Найти тему
Александр Матусевич

Люди гибнут за вокал

Станислав Мостовой и Алексей Тихомиров. Фото – Александр Гайдук
Станислав Мостовой и Алексей Тихомиров. Фото – Александр Гайдук

В Центре оперного пения Галины Вишневской вновь звучит «Фауст» Шарля Гуно.

Великая русская певица утверждала:

«“Фауст” – одна из самых красивых и любимых опер, шедевр, который не часто можно увидеть сейчас в репертуаре российских театров. В ней блистали такие корифеи, как Козловский, Шпиллер, Рейзен, Пирогов, Иван Петров, и, конечно, великий Шаляпин – Мефистофель.Изумительная музыка, замечательное либретто, прекрасные роли для актеров».

Сама Вишневская впервые спела Маргариту в Большом театре СССР (свежий тогда спектакль Бориса Хайкина, Рубена Симонова и Вадима Рындина) в 1962-м – уже в статусе неоспоримой примадонны театра, со званием народной артистки и после триумфов в нью-йоркской «Метрополитен-опере».

Сцена из оперы Гуно “Фауст”. Фото – Александр Гайдук
Сцена из оперы Гуно “Фауст”. Фото – Александр Гайдук

«Фауст» стал третьей постановкой ее Центра оперного пения, подготовленной специально к выпуску первой группы питомцев, отучившихся положенные два года в созданном в 2002-м новом учебном заведении – своего рода институте повышения квалификации вокалистов.

Премьеру 2004 года готовила сама Галина Павловна, относившаяся к шедевру Гуно с пиететом: его прочтение не могло не быть в этом варианте хрестоматийным, сугубо реалистическим. Хотя нужно ли другое в учебном театре, тем более, что по всей России хватает неоднозначных интерпретаций этого произведения?

За несколько лет до премьеры в ЦОПе появилась эпатажная работа французских постановщиков в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, за прошедшие после нее шестнадцать лет эта опера возникала в оперных театрах Петербурга (Мариинском и «Санктъ-Петербургъ Опере»), Москвы («Новой опере»), Челябинска, Уфы, Ростова-на-Дону – почти везде прочтения отличались радикализмом режиссерской мысли и удаленностью от первоначальных смыслов либретто.

Премьера 2020-го – это, с одной стороны, возобновление постановки 2004-го, в которой сохранены декорации, костюмы, да и сам дух традиционного и уважительного прочтения сюжета. С другой, обновленная версия имеет и существенные отличия от работы шестнадцатилетней давности, поэтому ее вполне можно считать, как минимум, новой редакцией старого спектакля, если не вообще новой работой.

Главное приращение – это шикарный видеомэппинг Евгения Гололобова, который разукрасил строгую сценическую коробку, ранее оживленную лишь четырьмя готическими арками и скромным винтажным реквизитом, и грандиозно усилил визуальное впечатление от спектакля: благодаря нему с кинематографической быстротой, легкостью и естественностью герои переносятся из одной сценической ситуации в другую, а мизансцены режиссера Николая Андросова выглядят более логичными и оправданными.

В остальном спектакль вполне узнаваем. Колоритные исторические костюмы Юлии Куприяновой и строгая сценография Аллы Коженковой определяют настроение зрителя – все понятно и узнаваемо, эстетично и уместно.

Продуманный свет Константина Рожкова, небольшие танцевальные вставки (понятно, что знаменитой Вальпургиевой ночи в данной версии нет) Николая Андросова и Виталия Выгузова, фоновое звучание хора из-за кулис (отнюдь не тусклое в условиях небольшого зала ЦОПа), столь органичное в храмовой и тюремной картинах и на удивление допустимое в прочих, где в оригинале предполагаются массовые сцены (хормейстер Никита Михайлов) – все складывается в гармоничную картину ясного, немножко дидактического прочтения, но, безусловно, достигающего главной цели – дать дорогу звучанию великой музыки Гуно.

Она и вправду великая. Современные эстетствующие снобы, рассуждающие о лучшей опере французского классика, обязательно вспомнят, что из великого романа Гёте композитор со своими либреттистами Барбье и Карре взял только слащавую любовную линию, проигнорировал философские глубины немецкого гения, и вообще опера совсем не равна роману, а потому де она сильно ему уступает.

Опера действительно роману не равна – и не может быть ему равна по определению: этого еще никому не удавалось, а кто все же пытался втиснуть великих литературных мастодонтов в оперную раму, как правило, терпел на этом пути жестокое фиаско.

У оперы свои законы, и Гуно их хорошо понимал, поэтому и взял в свое произведение только лирическую линию первой части трагедии – и воплотил задуманное в партитуре с такой силой, свежестью и выразительностью, что и спустя полтора столетия музыка «Фауста» захватывает и восхищает своей красотой и экспрессивностью.

Несмотря на то, что опера идет в Центре со значительными купюрами, проникнуться величием и красотой музыки Гуно вполне возможно: все самые главные, прежде всего вокальные красоты партитуры сохранены, а музыкальная драматургия не теряет своей логики. Оркестр ЦОПа под управлением Ярослава Ткаленко звучит грамотно и не без вдохновения, небольшие помарки погоды не делают, зато аккомпанемент певцам получается очень внимательный, деликатный, умелый.

Голосам отдан приоритет в плане подачи звука как такового, в плане выстраивания акустической архитектоники целого (что в небольшом зале Центра сделать не всегда просто), а также и по сути, что называется, смыслово: актер-певец всегда на первом плане.

Пользуются этим карт-бланшем вокалисты по-разному – в силу своих талантов и уже наработанных умений.

На три главные партии на премьеру призвали выпускников прежних лет, уже не первый сезон поющих в профессиональных оперных театрах столицы. Самую эффектную партию Мефистофеля поет геликоновец Алексей Тихомиров – он же ее исполнял и на премьере 2004 года: роль сделана превосходно, со вниманием к деталям, но при этом крупным мазком, более чем уместным для оперы вообще и для такого харизматичного образа в частности.

Алексей Тихомиров. Фото – Александр Гайдук
Алексей Тихомиров. Фото – Александр Гайдук

Мимика, жесты, позы, умение носить непростой костюм (огромный плащ Сатаны совсем не прост в обращении), естественность во владении оружием, точные акценты – все сделано на отлично. Хорош и вокал артиста – яркий и мощный звук прекрасно характеризует повелителя тьмы, а профессиональное мастерство позволяет артисту нивелировать не самые выигрышные стороны его инструмента.

Бесспорным лидером оказалась и Екатерина Петрова из «Новой оперы»: ее Маргарита трогательна и поэтична, а сильный голос певицы, ровный по всему диапазону, с яркими стабильными верхами, умеет звучать не только уверенно, но и нежно и изящно.

Екатерина Петрова, Станислав Мостовой. Фото – Александр Гайдук
Екатерина Петрова, Станислав Мостовой. Фото – Александр Гайдук

А вот Станиславу Мостовому из того же театра партия титульного героя не слишком подходит: убедительно звучащий в русском и современном репертуаре, тенор Мостового не обладает необходимыми характеристиками, для такой шикарной лирической партии. К тому же на спектакле певец испытывал неоднократно и технические затруднения, которые он благополучно обходил, используя свой профессионализм, однако нужного блеска его исполнение не достигло ни разу.

Из молодежи Центра очень понравилась Вероника Ершова, спевшая Зибеля выразительно и умело, сумевшая показать и красоту тембра, и владение голосом, при этом не зацикливаясь на одном вокале, но, не забывая и про роль.

А вот Андрей Дудин (Валентин) скорее разочаровал – приятный тембр его баритона, тем не менее, не дает возможности скрыть значительные технические проблемы звуковедения: голос льется не свободно, ощутимы различного рода зажимы.

В небольших партиях уверенно выступили Мадина Хамзина (Марта) и Артём Борисенко (Вагнер): первая еще и убедительно играла, создав весьма колоритный образ неразборчивой в средствах мещанки.

2 декабря 2020 г., "Новости классической музыки"