Во всех великих цивилизациях древности существовали развитые почтовые службы, которые изначально использовались в военных целях. В Древнем Египте и Персии многочисленные пешие, а позже и конные гонцы доставляли важные государственные сообщения по принципу эстафеты. Задачей древнегреческих гонцов, гемеродромов, была максимально быстрая доставка посланий. Это были профессиональные бегуны — многие из них даже побеждали на античных Олимпиадах.
Римская империя развернула на своих территориях огромную упорядоченную систему почтового сообщения, которая благодаря разветвленной сети дорог и почтовых станций позволяла быстро передавать послания на всем протяжении государства — от Британии до Междуречья. Существовала и частная почта: известно, что римские предприниматели сдавали в аренду повозки и скот. Также греки и римляне широко использовали голубиную почту.
В средневековой Европе важную задачу выполняли церковные курьеры, поддерживавшие связь между Римом, различными монашескими орденами и монастырями. Собственные почтовые службы были и при важных университетах — например, при Болонском университете или парижской Сорбонне. В XIV–XVII веках в крупных торговых городах Германии и Италии существовал институт городских гонцов, а во Франции, Испании и Англии сложились централизованные системы королевской почты.
Конечно, наряду с доставкой информации всегда существовала и транспортировка грузов, для которой использовались лошади, верблюды, олени, мулы и другие вьючные животные. Знаменитые торговые пути, подобные Великому шелковому, столетиями обеспечивали экономики многих государств. На рубеже XVIII–XIX веков для доставки писем и грузов стали использоваться почтовые дилижансы — многоместные кареты на конной тяге.
В XIX веке доставка вышла на качественно новый уровень благодаря распространению железных дорог и пароходства, что позволило значительно ускорить почтовое сообщение. К началу XX века развитие автомобильных перевозок и изобретение самолётов расширили возможности доставки: комбинирование новых видов транспорта позволило доставлять грузы и информацию в самые отдаленные уголки планеты. В то же время почтовая связь и грузоперевозки стали доступнее для всех слоев населения.
Первые компании экспресс-доставки стали появляться в XIX веке: знаменитая американская служба «Пони-экспресс» отправляла вооруженных курьеров со срочными грузами через всю страну. Компания Sears, основанная в 1893 году, прославилась тем, что впервые наладила поставку по почте товаров, предварительно заказанных по каталогу. В XX веке получила распространение курьерская доставка товаров, писем и документов «до двери», ставшая популярной благодаря индивидуальному подходу и гарантии доставки к назначенному времени. Сегодня в доставке все чаще используются новейшие технические приспособления — например, дроны.
Быстрая и доступная доставка еды, в отличие от многих современных удобств, впервые возникла не на Западе, а на Востоке. Даббавала, индийская система пешей доставки горячих обедов на рабочее место, зародилась в конце XIX века: запутанная транспортная инфраструктура крупных городов не давала работникам возможности вернуться домой во время обеденного перерыва. Особенностью даббавалы, популярной и сегодня, является еда домашнего приготовления: контракт на ее поставку заключается с домохозяйствами.
Опробованная в годы Второй мировой войны система помощи пострадавшему населению, включавшая доставку готовой еды на дом, была взята на вооружение частными фирмами США и Англии. Доставка фастфуда (пиццы, лапши, суши), позволявшая не отвлекаться на готовку, быстро стала популярной на Западе.
С появлением интернета возникли сервисы и мобильные приложения, которые специализируются на доставке продуктов, наборов для еды и готовых блюд. Кроме того, сегодня у большинства ресторанов и кафе есть сайт, на котором можно найти меню и телефон для связи или прямо на месте оставить заказ.
Привозим еду и мы — на сайтах Saperavi Cafe, грузинской закусочной «Вай Мэ!» и SOS.CAFE можно найти меню доставки и заказать на дом семейный ужин, сытный завтрак или обед, который позволит не отвлекаться от удаленной работы на готовку.