Великий князь и Наследник Российского престола Николай Александрович – старший сын Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадской.
Цесаревич унаследовал физическую красоту и представительность своих августейших родителей: благородство, радушие и доброту отца – «Царя Освободителя», изящность, высокую культуру и живой ум матери.
В 1860 году, Великий Князь, которому было тогда 17 лет (родился он 8/20 сентября 1843 г.) неудачно упал с лошади и повредил себе позвоночник.
На это тогда не обратили внимание и Цесаревич продолжал вести насыщенный образ жизни Наследника, участвуя, помимо обширной учебной программы, в многочисленных и утомительных приемах и посещениях.
В 1864 году Великий Князь впервые покинул русскую землю. И не суждено было ему увидеть ее вновь.
Великий князь беспредельно любил свою родину и ею восхищался, несмотря на интересное путешествие по Европе. Накануне отъезда, с балкона виллы, в которой он жил в парке Александрия в Петергофе, любуясь морем, лесом и виднеющимся вдали Кронштадтом, он сказал одному приближенному: «Если я за границей увижу хоть один такой прелестный вид, то я вернусь вполне удовлетворенным».
Великий князь посетил Пруссию, Данию, где познакомился со своей будущей невестой – принцессой Дагмарой.
Затем Цесаревич посетил некоторых своих родственников и поехал в Дармштадт к родителям.
Со дня несчастного случая 1860 г. он только два раза испытывал боль в спине. Но в сентябре 1864 г. боль проявилась сильнейшим образом.
К сожалению, уже тогда он не мог избежать своих обязанностей. Несмотря на свою болезнь, которая давала о себе знать с нарастающей силой, Цесаревичу приходилось сопровождать отца верхом на лошади на военные маневры в Потсдам. Затем на прием и спектакль.
После этого Цесаревич отправляется в Копенгаген и делает предложение Дагмаре. Предложение было принято.
После этого путешествия короткими переездами Цесаревич побывал в Венеции, затем Милан, Турин, Геную.
Остановку он сделал в Ницце в гостинице «Croce di Malta».
После отдыха и встречи с матерью, Цесаревич отправился на поезде в Пизу. Когда поезд подходил к вокзалу, Великий Князь вдруг почувствовал сильнейшую боль в спине.
Он с трудом вышел из купе и поехал в итальянскую гостиницу.
Это было начало ужасных страданий, которые уже за редким исключением не прекращались.
Благодаря воспитанной в себе выдержке, Великий Князь посетил картинную галерею и коллекцию дворца Пити, провел несколько приемов итальянской знати.
После этого Наследник уезжает в Ливорно, оттуда опять в Ниццу.
Он старался казаться веселым и полным надежды. Беспокойство Императрицы было более инстинктивным нежели обоснованным; ведь врачи уверяли, что это лишь ревматизм.
Но несмотря на то, что Цесаревич об этом не говорил, он по всей вероятности отлично понимал свое состояние.
Его настроение, его рассуждения с каждым днем созревали. Его мысли, его замечания не были присущи 20-летнему молодому человеку. Один пример позволяет почувствовать благородство и тонкость его чувств. Когда перед ним говорили о человеке, которого он еще не знал, первый вопрос его был следующий: «Хороший ли он человек? Какие у него душевные качества?»
А так как один из присутствующих заметил, что на этот вопрос очень трудно ответить, что очень легко ошибиться, Великий Князь сказал: «Однако единственно этот вопрос меня интересует; к чему человеку быть образованным, умным, ловким, ежели у него нехорошая душа?»
Его учители – Гончаров, Гротте, Буслаев, Бапст, Соловьев, дивились его способностям и успехам, а последний говорил: «Если бы мне удалось хоть раз за десять лет подготовить студента, равного по развитию Великому Князю Николаю Александровичу, я считал бы, что я исполнил свою профессорскую задачу».
На следующее утро после ухода русской эскадры в Тулон спутники Великого Князя пришли на утренний завтрак.
Он стоял у окна, погруженный в мысли и не слышал, как они вошли. Когда граф Строганов с ним поздоровался, Наследник вздрогнул, как бы очнувшись от сна. – «Мне казалось, – сказал он, – что я нахожусь на Александре Невском, и что он везет меня в дальнее путешествие».
Кто мог подумать тогда, что слова эти были пророческими, и что несколько недель спустя именно на Александре Невском останки Наследника и Великого Князя вернутся в Россию.
В понедельник 18-го апреля 1865 г. собрался совет врачей и венский профессор Рехберг впервые произнес действительный диагноз:«Meningitis cerebro-spinalis».
24 апреля в воскресенье вечером старшего сына Императора, Наследника российского престола, очаровательного и почти гениального Великого Князя Николая Александровича, не стало.
Пятьдесят стрелков французской императорской армии вместе с кавалерийским эскадроном, приехавшим из Марселя, и русскими матросами из Вильфранша стояли на карауле в парке виллы Бермон. В городе все флаги общественных зданий были в трауре. Корабли в Ницце и в Вильфранше стояли с приспущенными флагами.
6-ого июня яхта Александрия пошла вверх по течению Невы и представила гроб Цесаревича у рат Петропавловского Собора. Было отслужено последнее очень простое заупокойное богослужение на месте, с петровских времен, захоронения российских царей.
Но память о молодом Наследнике осталась живой во всех сердцах.
В память о Цесаревиче в Ницце построен Православный русский собор Святого Николая на бульваре Царевича в 1912 году.
В саду возведена часовня византийского стиля в память царевича Николая, сына Марии Федоровны. Земля, на которой построен Собор, принадлежит Российской Федерации.
Если история понравилась, поставьте лайк.