Найти в Дзене
ANF на русском | ANF Russia

Россия и Иран в Сирии: конфликт или совместная координация?

Россия пытается укрепить своё влияние на сирийско-иракской границе, где находятся зоны, подконтрольные Ирану. То же самое происходит на южной границе Сирии с Израилем. Однако на фоне конкуренции и разногласий между Россией и Ираном в Сирии, не утихают слухи о том, у двух стран есть негласное соглашение. Кроме того, наблюдатели также обсуждают пророссийские силы, которые были дислоцированы в городе Абу-Камаль.

Внезапно на нескольких пунктах близ сирийского-иракской границе вблизи города Абу-Камаль были развернуты силы Пятого корпуса, которые поддерживает Россия.

По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, 17 декабря в некоторых пунктах проиранских группировок близ сирийско-иракской границе были дислоцированы силы России.

В Сирийском центре мониторинга за соблюдением прав человека заявили, что это произошло после российско-иранского соглашения, подробности которого не были раскрыты. Кроме того, данное событие произошло через неделю после открытия штаба для российских войск в городе Абу-Камаль.

Отметим, что в конце 2017 года правительственные войска сирийского режима при поддержке проиранских группировок взяли под контроль приграничный с Ираком город Абу-Камаль. Взятие произошло после боев с наемниками террористической организации ИГИЛ при поддержке российских ВВС.

С тех пор в этом городе на проиранские группировки стабильно совершаются десятки рейдов неопознанных самолетов. Были догадки, что иногда эти рейды совершают силы возглавляемой США Международной коалицией по борьбе с терроризмом ИГИЛ, а иногда Израиль.

Город Абу-Камаль имеет большое значение для Ирана, так как включает в себя единственную сухопутную переправу, соединяющую три страны (Иран - Ирак - Сирию) с берегами Средиземного моря.

Однако российско-иранское противостояние началось не в Абу-Камале, а на юге Сирии, где находились иранские войска.

Напряженная ситуация на юге Сирии обострилась из-за попытки России ослабить там влияние Ирана. По многим данным, так Россия пыталась выполнить обещания, данные ею как Соединенным Штатам Америки, так и Израилю.

В 2018 году израильские средства массовой информации сообщили, что после нескольких месяцев переговоров Россия и Израиль достигли договоренности о том, что силы Ирана и «Хезболлу» следует вывести на более удаленное расстояние от северной границы Израиля с Сирией. Эта договоренность совпала с визитом министра обороны Израиля в Россию. Согласно сообщению газеты Jerusalem Post (понедельник, 28 мая 2018 года), Израиль и Россия договорились разрешить правительственным войскам сирийского режима контролировать южную Сирию вплоть до границы с Израилем, а Ирану и «Хезболле» не будет позволено участвовать в этом процессе.

В сентябре 2018 года, после конфликта между Тель-Авивом и Москвой из-за случайного крушения российского самолета у берегов Сирии, официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков раскрыл подробности российско-американских договоренностей.

«Все проиранские силы и их тяжелое вооружение были выведены с Голанских высот на безопасное для Израиля расстояние, примерно в 140 километрах к востоку от Сирии», - прокомментировал тогда Игорь конашенков.

Он также добавил, что из этого района было выведено 1 050 военнослужащих, 24 реактивные установки и тактические ракетные комплексы, а также 145 единиц вооружения и другой военной техники.

25 июня 2019 года США, Россия и Израиль провели в Иерусалиме саммит по безопасности, в ходе которого договорились обеспечить безопасность Израиля.

Несмотря на это, в южной части Сирии до сих пор напряженная ситуация из-за разногласий России и Ирана. Разговоры о споре между Россией и Ираном все больше становятся в центре дискуссий наблюдателей, особенно после того, как поддерживаемая Ираном 4-я дивизия вновь появилась на сцене военных событий после создания пророссийского Пятого корпуса.

В этом контексте писатель и политический аналитик, специализирующийся на российских делах, Раид Джабир прокомментировал нашему информационному агентству ANHA: «Все последние действия России в этом регионе предназначены для установления новых полевых договоренностей в ожидании прихода к власти в США новой администрации Джо Байдена. Это случится в следующем месяце. До этого времени Россия хочет совершить некоторые маневры, будь то на юге Сирии или в восточных регионах Абу-Камаля, чтобы предоставить это уже как свершившийся факт. Таким образом у нее будут козыри для ведения переговоров с новой администрацией Соединенных Штатов Америки. Кроме того, у России есть представление, что всеобъемлющие переговоры по решению сирийского кризиса могут быть начаты, несмотря на все происходящее в самой Сирии. Мы знаем, что существует спор между двумя сторонами, но сначала Москва хочет абсорбировать любой шанс широкого распространения конфликта. Будь то на юге Сирии, в Израиле и «Хезболле», в силах, лояльных к Ирану, или на востоке Сирии».

Что касается соперничества между Россией и Ираном в Сирии, то Джабир сказал: «Конечно, конкуренция между Россией и Ираном есть. И за последние годы мы наблюдали эту конкуренцию в различных сферах».

Он добавил: «Однако в вопросе с Абу-Камалем, скорее, есть не российско-иранская конкуренция, а совместная координация действий, чтобы уменьшить возможность столкновения с США за счет присутствия России в этом регионе. Именно поэтому развертывание сил России в этом регионе проходило в прямой координации с иранской стороной. И эти договоренности посылают четкий сигнал Соединенным Штатам Америки и другим странам о том, что Россия так или иначе способна контролировать иранское присутствие в Сирии. Тут надо уточнить, что я имею ввиду не полный вывод иранских и проиранских сил из Сирии, а скорее контроль уже имеющихся там иранских сил. Однако вполне возможно, что в этом вопросе будут опасные точки соприкосновения, которые могут привести к конфронтации двух сторон».

В свою очередь, Андрей Чопрыгин, российский академик и профессор Школы востоковедения при Высшем экономическом университете, также прокомментировал нашему информационному агентству ANHA размещение пророссийских сил в Абу-Камале. Он сказал: «Официально Россия никак не комментирует размещение своих сил в сельской местности Абу-Камаля. Однако по имеющейся информации можно сделать вывод, что развертывание сил пророссийского Пятого корпуса в Абу-Камале состоялось после встречи министров иностранных дел России и Сирии, где обсуждали необходимость приложить усилия для смягчения санкций против правительства сирийского режима. Похоже, что шаги в этом направлении начались с сокращения присутствия сил Ирана в Сирии. По крайней мере, чтобы потом оперировать этим фактом в диалоге с США. А именно присутствие сил Ирана в Сирии являлось одним из аргументов США в сторону введения санкций против правительства сирийского режима. Поэтому шаги в сторону вывода сил Ирана на сирийского-иракской границе могут быть рассмотрены, как шаги к тому, чтобы призвать новую администрацию США к переговорам по решению сирийского кризиса».

Что касается будущего российско-иранских отношений, то Раид Джабир сказал: «Москва действует последовательно. Она не может отступить от своей позиции по ядерному соглашению и хочет возобновить это соглашение и защищать Иран на международных форумах. В то же время в Сирии она не вступит в конфронтацию с иранцами, там есть определенная зона влияния для каждой стороны. Иран останется для России партнером, как и в случае с Турцией. Россия хочет сохранить эти отношения. Несмотря на все разногласия с Ираном в Сирии, Россия все равно стремится не вступать в прямую конфронтацию. Сохранить свои отношения с Ираном для нее является эффективным механизмом прохождения и завершения своей политики на месте и подготовки к следующему этапу».

Источник: anfnews.ru