Три совместных опыта титанов итальянской комедии.
Речь пойдет о трех дебютных картинах Этторе Скола, снятых в 1964, 65 и 66 годах, с Витторио Гассманом, практически во всех, каких только можно главных ролях. Это «Позвольте поговорить о женщинах», «Конъюнктура» и «Архидьявол», фильмы не самые известные, тем не менее ленты замечательные и на сто процентов достойные внимания.
И Гассман и Скола, не были новичками в кино, к шестидесятым первый был уже достаточно продвинутым театральным и киноактером, снимался у Витторио де Сика, у Моничелли в его знаковых «Злоумышленниках», у Дино Ризи, где собственно Гассман со Сколой и сошлись. Скола был у Дино сценаристом, причем, к тому времени довольно опытным. К 1964 году Этторе Скола созрел до режиссерского дебюта.
«Позвольте поговорить о женщинах», некий комедийный альманах, кои были в большом почете в то время, состоящий из нескольких коротких, не связанных между собой новелл. Короткие истории на тему взаимоотношения полов, захватывают внимание на все сто. Количество прекрасных актрис, играющих итальянок определенно зашкаливает.
Sylva Koscina – актриса югославского происхождения, сыгравшая привередливую итальянку в последней новелле.
Antonella Lualdi – уроженка Бейрута, итало-греческого происхождения актриса, сыгравшая ветреную невесту, идущую под венец непосредственно из постели бывшего дружка.
Eleonora Rossi Drago – очень известная актриса 50-60-х, рано ушедшая из кино, сыгравшая богатую даму запавшую на старьевщика.
Jeanne Valérie – французская актриса сыгравшая, весьма хитрую жену заключенного.
А так же и Maria Fiore, сыгравшая самоотверженную южанку, готовую на все ради мужа.
Кроме того еще немецкая актриса и певица Heidi Stroh, сыгравшая… так просто девушку…
И наконец Giovanna Ralli – звезда итальянского кино 60 –х, воплотившая представительницу древнейшей профессии без комплексов.
Все эпизоды фильма различны по темпу и антуражу, лишены затянутости и не сразу понимаешь, что везде в главной роли Витторио Гассман и его игра шикарна без всяких условностей. Картина имела определенный успех у публики, однако критики заклеймили ее перебором пошлости и провокации низменных инстинктов.
«Конъюнктура» или «Миллион долларов» - следующий проект веселой парочки по опыту постановки классической авантюрной комедии, с элементами эксцентрики и тотальным Гассманом плюс Джоан Коллинз решившая отдохнуть от Голливуда в Италии. Кажется британок в роли знойной итальянки друзья креативщики еще не использовали.
Надо сказать, что Гассман в «Конъюнктуре» оторвался по полной, играя безалаберного отпрыска аристократической семьи. Витек пронесся через фильм как тропический торнадо через Апеннинский полуостров, по пути порвав на лоскуты и сюжет, и партнеров, и все представления о разумной достаточности, при этом оставаясь вполне органичным в образе.
Особенно доставил эпизод в начале фильма, где Гассман учит двоих работяг правильно копать котлован. По мере развития сюжета, кино плавно перетекает в чистую эксцентрику, сильно напоминая более поздние комедии с Луи де Фюнесом.
Через год Скола и Гассман, а так же их неизменный соавтор и сценарист Руджеро Маккари решили подойти к сабжу с еще одной стороны.
«Архидьявол» - костюмированная историческая комедия, с отсылками на реальных персонажей, с сюжетом на важнейшие судьбоносные темы войны и мира, и опять про баб.
Гассман играет Бельфегора, по сценарию некоего человека-демона, обладающего сверх способностями, главная из которых, вводить в транс встречных-поперечных женщин. Женщины вводятся в транс в целях получения различных политико-экономических выгод, ну и так просто, для удовольствия.
В этот раз Бельфегор или можно просто Бельфи, был послан самим Сотоной во Флоренцию, с целью рассорить руководство в лице Медичи с Римом, ибо крайне нужна война. По мотивам многочисленных похождений Белфи-Гассмана во Флоренции, а девиз у него исключительно – «пожрать и заняться любовью», собственно и снято кино.
В «Архидьяволе» афтары продолжили, доставившую тему на приглашение к съемкам многочисленных актрис со всей Европы. К примеру, в роли Магдалены Медичи снялась француженка Claudine Auger, известная своим титулом мисс мира 1958 года и участием во многих остросюжетных французских и итальянских фильмах, она была даже первой французской девушкой Бонда в «Шаровой молнии» 1965 года.
Лукрецию сыграла звезда джалло 60-70х Annabella Incontrera, а Клариче – французская актриса русского происхождения Hélène Chanel, урожденная Stoliaroff. Легкомысленную жену горбатого трактирщика сыграла очень известная в Италии 60х Liana Orfei – актриса и клоун в одном флаконе, а молодую жену богатого итальянца Giorgia Moll – итальянка с немецкими корнями. Все эти актрисы заметно оживили действие, не только своим прекрасным внешним видом, но и довольно приличной игрой.
Как и предыдущие комедии Сколы, «Архидьявол» заметно уходит в область эксцентрики, в которой Гассман как рыба в воде, а тут ему еще помогает Микки Руни, сыгравший мелкого, но довольно харизматичного беса. Пригласить Руни, испытывающего определенные трудности в Голливуде в то время, в картину, однозначно, удача и вероятно, отменное режиссерское чутье.
Кроме всего прочего, в третьем фильме Сколы заметно прибавилось сатиры, в сторону религии, политики и общества, отдельные реплики и целые эпизоды фильма, отданы именно этому, футбольный матч в исторической проекции, а так же тяга горожан к пикантным зрелищам, говорят в пользу последнего.
Вообще, картина хоть и производит несколько сумбурное впечатление, видимо афтары желали вместить туда все свои идеи одновременно, в то же время, тут видно не маленький режиссерский талант и масштаб, кроме того, очень тщательное отношение к деталям. Количество мизансцен, массовка, декорации, смотрятся весьма прилично и создают глубину картины.
«Архидьявол», как и предыдущие фильмы Этторе Скола, вызвал неоднозначную реакцию, благожелательную у зрителей и не очень у критиков.
Следующий фильм с Гассманом Скола снял аж через восемь лет, и это была уже стопроцентная commedia all’italiana.
Кому интересно? Подписываемся.