Найти тему
Библио-лаборатория

Роман Кристофера Приста - пророчество или фантазия?

Роман «Фуга темнеющего острова» вышел в 1972 году.

Повторяю — в тысяча девятьсот семьдесят втором, понимаете ли, году.

Photo by Andrew Keymaster on Unsplash
Photo by Andrew Keymaster on Unsplash

То есть это никоим образом не скороспелая конъюктурная поделка, как насквозь политизированный (а я подозреваю, что еще и заказаной) роман «Мечеть парижской богоматери». Ситуация, о которой пишет Прист, в начале семидесятых еще даже на горизонте не маячила. Хотя, если взглянуть на книгу под другим углом…

Собственно, сюжет книги довольно прост и очень близок сердцу любого консерватора. Африканские страны доигрались в междоусобную войнушку, дорвавшись до ядерного оружия и превратив большую часть континента в радиоактивную пустыню. Выжившим там, само собой, сделалось неуютно, поэтому они набиваются в диком количестве на все возможные суда и прибывают, прибывают, прибывают на туманный Альбион, захватывая деревню за деревней, город за городом, устанавливая там свои порядки, в которых для местного населения места нет.

Из всех обложек, какие я сумел найти, эта - лучшая
Из всех обложек, какие я сумел найти, эта - лучшая

Особенность романа в том, что главный герой — не супермен, героически прокладывающий путь сквозь хаос к свободе добрым словом и револьвером. Он даже не загнанная в угол крыса, взрывающаяся вынужденным насилием под давлением обстоятельств. Нет, герой книги Алан Уитмен - совершенно заурядный человек. Средний обыватель, каких миллионы, в жизни которого никогда не происходило ничего сколь-нибудь обычного, до тех пор, пока она рухнула разом в бездонную пропасть конфликта с иммигрантами — а на самом деле с захватчиками.

Прист не гонится за масштабностью повествования. Все события в романе разворачиваются вокруг отчаянного путешествия героя к недостижимой безопасности и его постепенного осознания, что мир прошлого полностью рухнул, и уже никогда не вернется. Действие происходит исключительно на территории бывшей «Владычицы морей», и лишь по очень смутным и редким намекам можно догадаться, что и в остальной Европе дела обстоят примерно так же. Собственно в этом и заключается отличие «Фуги» от современных апокалиптических опусов на сходные темы: для Приста важны не сами социальные изменения и катастрофы. Они для него - лишь инструменты для исследования психологии человека, внезапно очутившегося в невыносимых и до недавнего времени совершенно невообразимых для него условиях. Конечно, толика социального предупреждения в романе есть, но Прист явно не отводит ей роль основного посыла романа. И мне кажется, я знаю почему.

Photo by Flavio Gasperini on Unsplash
Photo by Flavio Gasperini on Unsplash

При всей кажущейся прозорливости и социальной остроте романа, в поднятой Пристом проблеме нет ничего оригинального. Проблема коренного населения и «понаехавших» существует, наверное столько же, сколько существует само человечество. Наверно, еще неандертальцы с ужасом смотрели на наших энергичных предков, стремительно занимавших все новые и новые территории, лишая наших двоюродных братьев охотничьих угодий и вообще жизненного пространства. А потом были египтяне в Нубии, римские легионы в Галлии (и в том же самом Альбионе, между прочим), викинги в Нормандии, мавры в Испании, крестоносцы в Палестине...

И каждый раз местному населению казалось, что мир рушится (собственно, часто так оно и было), и впереди грядут лишь тьма и забвение, но тем не менее вы сейчас сидите в уютной теплой квартире и при помощи невероятно сложного устройства читаете эти строки, которые я на таком устройстве настучал, прихлебывая чай, привезенный с другого конца света…

Ирония в том, что на каждом этапе развития цивилизации нам, живущем в нем, кажется, что вот именно сейчас — лучшее время, и именно наш вариант социального устройства, и именно наша культура - самые лучшие, подлинный венец развития человечества. Так думали египтяне, там думали эллины, так думали римляне. Почему мы, нынешние, должны быть исключением?

Photo by Stefan Gogov on Unsplash
Photo by Stefan Gogov on Unsplash

Я не утверждаю (как не утверждал этого и Прист), что современная цивилизация полностью себя исчерпала, но даже если это так — это отнюдь не означает всеобщей тотальной катастрофы. Глобальная радикальная исламизация — не самый вероятный, но вполне возможный вариант будущего, и для западной (в которую входит и Россия) цивилизации это будет означать конец — но будет ли это означать конец человечества? Вряд ли. Пережили же мы когда-то темные века…

Должен сказать, что меня лично, как типичнейшего представителя той самой современной цивилизации, вариант всемирного халифата совершенно не радует, и мне очень не хотелось бы, чтобы он реализовался. Прежде всего потому, что меня, как точно такого же «маленького человека» ожидает в таком случае та же судьба, что и Алана Уитмена. Но если взглянуть на такой сценарий отвлеченно, то ничего особенного не произойдет. История сделает еще один виток и пойдет дальше. Не исключено, что для выживания человечества как разумного вида, это будет даже эффективнее — но мы пока не можем этого знать.

В странные заводи меня увели размышления о романе Приста… Настолько странные, что я хочу (впервые за почти полторы сотни статей) отдельно попросить: пожалуйста, будьте корректны в комментариях, и изливайте свою фрустрацию, ненависть и отчаяние где-нибудь в другом месте. Не превращайте статью в «Фугу темнеющего канала».

Спасибо!