не сам придумал ксеноморфа, а подсмотрел его в Шотландии.
Либо, что сразу пришло в голову многим, это происки Голливуда, гаргулий подменили, чтобы сделать пиар новым фильмам из серии про «Чужих».
Случилось даже небольшое расследование, которое показало, что служащие аббатства совершенно не имеют понятия, что там у них на стене, над головой. Выяснилась и причина появления «ксеноморфа» в церкви, и это довольно забавно.
В начале 1990-х годов в соборе производили небольшой ремонт, в ходе которого решено было заменить обветшавшие оригинальные гаргулии, осыпающиеся и почти полностью разрушенные водой, на копии. Конечно, в тех местах, где еще есть что копировать.
Похоже, мастер, имени которого за давностью лет священнослужители позабыли, решил немного пошутить. Кстати, и средневековые мастера, ваявшие гротескных чудовищ, тоже с большим удовольствием проявляли именно на гаргулиях свою фантазию – это было место самовыражения и соревнования между мастерами.
Расследование показало, что из двенадцати гаргулий собора только одна старинная, остальные переделаны в девяностых годах, в том числе, конечно же, и «чужой».
Точно таким же образом на храме 16 века в испанском городе Саламанка появился астронавт – прямо над одним из входов. В 1970-х делали небольшой ремонт каменной резьбы вокруг портика, и каменщики решили таким образом увековечить самое значительное событие, которое, по их мнению, случилось в 20-м веке, выход человека в космос.
Друзья, предлагаю вам "угадайку".
Я разместила в конце статьи снимки всех двенадцати гаргулий Аббатства Пейсли в Шотландии, из которых только одна старая, остальные – плод фантазии каменщика в 90-х годах.
Как думаете, какая из гаргулий старинная? Пишите вашу версию в комментариях.
Еще по теме:
Гаргулия или химера, в чем отличие
Чего на самом деле боялся художник, придумавший Чужого