Найти тему
Попризанятнее

Ночные пташки

Ночные атаки издревле славятся эффективностью благодаря внезапности, поэтому нет ничего удивительного, что в первом же вооруженном конфликте с участием авиации, появились ночные авиаудары.

Во время Первой мировой особенные бомбардировщики уничтожали спящие аэродромы противника вместе с техникой, и обеспечивали господство в воздухе. Ну и для противостояния особенным бомбардировщикам создали особенные истребители. Сегодня поговорим, чем же они были особенны, и какие отголоски тех лет мы до сих пор слышим в авиалайнерах.

Несмотря на значительный устрашающий эффект, первые ночные бомбардировки были не так эффективны из-за сложной навигации и низкой точности. Зато найти и уничтожить атакующего в небе было очень трудно, а значит, атака оставалась безнаказанной. Радиолокацию тогда еще не завезли, поэтому вариантов было два: искать нападающего прожекторами ПВО, либо посылать истребитель, который будет искать его при свете Луны. Словом, это было сомнительное удовольствие для обеих сторон.

Скорее всего, это было как-то так.
Скорее всего, это было как-то так.

Если в 1910-е использовались модифицированные версии бомбардировщиков и истребителей с улучшенными системами навигации, то в перерыве между войн ученым было над чем подумать, и в 1940-х появились специализированные машины - ночные бомбардировщики и истребители.

В 1935 году таки завезли радиолокацию. Благодаря ей появились системы радионавигации, так как это единственный инструмент пилота при отсутствии визуальных ориентиров. Кроме того, во время войны появилась система распознавания "свой-чужой", основанная так же на обмене шифрованных радиосигналов между союзными подразделениями.

Логичным ответом нападающей стороны стало увеличение скорости и высоты полёта при повышении точности и дальности бортовых орудий, чтобы летать там, куда не дотягиваются лучи прожекторов и стрелы ПВО. Бить без промаха с безопасной высоты.

Я уже говорил в статье «Загадочная история закиси азота» , что первыми закись использовали британцы именно в ночных истребителях в 1943 году. Это было необходимо для увеличения мощности поршневых двигателей, технические возможности которых на тот момент уже исчерпывали себя.

А еще посадочные огни аэродромов делали их заметной целью в ночи, поэтому была разработана система посадки по приборам, и это именно благодаря ей современные авиалайнеры совершают посадку в автоматическом режиме.

Таким образом, ночная авиация дала толчок к развитию ряда важных авиационных технологий, некоторые из которых обрели дом под капотом гоночных автомобилей и в гражданской авиации.

В 1970-е гг. никто уже не пользовался термином "ночная авиация". Конечно, ночные авиаудары используются и по сей день, однако повсеместное распространение радиолокации, турбореактивных двигателей, а впоследствии и спутниковой навигации, сделало все истребители, бомбардировщики и авиалайнеры пригодными для полетов в любое время суток и при любой погоде. Ну а высота их полёта не снилась ни одному прожектору.

Другие призанятности:

Хит-парад навигационных систем самолета или как втереться в доверие к авиалайнеру?

Худшее, что можно сделать по команде "от винта!"

Лучший способ испытать перегрузку, если поздно идти в космонавты

Почему инженеры дырявят детали?

Разве у самолета нет турбины?

Форсаж. Как много в этом слове... или нет?