Найти тему
Олег Калинка

Долгий путь к себе.

Независимый театральный проект режиссера Юлии Паниной «Я Есть. Задание номер 10».

Автор – Наталья Легкова.

Режиссер – Юлия Панина.

Актёры: Мария Васильева

       Евгений Демидов

Вокал – Саша Гладь

Художник – Анастасия Бутова.

Фото и видео – Татьяна Маркович.

Свет – Татьяна Яковлева.

Премьера состоялась 4 Декабря 2020.

Спектакль получил приз за лучшую женскую роль на фестивале «Рождественский парад» 2020.

В спектакле «Я Есть. Задание номер 10» Юлия Панина сосредотачивает наше внимание на познании человеческой индивидуальности. Этот уникальный компонент, наш своеобразный культурный код, который сокрыт в каждом из нас, он определяет парадигму нашего существования, формирует наш внутренний мир и его уникальность делает каждого из нас неповторимым. В спектакле «Я Есть. Задание номер 10» Панина создаёт пространство изучения человеческой индивидуальности, в котором наш путь к пониманию этой тонкой материи осуществляется с помощью воплощения истории запечатлённой в одноименном произведении Натальи Легковой. В этом эссе автор фокусирует наше внимание на истории одной женщины, чей жизненный путь пролегал по тернистым жизненным тропам проходящими через агрессивные среды и это создало особые условия которые оказали сильное влияние на её путь познания мироздания, сформировало её мировоззрение и индивидуальность. 

 В спектакле «Я Есть. Задание номер 10» пространство её жизни мы познаём в сценической проекции момента, в котором она экстрагирована из повседневной реальности и находится на условном временном отрезке между прошлым и будущем. Этот абстрагированный временной участок её жизни, можно условно назвать точкой откровений, в ней она говорит о своей жизни, о прожитых годах и событиях. В этом рассказе мы видим её концепцию понимания прошлого, которое она принимает как данность, временной отрезок жизни в котором были взлеты и падения, удачи и разочарования, боль и радость. Это понимание реалий прочитывается в её манере изложения, которую можно назвать рассказ-откровение некому собеседнику, который незримо присутствует и слушает её на этом островке времени между прошлым и будущем. 

В этом сценическом воплощении произведения Натальи Легковой наше познание человеческой индивидуальности в пространстве её жизни начинается с воспоминаний детских лет, которые открывают нам картину изнаночной стороны человеческой жизни в реалиях советского времени. В проекции её детства мы видим жизнь семьи, в которой алкоголизм и домашнее насилие были частью повседневности, а воспитание детей осуществлялось педагогикой угроз, наказаниями и побоями. Эта картина особой формы нормальности жизни того времени является отправной точкой нашего пути познания концепции «Человек vs среда его обитания». 

Пристальный взгляд на это пространство человеческой жизни представляет нам явный дисбаланс сил, в котором среда её обитания обладаёт безграничной силой и здесь человек в начале своего жизненного пути легко может быть искорёжен под давлением среды и его существование может быть доведено до полного подчинения. В этом особом пространстве истории одной жизни мы видим человека в трудной жизненной ситуации, в которой выбор путей и возможностей выживания ограничен. В этой истории она понимает, что не может изменить эту форму нормальности среды её существования и пытается жить в двух измерениях.

В этой проекции ада её жизни она создаёт для себя особую плоскость существования, которая параллельна её реалиям жизни дома, в ней она абстрагируется и фокусирует своё внимание на поиске своего предназначения в мире и пытается сформулировать вектор своего жизненного пути. В этом плоскости её жизни она отчётливо понимает необходимость расширение жизненного пространства, которое должно выйти за границы серого, унылого существования в этой среде.

Проекция её детских лет позволяет нам наблюдать зарождение конфликта человека и среды его обитания, в основе которого лежит несовместимость и антагонизм. В этом конфликте личность, не вписывающаяся в параметры установленные средой, становиться врагом общества и характерный примером подтверждающий эту концепцию мы видим в сюжетном пространстве этой истории. В ней она – человек, вступивший в конфронтацию с системой в начале своего жизненного пути и оппонирующей ей на разных уровнях. В начальной точке этого противостояния она не конфликтует открыто со средой своего существования и пытается минимизировать это влияние на собственную жизнь. В попытке выбраться из-под влияния этой проекции ада, она уходит в альтернативную плоскость своего существования, в которой она сосредотачивается на расширении горизонта собственной жизни. Противостояние индивидуальности vs среда обитания находит своё расширение в процессе её взросления и в визуальной проекции её жизни мы видим многочисленные и разноликие конфликтные точки, целью которых является конфронтация на основе понимания в понимании человеческой жизни. Её концепция существования в мире опирается на её понимании, что только она может быть хозяином собственной жизни и её желания отстоять собственную индивидуальность. 

В нашем анализе конфликта индивидуальность vs среда обитания мы расширяем наш горизонт познания в галерее образов персонажей истории её жизни. В этом направлении нашего взгляда мы видим среди этих людей, что этот перманентный конфликт условно выделяет две группы персонажей. В одной из них люди которые полностью подчинились среде, они адаптировались к существованию в установленных системой правилах, это привело к полной или частичной утрате их индивидуальности. Вторая категория персонажей представляет себя случай в пространстве, которого люди, которые являются инструментом влияния системы. Они полностью приняли парадигму среды и жизнь в этой системе координат наиболее приемлема для них, которую они превратили в зону комфорта и благополучия. В этой форме существования они хозяева жизни и любая личность, не вписывающаяся в установленный паттерн, представляет угрозу благополучия их существования. В истории жизненного пути героини произведения Натальи Легковой мы наблюдаем множественные точки, в которых её появление в этом пространстве воспринимается в качестве угрозы разрушения установленного порядка вещей и системы подчинения.

Проекции жизненного пути героини «Я Есть. Задание номер 10» показывают различные попытки системы и агрессивно-покорного большинства сломить сопротивление героини и уничтожить её индивидуальность. В этой истории люди, определяющие систему существования, провоцирует её на бунт и открытое противостояние в надежде задавить её индивидуальность катком бюрократической машины. Они пытаются блокировать её поиск путей самореализации различными запретами и ограничениями и продолжают пытаться форматировать её до полного нивелирования индивидуальности.

В спектакле противостояние индивидуальности с авторитарной средой выполнено в многомерном тандеме с фактором времени, в котором эта проекция конфликта трансформируется во временных границах обозначенных концом двадцатого и началом двадцать первого века. В этой временной системе координат рассказ героини создаёт историографическую картину влияния тектонических процессов на жизни людей её жизненного пространства. Эти картины представляют нам возможность познания человеческих судеб в шестеренках истории. В них мы видим кардинальные изменения социально-экономического характера, которые разрушают устоявшуюся десятилетиями иерархическую систему правления и возникновшую на этих руинах новую форму реальности. В этой новой системе координат человеческого существования конфликт индивидуальность vs среда обитания снижает градус активности, так как эти реалии жизни создают новые челенжи. В этих условиях героиня этой истории фокусирует свои усилия на реальном выживании и поиске иных путей самореализации.

В этой сюжетной плоскости мы получаем возможность погружения во внутренний мир героини, в котором её мысли сосредоточены на процессе переоценке жизненных ценностей, поиска новой парадигмы жизни, которая позволит ей сохранить свою индивидуальность и выжить. Этот философский поиск подводит героиню к попытке осмысления вопросов мироздания и ведёт её тропой критического анализа своей роли и предназначения в этом мире. На этом временном отрезке её метафизический поиск приходит к особой точке, в которой она подходит к осмыслению понятия человеческой веры в бога и поиске парадигмы существования богоискательство для неё не является панацеей и возможностью скрыться от новой реальности.

Её метафизический поиск открывает перед ней окно возможности создания собственного понимания соборности человеческого существования и установление взаимосвязи между её индивидуальностью и миром вокруг неё. Тропа размышлений приводит её к формированию новой парадигмы существования, главным тезисом которой она посылает всем жизнеутверждающее послание: «Я есть!!! Я существую вопреки всему, так как я понимаю своё предназначение в этом мире».

 В спектакле «Я Есть. Задание номер 10» Юлия Панина создаёт сценическое воплощение истории запечатлённой в произведении Натальи Легковой в сложном многомерном тандеме, объединяющем традиции драматического театра и перформативных театральных технологий. В визуальной проекции этой истории мы видим образ женщины, проходящей круги ада на пути к пониманию собственного места и роли в мироздании. В спектакле драма её жизни, познаётся нами в сценических картинах, в которых её тернистый путь к себе воплощен в контрастной галерее образов людей пространства её жизни. В спектакле Панина воплощает эту драматическую контрастность с помощью сценического тандема Мария Васильева – Евгений Демидов, в котором драматический наратив истории героини окружён силуэтными образами людей её жизни. Этот приём позволяет Паниной создать пластично-трансформирующийся портрет человека в пространстве и времени. В этом сценическом произведении путь героини позволяет нам в ликах её истории увидеть фрагменты собственной жизни, в которых каждый из нас познал свою проекцию противостояния «индивидуальности vs среда обитания».

#Яесть #овкблог #ЮлияПанина #ПанТеатр #Современыйтеатр #современнаядраматургия #МарияВасильева #ЕвгенийДемидов #НатальяЛегкова