Вода — основа жизни, но не для текста. Вода в тексте — это слова, не помогающие читателю понять идею. Определить их очень просто. Если вы удаляете слово, словосочетание или предложение из текста, и его суть от этого не меняется, значит, это вода.
⠀
Есть инструменты, определяющие водность текста. Максим Ильяхов, известный редактор, называет воду словесным мусором. В его понимании все конструкции в предложении, которые можно упростить, содержат мусор. который мешает читателю докопаться до сути.
⠀
Еще задолго до Ильяхова к этой же проблеме обращался Корней Чуковский в своем рассказе “Живой как жизнь”. ⠀
Почему вода появляется в тексте?
⠀
Мы начинаем лить воду тогда, когда нам нечего сказать. Часто читаете что-то типа такого:
⠀
📝Сегодня каждому известны масштабы эпидемий…
📝На сегодняшний день проблема состоит в том, что….
📝“нельзя не отметить”, “нельзя не признать”, “нельзя не указать”, “поскольку при наличии вышеуказанной ситуации”.
⠀
Чуковский приводит славный пример, как мог бы звучать Пушкин, будь он бездарным копирайтером:
⠀
💥Надо отметить, что в синем небе звезды блещут,
💥Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут,
💥Следует особо остановиться на том, что туча по небу идет,
💥Приходится указать, что бочка по морю плывет.
⠀
А все дело в подходе. Копирайтер получает задание:
⠀
✍️написать текст о синем небе со звездами на 2000 символов. Указать, что в нашем небе есть туча. Информации критично мало, чтобы размазать ее на указанный объем текста, но находчивый копирайтер знает, как написать серьезный текст — льет воду, не иначе.
⠀
Что делать:
⠀
☑️Запрашивать информацию у заказчика — выяснить цель текста, что надо прорекламировать, к какому действию подвести читателя, где будет размещаться, характеристики неба и тучи
☑️Анализировать поисковую выдачу — как другие сайты хвалят небо и тучу
☑️Ставить себя на место читателя — что бы я хотел узнать о синем небе
Как понять требования заказчика к воде
Если в задании не указывается сервис проверки, а только допустимый процент воды — к примеру, до 15%, то копирайтеру иногда сложно сориентироваться, как проверить ее содержание и отжать до нужного показателя.
Водность можно проверить в:
- text.ru — в этом инструменте допустимое количество воды (зеленая зона) — до 15%;
- advego.ru — здесь доустимая водность составляет до 65% (сам Адвего указывает 55-75%);
- miratext.ru — допустимая “водянистость” — до 10%.
*Чтобы проверить воду в Адвего, нужен не Antiplagiat, а инструмент семантического анализа текста.
ВАЖНО! Семантический анализ Advego не ограничен. Вы можете проверять текст, сколько нужно.
Чтобы увидеть водные фрагменты текста по text.ru, достаточно кликнуть по нужному показателю:
В анализе Адвего все поля некликабельные:
Вода определяется как соотношение незначимых слов к общему количеству слов в тексте. А здесь уже инструмент эти слова показывает по табличкам:
Чтобы снизить показатель воды, надо уменьшить количество вхождений слов с самыми высокими процентами из этой таблички. Зачастую незначимые слова являются частью вводных конструкций, которые используются в текстах для красоты. Их удаление приводит к снижению водности.
В Миратексте тоже сводная табличка некликабельная:
Но слова, влияющие на водность текста, вынесены в отдельный блок:
Вода — злейший враг копирайтера. Даже ошибки и опечатки не столь критичны (это легко правится на стадии публикации), как текст ни о чем.