Найти тему

Стресс на работе: как помочь сотрудникам выжить

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Мы настолько привыкли к стрессу, что перестали считать его чем-то значимым. А стресс тем временем крепко берет нас в клещи: разлитый утром кофе, неработающий лифт, опаздывающий автобус, отсутствие денег в банкомате, родительское собрание. Ягодки ждут на работе: раздраженное начальство, коллега, выдающий вереницу косяков, и бесконечные, бесконечные звонки от клиентов.

Самое время усмехнуться и спросить: а причем здесь HR-отдел? Нам бы с собственным стрессом на работе разобраться: горящие сроки, непробиваемые соискатели и все то же недовольное начальство. Расскажу одну познавательную историю.

В крупной компании на совещании спорят начальники двух отделов. Оба яростно доказывают свою правоту, переходят на крик. На следующий день один отправляется на больничный, и спустя некоторое время полностью увольняется. Стресс, связанный с работой, обернулся увеличением расходов на персонал и поиском человека на освободившееся место — довольно сложную вакансию. Соответственно, нагрузка на HR возросла.

Постоянный стресс на работе является также прямой причиной падения производительности:

  • сотрудники теряют мотивацию и интерес к своей деятельности;
  • увеличивается риск принятия неверных решений;
  • на простые задачи уходит значительно больше времени;
  • падает качество работы —> растет число недовольных клиентов.

Все это приводит к росту напряженности в коллективе. Чаще возникают ссоры, недовольства, скандалы. Люди впадают в состояние хронической усталости, а стресс наращивает свои активы. Команда разваливается на глазах.

Я не призываю вас ходить и предлагать каждому ромашковый чай. Или терпеливо выслушивать желающих поплакаться в жилетку. Но HR-отдел может сделать очень многое для того, чтобы стресс в коллективе не достиг критического уровня.

Как справиться со стрессом на работе?

Разбираться нужно с причиной, а не следствием. Основные причины возникновения стрессовых ситуаций в компаниях:

  • конфликты между отделами, а также с клиентами из-за отсутствия регламента;
  • конфликты внутри отделов из-за низкой квалификации руководителя, коллег, подчиненных.

Чтобы решить эту проблему, нужно:

  1. Создать четкий регламент рабочих отношений. Большинство устных договоренностей нужно прописать письменно. Это компенсация отпусков, сроки сдачи документов, локальные акты для разовых проектов, правила общения с клиентами и пр. Например, нужно обговорить и записать условия, при которых дизайнер или программист может отказаться вносить бесплатные правки в проект. А в трудной ситуации достаточно будет обратиться к регламенту, чтобы разобраться, кто прав. Важно: правила следует донести до всех сотрудников. Идеально, если вы будете вводить их постепенно, а не разом на 48 листах формата А4.
  2. Повысить компетенцию руководителей. Многие беды внутри отдела связаны с неумением руководителя организовать своих подчиненных. Здесь следует научить руководителя тайм-менеджменту, провести обучающие мероприятия по упорядочению деятельности коллектива. Или даже при необходимости заменить человека (В статье «Как выявить на собеседовании проблемного сотрудника» мы подробно рассказываем, как изначально не допустить подобных казусов).

Сейчас модно проводить тренинги по профилактике стресса на работе. В российских реалиях это себя не оправдывает:

  • если тренинг проходит в нерабочий день, это приравнивается к посягательству на личное время сотрудника и вызывает стойкое желание не приходить на лекцию;
  • если тренинг проводится на рабочем месте, это вызывает или раздражение (отрывают от рабочих задач, приходится тратить драгоценный час на очередную выдумку эйчаров), или же воспринимается как возможность улизнуть от работы и немного вздремнуть.

Эффективность таких действий очевидна. Малая ответственная доля коллектива, которая все же решит выслушать коуча, будет применять его советы ровно до первого провала в памяти.

Если вы все же горите желанием провести именно тренинг, отнеситесь к выбору коуча серьезно. Это должен быть хороший оратор, который за короткое время донесет до собравшихся основы стресс-менеджмента в сжатом, но понятном виде.

Я лично рекомендовал бы внедрить пару новшеств на рабочем месте.

  1. Укороченные пятницы. Прекрасный метод борьбы с выгоранием. Эйчары отмечают, что в компаниях, где это практикуется, персонал реже опаздывает, часто приходит пораньше и работает активнее, стараясь успеть сделать максимум до пятницы.
  2. Программа корпоративного здоровья. Пакет может включать в себя медицинские услуги, юридические, финансовые консультации, консультации психотерапевтов (очные и онлайн) — в зависимости от бюджета компании. Можно ограничиться психотерапией и медуслугами, только подобрать действительно хороших специалистов. Люди, которые реже болеют, меньше испытывают стресс и не настроены конфликтовать, а бесплатный психотерапевт в условиях полной анонимности — неоценимый ресурс в борьбе с сильными стрессами на любой работе. При наличии подобных программ у сотрудников вырастает лояльность к работодателю, повышается эффективность работы.
  3. Комната отдыха. Как бы дико не звучало, но во многих учреждениях работникам негде поесть или попить чай. Невозможность нормально провести обеденный перерыв, необходимость жевать прямо на рабочем месте или бегать в поисках приличной столовой/кафе — это приличный источник стресса. Помещение следует оборудовать: чайник, микроволновка, небольшой холодильник должны быть предоставлены организацией, а не куплены в складчину с зарплаты сотрудников. Не помешает и маленький диванчик/кушетка. Внимание: методы стресс-менеджмента нужно подбирать, опираясь на особенности конкретного коллектива.
  4. Физическая нагрузка. Великолепный способ борьбы со стрессом — фитнес-зал или курсы йоги. Месячный абонемент в зал отлично мотивирует на труд и одновременно помогает человеку снять стресс сразу после работы.

5. Неотложная помощь. Когда все внутри закипает, но негодование по разным причинам нельзя выразить вслух, нужно просто уйти с поля боя. Выделите для этого 10-15 «свободных» минут в день для каждого сотрудника, чтобы он воспользовался ими при необходимости. Пройдясь по лестничному маршу, по улице, банально покурив, человек обязательно отвлечётся и успокоится. И сможет продолжить трудиться в прежнем режиме.

Можно выбрать любой из представленных вариантов или придумать на их основе свои. Опыт показывает, что относительно небольшие затраты на антистрессовые мероприятия выливаются в повышение производительности и рост прибыли. Посему о подобных вещах никогда не следует забывать.

А какие вы знаете эффективные методы работы со стрессом? Делитесь в комментариях!