Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.62): БОЖЬЕ НАКАЗАНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ

(Исаия 63)

Лексика в главе 63 уже знакома нам по пророчествам Исаии: в стихах снова говорится о «правде», «гневе», «ярости», «мщении», «искуплении» и «спасении».

«[Эта глава открывает перед нами] последний акт драмы, день мщения. Новозаветный аналог этого мы правомерно видим в гневе Агнца (Отк. 6:15 и дал.) и топтании винограда в точиле гнева Божьего (Отк. 14:17–20; 19:15) и испытываем содрогание. Но здравое размышление предупреждает нас, что нашей реакции нельзя доверять. Мы ничего не знаем об эмоциях, свойственных абсолютной святости» (Мотьер).

НАПОМИНАНИЕ О БОЖЬЕМ ОТМЩЕНИИ (63:1–6)

В этом приводящем в благоговейный трепет отрывке пророк вновь, в последний раз, призывает нас подумать о Господнем отмщении. Стихи 1 и 2 содержат два вопроса к Господу. Может, их задаёт пророк, а может, это ожидаемые вопросы читателей пророчества Исаии. На каждый вопрос даётся немедленный и одинаковый ответ. Сам Господь, Бог мщения и спасения, воздаёт должное за грехи народа.

Месть Господа представлена в образе войска, «выступающего в полноте силы», и в образе «топтавшего в точиле»:

«Кто это идёт от Эдома, в червлёных ризах — от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твоё красно и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною. И Я топтал их в гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё; ибо день мщения — в сердце Моём, и год Моих искупленных настал. Я смотрел — и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: и попрал Я народы в гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их"» (63:1-6).

«Восор», один из главных городов «Эдома» (ст. 1), располагался на Царской дороге. Здесь, как и в 34:6, эти названия символизируют давних врагов Израиля и Господа. Они воплощают постоянную враждебность неправедных народов по отношению к Господу и Его народу. Бог обещал избавить Свой народ от всех них.

«Столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей… изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» — это явно Мессия. Суд и спасение может осуществлять только Он один. В этом отрывке ярко обрисованы страшные последствия противления Богу и Его замыслам.

Ответ на второй вопрос — «Отчего же одеяние Твоё красно…?» — начинается в стихе 3 и заканчивается в стихе 6. В нём выделены четыре идеи: образ давильного пресса (ст. 3, 5); причина Господнего гнева (ст. 3, 6); то, что Мессия действует один (ст. 3, 5); и результат Его служения: искупление и спасение (ст. 4, 5; см. Современный Перевод).

Стих 5 почти в точности повторяет 59:16, где сказано, что Мессия — единственный, кто мог исполнить обещанное Богом. Не было «заступника». И снова говорится, что Его «мышца» принесла спасение.

НАПОМИНАНИЕ О БОЖЬЕЙ МИЛОСТИ (63:7–14)

Далее мы видим сердце Бога. Бесспорно, Его гнев нужно воспринимать серьёзно; и всё же Его гнев не последнее слово. Некоторые считают, что в Ветхом Завете упор делается на Его гнев, а в Новом — на Его милость; но это неверное понимание обоих заветов! Гнев и любовь Бога — это две стороны одного естества. Они подчёркиваются во всей Библии. В этом разделе о гневе и милости говорится как об элементах Его божественной природы. Оба они проявились, когда Он действовал через Мессию для искупления Израиля.

«Вспомню милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, которую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: "Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут", и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его, поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (63:7-10).

Слово «милости»/«щедроты», от корня хесед, в еврейском тексте стоит в начале и в конце стиха 7. Что Иудея узнала о Боге из своего опыта? Что Он — Бог неизменной заветной любви от начала и до конца. Его избранный народ перестал слушаться Бога. Они нарушили свой завет с Ним. Они солгали Ему. И всё же Бог остался неизменным. Он всегда верен Своим обещаниям. Эта мысль очень утешала Давида, когда он исповедовал Господу свои грехи (Пс. 50). Мы всегда можем положиться на Его «милости» и «щедроты». Стихи 8 и 9 характеризуют Божье отношение к Израилю на протяжении всей его истории. Бог всегда проявлял к ним «любовь» и «благосердие». Слова «во всякой скорби их Он не оставлял их» напоминают нам отрывок об Иисусе:

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15, 16).

В стихе 10 подводится печальный итог: «Но они возмутились». История Израиля отмечена бунтами против их святого Бога; они «огорч[а]ли Святого Духа» (ст. 10). Павел предупреждал эфесских христиан: «Не оскорбляйте Святого Духа Божьего, Которым вы запечатлены на день искупления» (Еф. 4:30). Исаия говорит о Святом Духе как о личности: «Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (ст. 10). Страшным следствием неповиновения людей было отчуждение их от Бога.

«Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? Где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего; Который вёл Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя; Который вёл их через бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вёл их к покою. Так вёл Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя» (63:11-14).

Стихи 11–14, напротив, говорят о днях славы Израиля: «Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы» (ст. 11). Они вспомнили своё освобождение из Египта, когда разделились воды Красного моря (ст. 12). Они также вспомнили водительство и спасительные дела Бога в пустыне (например, когда Он посылал им манну, вёл их днём с помощью облака, а ночью с помощью огненного столба). Этими величественными деяниями Бог «сдела[л] Себе вечное имя» и «славное имя». (См. Исх. 14:16–29).

БОГ, ОТЕЦ ИЗРАИЛЯ (63:15–19)

«Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твоё? Волнение внутреннее Твоё и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты — Отец наш, ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими. Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твоё — "Искупитель наш". Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твоё. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твоё» (63:15-19).

Люди призывали Бога обратить внимание на их нынешние обстоятельства, как Он это сделал во время египетского рабства. Даже при том, что Исаия учил их, они всё равно не понимали, что это Божья кара за их грех (ст. 15).

Они взывали к Богу: «Ты — Отец наш». В стихе 16 выражение «Отец наш» употреблено дважды. В Ветхом Завете слово «Отец» применительно к Богу встречается ещё только шесть раз. С приходом Иисуса, Его Сына, отцовство Бога проявилось более чётко. Этнический «Израиль» не признавал этого факта, а духовный «Израиль» признаёт!

Похоже, что в своих проблемах народ обвинял Бога: «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (ст. 17). Однако следствие, его воля, видится здесь как причина. Такова же ситуация в случае ожесточения сердца фараона против Бога, хотя там было употреблено другое слово в значении «ожесточения сердца». Бог повелел: «Отпусти народ Мой». Когда фараон ответил отказом, его сердце ожесточилось, и ему пришлось отвечать за последствия. Подобным образом и сыны Израилевы отвергли наставления пророка Исаии, в результате чего их сердца ожесточились. Винить нужно не Господа, а тот выбор, который сделали люди. В главе 6, где речь идёт о призвании Исаии, предрекается этот результат для неповинующихся воле Господа.

Народ оплакивал кратковременность своего владения храмом (ст. 18) и отчуждение, в котором они теперь пребывали. Они приравнивали себя к тем, кто никогда не был призван Богом (ст. 19).

КОГДА БОЖЬЕ ОДЕЯНИЕ КРАСНО

В начале главы 63 происходит нечто вроде диалога между пророком и Господом. Исаия спрашивает: «Кто это идёт от Эдома, в червлёных ризах — от Восора…?» (ст. 1). Господь отвечает: «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» (ст. 1). Далее пророк спрашивает: «Отчего же одеяние Твоё красно и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (ст. 2). Господь на это, по сути, отвечает: «Я топтал врагов народа Моего в гневе Моём; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё» (ст. 3).

Здесь использован чрезвычайно образный язык. Он рисует могущественного Бога избавляющим Свой народ от ужасов и опасностей, уготованных ему врагами. Эдом изображён как противник. Идумеи всегда выступали против Божьего народа, и здесь Исаия использовал их в качестве символа всех тех, кто жаждал овладеть Израилем. Бог говорит, что Он одет в кровь, что Его одеяние забрызгано кровью. Он победил врага, растоптав народы, противостоявшие Израилю. В ярости Он пролил кровь их на землю, запятнав ею Свои одежды.

Это образное выражение вызывает соответствующий вопрос: «Когда Божье одеяние бывает красно?» Иными словами, мы можем спросить: «Когда Бог бывает покрыт кровью?» Писания отвечают на этот вопрос эмоционально и ясно.

Его одеяние красно, когда Он выступает в защиту Своего народа. Именно этой важной истине учит данный отрывок. Бог сказал: «И попрал Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их» (ст. 6). Используемая здесь метафора показывает, как безжалостно Бог сокрушает врагов Своего народа. Напоследок Он даже вылил их кровь на землю.

Такую картину Бога мы не должны забывать. Он обнимает Свой народ Своими сильными руками. Никакой народ, никакой человек, никакая сила не могут причинить им вред. Если враги только попытаются приблизиться, Бог станет топтать их, пока не покроется их кровью.

Кроме того, Божье одеяние красно, когда Он прощает наши грехи. Он сделал это посредством Сына Своего, Иисуса. Возможно, в этом описании на более высоком уровне открывается слабый проблеск будущего. В Отк. 1:13 (Современный Перевод) так изображён Иисус: «Он был одет в длинные одежды, и на груди Его была золотая перевязь». Позже картина резко меняется. Теперь Он скачет верхом на белом коне. Мы читаем: «Он был облечён в одежду, обагрённую кровью. Имя Ему — Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый» (Отк. 19:13, 14).

Единственным способом для Бога спасти нас было позволить Своему Сыну облечься в красное, в царскую одежду крови. Это была цена Божьего дара спасения. Иоанн сказал об Иисусе: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, и кровью, и Духом, не водою только, но водою и кровью…» (1 Ин. 5:6). И далее отметил, что вода, кровь и Дух дают неоспоримое свидетельство: «Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни» (1 Ин. 5:11, 12).

И вдобавок ко всему, Божье одеяние красно, когда Он носит наши бремена. На дороге в Дамаск Савлу явился Иисус, спросивший его: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Савла ошеломил этот вопрос, поскольку он не знал за собой ничего такого, что бы он делал Иисусу. Он ревностно гнал Его последователей, считая их отступниками, заслуживавшими наказания, но Иисуса не трогал. Он растерянно спросил: «Кто Ты, Господи?» Иисус ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). Осознание того, что то, что делается последователям Иисуса, делается Ему, наверное, со страшной силой поразило Савла.

Бог никогда не уходит далеко от Своего народа. Он послал Христа («Бог с нами»; Мф. 1:23) ходить среди людей, чтобы понять наши страдания. Отк. 2:1 изображает Иисуса ходящим среди светильников. Эти светильники — церкви; когда они страдали, Иисус ходил с ними. Иисус велел идти и учить других, пообещав быть с нами (Мф. 28:19, 20). Когда Павел совершал свои миссионерские путешествия, его вынуждали покидать города и иногда били и забрасывали камнями. Однако каждая капля крови, вытекавшая из Павла, вытекала из Иисуса. Иисус понёс на себе каждый кровоподтёк, каждую рану, каждый шрам, появившийся на теле Павла. Апостол сказал: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём» (Гал. 6:17); но Иисус мог бы тоже сказать: «Я ношу язвы Моих учеников на теле Моём».

Когда мы думаем о Боге, одетом в красное, то не можем не сказать: «Вспомню милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих» (ст. 7). Воззрите на Господа! Посмотрите: за Своей славой и величием Он носит красное одеяние — кроваво-красные ризы гнева в защиту Своего народа, царское ярко-красное одеяние искупления и одежды, запятнанные кровью мучеников. Какого Отца мы имеем — Отца, чьё одеяние красно!