«И жил Яаков в стране египетской» (Берешит, 47:28).
Однажды я ехал в такси. Водитель обратился ко мне: «Можно задать вопрос?»
«Спрашивайте, если буду знать ответ – отвечу».
«Я вот не понимаю. Я работаю, жена работает, у нас маленькая семья – и еле-еле сводим концы с концами. Все время не хватает. А у вас, чтобы не сглазить, семьи большие, ртов много (да что он знает – у каждого по три рта: один на голове и два на ботинках), муж учится в колеле – и ничего, живут!»
«Я знаю ответ на твой вопрос, — сказал я, — он написан у Раши прямым текстом!»
«Как это? – удивился водитель, — откуда Раши знал, что я буду водителем, жена будет работать, и нам будет не хватать денег?»
«Да нет, — отмахнулся я, — не про тебя Раши говорит. Он говорит о нас!»
«О вас? Ну, послушаем…»
Сказано в Торе: «И жил Яаков в стране египетской». В Египте — еврей вообще может жить? Пишет Раши: «Эта глава стума» [т. е. в Торе нет абзаца, отделяющего главу от главы; стума также означает скрытое, непонятное]. И вправду невозможно понять как, но живут!
Расскажем одну историю на эту тему. Один аврех учился в колеле, жил на крошечную стипендию. Семья росла, родители тем временем женили других детей и помогать не могли… В конце концов, пошел он к раву Шаху и рассказал о своих трудностях. Ведь не только в деньгах дело. Сказано в Гемаре: когда заканчивается мука, ссора стучится в дом. Так что аврех попросил разрешения пойти учиться на бухгалтера. Так он сможет учиться в колеле утром и после обеда, а вместо вечернего колеля, ночного и предутреннего – будет работать пару часов, и жить станет легче.
«Я в это не верю», – ответил рав Шах.
Семья продолжала расти, и цены тоже, и все владельцы гмахов (касс беспроцентных ссуд) знали его в лицо. Не мог он ничего придумать, и снова пошел к раву Шаху.
Тот с большой любовью взял его за руку, и сказал: «Я понимаю твое положение. Но я уже говорил – я в это не верю…»
«Что, это запрещено?» – не выдержал аврех.
«Нет, нет, Б-же упаси. Нет тут никакого нарушения Торы. Но если ты спрашиваешь мое мнение – я в это не верю…»
Ну, что делать – если не запрещено, и других вариантов нет, а нужда все сильнее…
Пошел учиться на бухгалтера, материал давался легко, сдал все экзамены и получил диплом. Причем исполнил свое обещание: учился утром и днем, а работал только вечером. Стал неплохо зарабатывать.
И вдруг стали происходить странные вещи. Какие-то непонятные, неожиданные расходы появились. То что-то сломалось, то потребовался частный врач – и нужда все еще царит в доме.
Аврех сел и задумался, занялся самоанализом: что ж он сделал не так...