Всем добрый день, доброй ночи, где бы вы ни находились!
Что ж, тут можно писать, наверное, целую книгу того, как сначала немецкие, затем японские и советские, а затем уже и российские производители пытались создать идеальный роторно-поршневой двигатель!
Но, я постараюсь уместиться в одну статью, так что заваривайте чай/кофе, открывайте печеньки - будет интересно!
Подобную статью, в виде экскурса в историю советских инженеров о ГАЗ-М-1 вы можете почитать здесь: ссылка
Германия: С чего начался роторно-поршневой двигатель:
Роторно-поршневой двигатель (РПД) имеет, на самом деле, очень простую конструкцию:
Но на экспериментальном образце, конечно же все не закончилось, в 1963-ем году вышел первый гражданский автомобиль на роторе NSU-Prinz Spider:
В принципе, в Европе на этом история с ротором закончилась. Конструкция была признана ненадежной из-за того, что постоянно приходилось бороться с уплотнителями двигателя, которые из-за высоких нагрузок просто рассыпались, приводя его в негодность уже за 30-50 тыс. км.
Япония: Самое успешное и культовое применение роторной конструкции
Мир полнится слухами, особенно, когда речь идет о деньгах. Поэтому для Мазды, как для участника совместного предприятия Comotor SA с NSU и Citroen не было секретом, что готовится какая-то разработка нового двигателя, который вообще изначально проектировался, как авиационный.
И, конечно же, японцы обзавелись экспериментальными образцами и патентами и начали клепать свои роторные двигатели:
Затем японцы начали клепать какое-то неограниченное количество роторных моторов, но истинным прорывом стоит считать линейку RX, а конкретно - RX-7, которая пришла на смену RX-3 и просто вытеснила все роторные автомобили Мазда, кроме Cosmo:
Про RX-8 особо писать не буду, модель являлась финансово успешной, но с RX-7 ничего общего не имела. У нее тоже будет версия Spirit-R на 231 л.с, но даже ее не хватало для драйва, а ресурс мотора в 150 тысяч километров уже никого не устраивал.
RX-7 цепляла тем, что она классно ехала засчет того, что у нее была практически среднемоторная компоновка, идеальная развесовка и отличная динамика, за это ей прощали капризный мотор, который имел ресурс около 80-100 тысяч километров, в зависимости от езды.
RX-8 же имела ресурс уже 150-170 тысяч при правильной эксплуатации, но этого все равно было мало для потребителя, а отсутствие турбины не раскрывало должного потенциала нового роторного двигателя.
Писать о всех машинах Мазды на роторе можно бесконечно, но от самой технологии японцы не отказываются и говорят, что новое поколение Мазды 6 будет иметь технологию ротора Ванкеля, но уже в гибридной установке - как это будет реализовано, пока неизвестно.
СССР и Россия: Роторы, уничтоженные на корню.
Изначально за разработку был взят мотор от Мазды RX-2, его разобрали, изучили и решили, что необходимо создать свой ротор, с нуля, не доработать готовый патент, а именно - сделать самим!
Таким образом, на свет появился мотор ВАЗ-301, который развивал аж 70 л.с. Было принято решение поставить мотор на 50 ВАЗ-21011, которые никак не должны были отличаться внешне. Но все провалилось, т.к. 49 автомобилей потребовали замены двигателя на обычный и мотор признан провальным.
По факту, если не разжевывать это на долгую неинтересную тему - советские инженеры не справились за 30 с лишним лет с одной главной задачей - это ресурс. Им, в отличии от японцев, так и не удалось сделать ротор надежным, чтобы он проехал хотя бы 100 тысяч км.
Проект "Ротор" не был убыточным - бюро, которое занималось разработками на основе ротора, делала прототипы для лодок, амфибий и мотоциклов, так что деньги были! Но в 80-х проект свернули.
Да, к нему вернутся, начнется выпуск 21079 на основе нового ротора ВАЗ-4132 на 140 л.с. Затем будет провальный ВАЗ-414, затем ВАЗ-415, который наконец начнет ставиться на Самары с 1997го года, но посмотрите на их цены... Эх... А автожурналы тогда писали очень много!
Если вы думаете, что в СКБ работали мало или мозгов не хватило, то я вам отвечу, что скорее финансов и производственных сил, все-таки не в лучшие для страны годы разрабатывался ротор для серийного производства.
Все свернули в 2004ом, в 2007ом были утилизированы частично оборудование и наработки...
Резюме
Я уверен на 99%, что к роторным двигателям не вернутся уже никогда. Есть на это несколько причин:
Первая - это ресурс двигателя, т.к. потребитель хочет надежный агрегат, а он мало того, что проезжает всего около 150 тысяч (в случае Мазды), дак еще и на всем пути поджирает масло и топливо, делая голову владельцу.
Второе - Это связано, как раз, с поджором масла и топлива. Роторный двигатель очень тяжело загнать под евростандарты экологии, т.к расход топлива большой и достаточно много выбросов в атмосферу.
Третье - это дороговизна сие разработки, а в итоге и самого конечного продукта, что опять же отталкивает покупателей. Мазда - не в счет, просто японцы создали культовые тачки, они молодцы.
Да, Мазда пытается использовать и дальше технологию ротора, как и я сказал выше, но появление новых двигателей на основе концепции ротора - нет уж, увольте...