Найти тему
Круто об искусстве

Развенчиваю мифы про Поллока.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Вот он - герой сегодняшнего поста. Знакомьтесь, Джексон Поллок - алкоголик, наркоман, художник, державший в полной диктатуре поток краски, но не сумевший удержать контроль над собой и своей жизнью.

Джексон Поллок "Фреска", 1943. Музей искусств Айовского университета, Айова-Сити.
Джексон Поллок "Фреска", 1943. Музей искусств Айовского университета, Айова-Сити.

В 1947 году Джексон Поллок изобрел уникальную "капельную" технику (ее еще называют "разбрызгиванием") - это стало настоящей БОМБОЙ в мире искусства.

Поллок расстилал холст на полу и двигался вокруг него, словно в танце, как шаман, разбрызгивая краску. Журналисты до сих пор грешат против правды, утверждая, что он изобрел "капельную" технику случайно (❌). На самом деле - это ПЛОД ДОЛГИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (✔️).

-3

Художник работал исключительно на полу, разбавлял краску, чтобы она могла свободно струиться на холст, в зависимости от консистенции, впитываясь в него или застывая на поверхности объемными брызгами. И само по себе это действо также породило множество ДОМЫСЛОВ. Вот два главных:

1️⃣ Полная случайность изображения (❌).

2️⃣ Шаманство (экстатический акт; ❌).

На самом деле ЗДЕСЬ НЕТ НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО (✔️), но есть эффект этой случайности, естественности (а сам танцующий художник - не более, чем эффектный способ работы).

Абстрактный экспрессионизм, ярчайшим представителем которого и является художник, зародился после Второй Мировой Войны и стал анархистским, бунтарским и даже нигилистическим движением.

Война - это всегда кризис не только политический, но и внутренний. Это кризис всего общества и каждого человека. Кризис заставляет задуматься и пересмотреть устоявшийся взгляд на мир, что требует поиска новых с ним отношений не только в жизни, но и в культуре.

-4

Поллок считал, что коллективная память человечества выражается в искусстве. Он утверждал, что пальцы лучше отображают эмоции и идеи, когда пишут независимо от сознания, но мы то знаем, что он лукавил, ибо его работы более, чем ОТ СОЗНАНИЯ: цвет - под контролем; движение рук, как и самого художника (резкость, плавность, статика) - под контролем; количество и густота краски, интенсивность ее потока, места, куда она должна якобы случайно попасть, расстояние между кистью и холстом - все под контролем.

-5

Но, поток краски, на первый взгляд хаотично и вольно льющейся на холст, подконтролен ТОЛЬКО Поллоку. Он отработал свои движения так, чтобы на холсте оставались ЗАДУМАННЫЕ им ИДЕАЛЬНЫЕ БРЫЗГИ.

А внешне это, действительно, довольно убедительный СТИХИЙНЫЙ ПОРЫВ.

Джексон Поллок "Сближение", 1952. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк.
Джексон Поллок "Сближение", 1952. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк.

Стихийный порыв - метод письма, подразумевающий вживание в каждую линию, в каждый нанесенный пигмент.

В этом Поллоку помогла мифология и рисунки древних индейцев. Его увлекал универсальный характер символов их искусства (ну и, конечно, сам акт творения он подчерпнул именно у них).

И в общем-то на картинах художника все является предметом и ничто не является им само по себе. Это предполагает ДРУГОЙ ПОДХОД К ЧТЕНИЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ (и нет, я говорю даже совсем не о фантазии или ассоциациях) - необходимо подойти предельно близко к картине, чтобы оказаться внутри холста, чтобы увидеть как линии переходят в цвет, а цвет становится линией. И тогда появится ощущение, будто мы сидим в темноте "и она не хуже в комнате, чем темнота снаружи".

🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸

"Вторая мировая война сильно напоминала пророчество об Армагеддоне, то есть решительной схватке добра со злом... за нею начались чудеса. Растворимый кофе - вот вам чудо, пожалуйста. И еще ДДТ. Придумали ДДТ насекомых изводить, почти всех и извел. Ядерная энергия, предполагалось, так удешевит электричество, что и счетчики ни к чему не станут. Кроме того, предполагалось даже, что ядерная энергия сделает еще одну войну просто немыслимой. Рассуждайте теперь о хлебах да рыбах, которыми Христос четыре тысячи человек насытил! Антибиотики со всеми болезнями покончат. Лазарь и не умер бы никогда - недурно, а? Выходит, Сын Божий вообще ни к чему. Да, и всякая удивительная еда появляется, а вскоре у каждой семьи, наверно, будет свой вертолет. Новые удивительные ткани выдумали - стирай в холодной воде, а гладить совсем не надо!" (Курт Воннегут" Синяя борода").