Найти тему
Великая Евразия

Откуда взялся особый путь развития России?

Оглавление

Продолжение серии статей по материалам доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова. Рекомендую начать с публикаций Кто продал Россию полякам в Смутное время? и Фантом укрАинского мозга

костюмированные балы Романовых, русские - только костюмы
костюмированные балы Романовых, русские - только костюмы

Между умными и красивыми?

Сейчас нам точно уже не узнать, когда в России впервые стали говорить о "особом пути развития", но мы можем попытаться понять, что же могло способствовать таким рассуждениям. Прежде всего, что означает этот самый "особый путь"?

Географически и исторически, Россия располагается между двух цивилизаций: европейской и азиатской. Считается, что именно это обстоятельство, каким-то образом мешает нам прибиться к той или иной модели развития. Экономического, политического, социального.

Откровенно говоря, всегда с этим не соглашался. Считаю, что ничего такого уж уникального нет ни в том, ни в другом варианте.

Зато есть обстоятельство, которое оставаясь долгое время в тени, тем не менее серьезно влияло на расклад политических и экономических сил в России. Растаскивало и разрывало ее надвое. На мой взгляд, как раз оно и придавало импульс центробежным настроениям нашего общего евразийского пространства.

"Никита Пустосвят. Спор о вере", картина В. Петрова
"Никита Пустосвят. Спор о вере", картина В. Петрова

Религиозная гражданская война

После воцарения династии Романовых на российском троне, им понадобилась новая идеология, образно выражаясь - знамя, подняв которое, они повели бы за собой народные массы и на основании чего, возглавили бы элиту государства. Нужно было обоснование. Прежняя парадигма, где царь - всего лишь первый среди равных, Романовых совершенно не устраивала.

Очень хотелось вознестись над приближенными, получить некое признание избранности. И такой путь нашелся. В Малороссийском Киеве культивировалась академическая версия православия, подчиненная Константинопольскому патриархату. Это преподносилось как "истинное, не замутненное татарщиной" христианство. Соответственно и история написанная немецким монахом Гизелем, стала канонической.

Процессы запущенные Романовыми и их церковным окружением, я подробно опишу в следующей статье, а пока вернемся к религиозному расколу, последовавшему за обрядовой реформой патриарха Никона. Надо ли говорить, что новые порядки пришлись по душе далеко не всем, а зачастую их отрицание принимало крайне резкие формы.

Можно с уверенностью констатировать, что общество раскололось на два радикально настроенных друг к другу лагеря. Государство пошло войной на тех граждан, кто не принял новые порядки и обряды - по России прокатилась гражданская религиозная война в скрытой форме.

На Западе также гремели войны католиков с протестантами, но они были в значительной степени разделены границами областей и государств. И когда страсти улеглись, единоверцы разобрались по анклавам. В России всем пришлось так или иначе уживаться вместе.

"Купец", картина Б. М. Кустодиева
"Купец", картина Б. М. Кустодиева

Дуализм во всем

Сформировалось две России: приближенная к двору, государственным институтам власти и противостоящая ей - крестьянская, глубинная Россия. Два центра, две системы, два мировоззрения, две экономические модели, две столицы, две разнонаправленные внутренние политики.

Сразу после переноса столицы в Петербург, он стал олицетворением землевладельческой, крепостнической, аристократической части. А Москва, в свою очередь, сконцентрировала в себе патриархальную, старообрядческую элиту общества.

Во времена реформ, все крестьяне получили высочайшее разрешение выкупаться у хозяев. Самые деятельные и хозяйственные из крестьян, немедленно воспользовались таким правом. Не быстро, со скрипом, но новый класс набирал свою силу, концентрировал капитал.

"Трактирщик", картина Б. М. Кустодиева
"Трактирщик", картина Б. М. Кустодиева

Вот только куда же его вкладывать? Крупными землевладельцами были только дворяне-аристократы, старообрядцам туда ход был заказан...

Польская модель кастового шляхетского общества, не давала шансов выбившимся из низов крестьянам вложить деньги в землю, деревеньки и "души". Они были вынуждены реализовать себя в производстве, основывали фабрики, мануфактуры и заводы, создавали внутренний промышленный продукт.

Аристократии и дворянству претило заниматься подобной коммерцией, исключение составляли внешнеторговые операции и ВПК. Таким образом утвердились и практически не смешивались, два разных российских сословия: новая аристократия и купечество.

Естественным образом, между ними завязалось соперничество за власть и ресурсы, в том числе за административные, и в первую очередь - за влияние на царскую семью.

"Долой орла!", картина И. Владимирова
"Долой орла!", картина И. Владимирова

Реформы под канонаду терактов

Петербургские деловые круги были неразрывно связаны с банковским сектором и иностранным капиталом, тогда как Московские, могли рассчитывать только на себя самих. Верх брали то одни, то другие. И часто решающим фактором становилась поддержка монархов.

К примеру, Александр II вопреки решению Правительства, распорядился отдать право приватизации ж/д Москва-Петербург аристократической "партии". Купцы же отыгрались после решения Александра III изменить таможенные правила в их пользу.

В конце 19 - го века, министр финансов С. Ю. Витте убедил царя и Правительство, открыть страну для иностранных капиталов, после чего инвестиции хлынули в Россию широким потоком. Само собой, что купечество было вне себя от ярости - они теряли свое доминирование.

С этого времени, всегда верноподданнические настроения среди верхушки магнатов, стали меняться на либеральные взгляды. Различные радикальные и экстремистские организации щедро финансировались, вкладывались деньги в славянофильские организации, либеральную печать и СМИ. С их финансовой (и не только) помощью, кружки "по интересам" экстремистов, быстро превратились в партии и набрали силу.

Нет, никто из них не хотел революционной анархии! Перефразируя известное выражение: доброе слово (о необходимости реформ) звучит гораздо убедительнее под грохот бомб и треск выстрелов. Они требовали учреждения Государственной Думы, которая-бы издавала Законы, назначала министров и ограничивала монархию.

зримый итог противостояния
зримый итог противостояния

И после событий 1905 года, император Николай II учредил такую Думу, но с весьма урезанными полномочиями. Купцов это не устроило и протесты, стачки и забастовки продолжались, что вынудило Николая согласовать Думу уже в законодательном варианте. Вокруг нее сразу закрутились интриги и противостояние с аристократами во главе с императором.

Это разнонаправленное движение: реакционно-шляхетское Романовых и прогрессивно-парламентское внутри российское, расшатало страну и политическую ситуацию в ней. Романовы во главе аристократических кругов, не хотели отдавать свои шляхетские привилегии и это здорово злило практически все слои общества. Дума и купеческая Москва взяли курс на свержение самодержавия. ©

Император сам подтолкнул события вскачь, распустив Думу в феврале 1917 года. Протест против такого решения выразился, как мы знаем в февральской революции, после чего было сформировано Временное Правительство, в которое по мнению современников, вошли "лучшие сыны Москвы" - купеческо-промышленной, старообрядческой Москвы.

Продолжение читайте в статьях Кто развалил сначала Российскую империю, а потом СССР? / Кто и когда решил, что русские всем должны?

Оригинал и полный текст статьи, читайте на сайте Великая Евразия.

Рекомендую к прочтению мою первую книгу "Вера наших предков. Неизвестные страницы". Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга "печать по заказу".