Найти в Дзене

Казачья справа: вчера и сегодня. Ч. 3.

На сегодняшний день законно носить форму могут только члены казачьих обществ, включенных в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Это та часть казаков, которая в соответствии с Указом Президента РФ от 09.08.1995 № 835 в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований). Общественные объединения казаков, иные некоммерческие и коммерческие организации не получают права несения государственной службы. Ношение формы с соответствующими погонами подтверждены Указом Президента РФ от 10.02.2010 № 169 «О чинах казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. № 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" юридически закрепил общие предметы формы одежды и особенности формы одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Так, из перечня предметов формы одежды исключены гимнастерка, кубанка (как низкая (укороченная) папаха). Не упоминается и такое понятие как портупея, а есть «ремень поясной коричневого цвета».

-2

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации членам казачьих обществ не рекомендуется:
ношение предметов формы одежды и знаков различия неустановленных образцов;
ношение загрязненных или поврежденных предметов формы одежды и обуви;
смешение предметов формы одежды с военной или гражданской;
смешение предметов, отнесенных к различным видам форменной одежды;
ношение специальной одежды на улицах населенных пунктов и в других общественных местах (кроме случаев, вызванных служебной необходимостью).

-3
-4

Однако ни в Указе Президента, ни в приказе Минрегионразвития нет какого либо упоминания о форме одежды для членов казачьих обществ – женщин. Самое удивительное, что большая часть представительниц прекрасной половины человечества, являются офицерами. Художник В. Суриков, происходивший из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы». Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Они возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они выращивали пышные сады, собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобу вылечить, и хату подправить. При нападении врагов казачка снимала со стены мужнину саблю и ружьё и дралась насмерть, защищая детей, свой курень и станицу. В обороне Азова в 1641 году участвовали 800 казачек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.

-5
-6

Казачки прославились в качестве воинов. В 1770–71 годах на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского войска. Они основали 5 станиц, по 100 семей на каждую. В июне 1774 года девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на станицу Наурскую. Станица ещё не была отстроена, из оборонительных сооружений был только земляной вал с несколькими пушками. На тот момент все строевые казаки ушли в поход. Но за оружие взялись казачки. Это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а женщины, приехавшие с относительно мирных волжских мест. Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчища врагов. Били из ружей, кололи штыками и рубили шашками лезущих на валы горцев, перетаскивали с места на место тяжёлые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась два дня. Противник, потеряв сотни солдат убитыми, отступил. В память об этой победе ежегодно 10–11 июня в станице Наурской отмечается «бабий праздник». Установлен также памятный камень. А с конца 18 века, 4 декабря (21 ноября по старому стилю) православное казачество отмечает День матери-казачки, который празднуется совместно с большим церковным праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

"Православный Дон" из станицы Боковской
"Православный Дон" из станицы Боковской
-8

Гимнастерке осталось место на сцене. В разных уголках страны сотни самодеятельных коллективов художественной самодеятельности исполняющих народные казачьи песни и пляски. Гимнастерки можно встретить на сходах казаков, членов общественных организаций.

Объединяющим казаков реестровых казачьих обществ и общественных организаций является наличие лампасов, фуражки или папахи. В остальном общественники носят мундиры разных покроев и цветов, что вызывает лишь усмешки у обывателей. Отсюда и оскорбительные «ряженные», «асфальтовые» и прочее. Наверное пора поставить жирную точку в возведении в казачий чин женщин, какие бы заслуги они не имели, как и порождать «почетных» казаков.

Понравилась статья? Подписывайтесь,ставьте лайки, комментируйте.