Найти тему

Почему не нужно учиться "читать между строк". Как нормальный диалог превращается в манипуляции

Регулярно от переговорщиков, руководителей и просто людей, которые хоть как-то задумываются о качестве коммуникации, я слышу подобные вещи: "вот бы мне научиться читать людей", "вот бы научиться читать между строк", "вот бы тоньше улавливать намёки" и пр.

И честно, мне в такие моменты иногда хочется ругаться))) Потому что часто озвучивают это люди, которые правилами и приёмами коммуникации только-только начали интересоваться.

И вот какую основную мысль я хочу донести:

Сначала важно научиться слышать/воспринимать прямые посылы и самим корректно выражать свои мысли, а потом уже думать, надо ли учиться "читать между строк".

Почему "читать между строк", не зная базовых правил коммуникации, - это лишнее?

  1. Во-первых, большинство людей не умеют читать сами строки, получая из сообщения (неважно, устного, письменного, какого угодно) хорошо если процентов тридцать информации. То есть двигаться в чтение мыслей до того, как научиться понимать сказанные слова, - это ставить трёхмесячного ребёнка на коньки.
  2. Во-вторых, попытка увидеть в сообщении и поведении человека больше того, что он говорит и как делает - это чистой воды интерпретация. То есть нечто из серии "сама придумала, сама обиделась". И мало того, что это не поможет улучшению отношений - это с высокой вероятностью их ухудшит! Да ещё и заставит постоянно нервничать, выдумывая, что же там имел в виду собеседник.
  3. В-третьих, если предположить, что вы действительно научитесь считывать людей, - к чему это приведёт в общении с ними? Скорее всего к тому, что они совсем разучатся говорить (так часто бывает с детьми, чьи желания родители предугадывают). Зачем, вам же всё понятно с полуслова и полувзгляда... Более того, будут требовать, чтобы вы срочно "догадались" и бесконечно обвинять вас в том, что вы знали, но ничего не сделали! То есть манипулировать!
    Есть правда ещё один вариант (подозреваю, он понравится многим ещё меньше) -
    люди будут просто от вас сбегать, не желая, чтобы вы считали те подтексты и мотивы, которые они не хотят выставлять напоказ.

Вот и получается, что попытки "читать между строк" в общении двух людей напрямую приводят:

  • к самоманипуляциям, когда слушающий, вместо того, чтобы задать уточняющий вопрос, в панике пытается догадаться обо всём "Ну вот... он(а) наверное имел(а) в виду... что же мне теперь делать?!"
  • к манипуляциям, когда говорящий, вместо того, чтобы позаботиться о корректном выражении мыслей, начинает прессовать "А ты что, сам(а) не догадался(ась)?!"

и к негативным эмоциям с обеих сторон, развитию конфликта или вовсе нежеланию продолжать диалог.

Примерно так)
Примерно так)

Чему учиться вместо?

Прежде всего прямой коммуникации. А конкретнее:

  • Вопросам. На которые вы готовы получать ответы!

Вы можете так поставить вопрос, чтобы быстро получить именно нужный вам ответ?

Или вы спрашиваете "Как дела?" - и потом полчаса изнываете от того, что на вас вываливают кучу левой информации?

  • Лаконичному выражению мыслей.

Вы можете уложить основную суть своего сообщения в 40-60 секунд?

Или вы говорите-говорите-говорите, постепенно наблюдая, как изнывает уже собеседник?..

  • Подбору нужных слов.

У вас всегда получается с первого раза сказать так, чтобы собеседник принял вашу мысль максимально близко к тексту?

Или вам приходится по два часа объяснять, что вы "не это имели в виду"?

  • Активному слушанию.

Когда вы в диалоге, всегда ли собеседник видит, что он вам интересен?

Или регулярно (от на самом деле интересных и важных для вас людей!) вам прилетают претензии "Да ты меня опять не слушаешь!"?

  • Умению выделять ключевые слова и мысли.

Вы с первого раза понимаете другого человека (в устной или письменной речи) верно?

Или вы вынуждены несколько раз переспрашивать, и только через пару часов/дней наконец понимаете, что именно он имел в виду?

  • Просьбам.

Вы можете попросить о помощи так, чтобы не скатиться в нытьё, но и не уйти в жёсткие требования?

Или во время/после просьбы либо вы чувствуете себя униженным, либо собеседник обвиняет вас в шантаже? А может вы вообще предпочитаете не просить, чтобы не быть превратно понятым?..

  • Умению корректно отказывать.

У вас получается так сказать "нет", чтобы не вызвать негатив собеседника?

Или пытаясь отказать, вы получаете долгие обиды, месть, а то и разрыв отношений?

Это не значит, что психолингвистический анализ, тонкая подстройка и прочие механизмы глубокого понимания ("считывания") других людей не работают, и что их вообще не нужно изучать. Работают, можно, нужно. Если вы уверены, что всё остальное уже отлажено))

Отрабатываю прямую коммуникацию)
Отрабатываю прямую коммуникацию)