Предисловие
В первой мишне идет речь о заповеди произнесения определенных отрывков из Торы два раза в день (эти отрывки полностью приведены немного ниже). Она обсуждает, когда наступает время выполнения этой заповеди вечером, и до какого момента ее можно выполнять в течение ночи. Отрывки, которые следует произнести, мишна называет словом «Шма», по первому слову первого отрывка.
Автор мишны связывает время исполнения этой заповеди с подробностями другого закона Торы, согласно которому коэны должны очиститься от нечистоты, прежде чем есть труму, часть урожая, предназначенную для коэнов.
מֵאֵימָתַי קוֹרִין אֶת שְׁמַע בְּעַרְבִית? מִשָּׁעָה שֶׁהַכֹּהֲנִים נִכְנָסִים לֶאֱכֹל בִּתְרוּמָתָן, עַד סוֹף הָאַשְׁמוּרָה הָרִאשׁוֹנָה; דִּבְרֵי רַבִּי אֱלִיעֶזֶר. וַחֲכָמִים אוֹמְרִים: עַד חֲצוֹת. רַבָּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַד שֶׁיַּעֲלֶה עַמּוּד הַשָּׁחַר. מַעֲשֶׂה שֶׁבָּאוּ בָנָיו מִבֵּית הַמִּשְׁתֶּה. אָמְרוּ לוֹ: לֹא קָרִינוּ אֶת שְׁמַע. אָמַר לָהֶם: אִם לֹא עָלָה עַמּוּד הַשַּׁחַר – חַיָּבִין אַתֶּם לִקְרוֹת. וְלֹא זוֹ בִלְבַד: אֶלָּא כָּל מַה שֶׁאָמְרוּ חֲכָמִים «עַד חֲצוֹת» – מִצְוָתָן עַד שֶׁיַּעֲלֶה עַמּוּד הַשָּׁחַר. הֶקְטֵר חֲלָבִים וְאֵבָרִים – מִצְוָתָן עַד שֶׁיַּעֲלֶה עַמּוּד הַשָּׁחַר. וְכָל הַנֶּאֱכָלִין לְיוֹם אֶחָד – מִצְוָתָן עַד שֶׁיַּעֲלֶה עַמּוּד הַשָּׁחַר. אִם כֵּן, לָמָּה אָמְרוּ חֲכָמִים «עַד חֲצוֹת»? כְּדֵי לְהַרְחִיק אֶת הָאָדָם מִן הָעֲבֵרָה.
С какого времени произносят отрывки, составляющие текст «Шма», вечером? «С часа, когда коэны заходят, чтобы есть свою труму, и до окончания первой стражи», – это слова раби Элиэзера. А мудрецы говорят: «до полуночи». Рабан Гамлиэль говорит: «до появления первых проблесков зари». Был случай, когда пришли его сыновья с пиршества и сказали ему: «Мы еще не произнесли отрывки “Шма”!» Сказал им рабан Гамлиэль: «Если еще не появились первые проблески зари, вы обязаны произнести отрывки “Шма”. И это относится не только к этой заповеди. На самом деле обязанность выполнять все, что мудрецы повелели выполнить до полуночи, действует до появления первых проблесков зари».
Заповедь сожжения туков и частей жертвы по закону Торы действует до того, как появятся первые проблески зари. И все жертвоприношения, которые требуется съесть в течение одного дня, по закону Торы следует съесть до появления первых проблесков зари. Если так, то почему мудрецы сказали: «до полуночи»? Чтобы отдалить человека от греха.
Комментарий рава Овадьи из Бартануры
Со времени, когда коэны заходят, чтобы есть свою труму. Коэны, которые стали нечистыми и окунулись днем до заката, не имеют права есть труму «до вечера», то есть до выхода звезд на исходе того дня, когда они окунулись. Почему же не сказано: «со времени выхода звезд»? Как дополнение к основной теме, мишна сообщает еще один закон: даже если коэн приобрел один из видов нечистоты, очищение от которой требует жертвоприношения, как, например, нечистота зав или мецора, его право есть труму не зависит от этого искупления. [То есть несмотря на то, что часть процесса очищения от нечистоты – это принесение жертвы в Храме, они имеют право есть труму, даже если они эту жертву не принесли.] И об этом написано (Ваикра, 22:7): «И ушло солнце, и очистилось (небо от солнечного света), и после этого будет есть от посвященного», — «уход» солнца[1] является обязательным условием для того, чтобы коэн имел право есть труму, а принесение жертвы – не является.
До окончания первой стражи. Первая треть ночи – так как ночь разделяется на три стражи. После этого произнесение отрывков «Шма» уже не может считаться совершенным во время «укладывания»[2], об этом нельзя сказать (Дварим, 6:7): «укладываясь». А до выхода звезд – это еще день, и не время «укладывания». Те же, кто произносят отрывки «Шма» раньше, на исходе дня, полагаются на мнение раби Йеуды, приведенное ниже, в главе «Утренняя молитва» [глава 4, мишна 1]. Согласно нему время, в которое можно произносить послеполуденную молитву, заканчивается в плаг а-Минха, то есть за час с четвертью до наступления ночи. И для нас закон установлен таким образом, что можно следовать мнению раби Йеуды. И сразу же после окончания времени, в которое можно произносить послеполуденную молитву (Минха), начинается время, в которое можно произносить отрывки «Шма» вечером[3].
Пока не появились первые проблески зари. Так как [по мнению рабана Гамлиэля] вся ночь называется временем «лежания». И закон следует мнению рабана Гамлиэля, ибо мудрецы тоже согласны с ним. И они сказали, что [время, в которое можно произносить отрывки «Шма» продолжается только] до полуночи, чтобы отдалить человека от греха. Но изначально, как только наступает время вечернего произнесения отрывков «Шма», описанное в этой мишне, то есть начиная с выхода звезд, запрещено есть и, тем более, спать, не произнеся предварительно отрывки «Шма» и не помолившись.
Был случай, когда пришли его сыновья с пиршества. Сыновья рабана Гамлиэля поступили в соответствии с мнением мудрецов, которые сказали «до полуночи». И такой вопрос задали [рабану Гамлиэлю его сыновья]: «когда мудрецы сказали “до полуночи”, они имели в виду только до полуночи, и не позднее; и [существует принцип, по которому] при разногласии между одним мудрецом и многими, закон следует мнению многих. [То есть закон следует мнению, по которому после полуночи уже нет заповеди произносить «Шма».] Или же мнение мудрецов не отличается от твоего мнения? А то, что они сказали «до полуночи» – это только для того, чтобы отдалить человека от греха? И ответил им рабан Гамлиэль: «мнение мудрецов совпадает с моим мнением. И то, что сказали “до полуночи” – это чтобы отдалить человека от греха. Следовательно, вы должны произнести отрывки “Шма”».
И это относится не только к этой заповеди: весь следующий отрывок мишны – это продолжение того, что рабан Гамлиэль говорил своим сыновьям.
Сожжения туков: жертвоприношений. И частей жертвоприношения олат а-тамид (всесожжения, которое приносилось два раза каждый день), которое принесли к вечеру и окропили его кровью [жертвенник] днем. Заповедь сжигать его части на жертвеннике действует в течение всей ночи, как сказано (Ваикра, 6:2): «Оно, всесожжение, на костре, на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем».
Требуется съесть в течение одного дня. Как, например, благодарственное жертвоприношение (тода), грехоочистительное жертвоприношение (хатат), и тому подобные жертвоприношения, которые требуется съесть в течение дня и последующей ночи. [Мясо этих жертвоприношений] требуется съесть до зари, а с наступлением зари оно приобретает статус нотар («остатков»), [которые есть нельзя].
Если так, почему мудрецы сказали «до полуночи». Так мудрецы сказали о заповеди произносить отрывки «Шма» и о заповеди съедать мясо жертвоприношений. А о сожжении туков и внутренностей мудрецы не сказали, что его следует произвести до полуночи. И эти законы включены в эту мишну только для того, чтобы сообщить: любую заповедь, время выполнения которой – это ночь, можно выполнить в течение всей ночи.
Чтобы отдалить человека от греха. Чтобы не съел их после начала зари, и не подвергся наказанию карет. И то же самое относится к заповеди произнести «Шма» – чтобы [человек] не сказал: «у меня все еще есть время [для того, чтобы исполнить эту заповедь»], и не пропустил положенное время.
Комментарий בִּרְכֹת הוֹרַי
Произносят отрывки, составляющие текст «Шма». Трактат Брахот начинается с заповеди дважды в день произносить два отрывка из Торы: Дварим (6:4-9) и Дварим (11:13-21)[4]. Идея, которая объединяет эти фрагменты — это утверждение веры во Всевышнего и принятия на себя бремени исполнения заповедей Торы. В традиционный текст «Шма» включается также отрывок из Бемидбар (15:37-41), произнося который, выполняют также заповедь вспоминать исход из Египта днем и ночью.
Комментарий «Тиферет Исраэль» объясняет, почему трактат начинается именно с заповеди произносить «Шма»: «Я считаю, что первая заповедь, которая была дана народу Израиля – это занятие Торой, ибо изучение приводит к исполнению. [То есть, не изучая Тору и не зная законы, невозможно выполнять никакие заповеди, поэтому изучение Торы является необходимым условием для исполнения заповедей.] А если нет изучения, откуда возьмется исполнение? А заповедь, из которой выводится обязанность изучать Тору – это произнесение отрывков «Шма», где сказано (Дварим, 6:7): «и повторяй их». Кроме того, по закону, тому, у кого в этот день не было никакой возможности изучать Тору, произнесение этих отрывков засчитывается как заповедь ежедневного изучения Торы».
Комментарий «Он Ашир» подчеркивает, что Тора оканчивается буквой ל [слова (Дварим, 34:12): «перед глазами всего Израиля», לְעֵינֵי כָּל יִשְׂרָאֵל], а самая первая мишна начинается со следующей буквы алфавита, буквы מ (первая буква слова מאימתי, с которого начинается данная мишна). Это показывает, что устная Тора является продолжением и неотъемлемой частью письменной Торы.
Отрывки, составляющие текст «Шма». Набор отрывков, которые необходимо произнести, чтобы выполнить заповедь произнесения «Шма», включает в себя следующее.
«Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один. И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим и всею душою своею, и всем имуществом своим. Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. И повторяй их сынам своим, и говори о них, сидя в доме своем, и идя дорогою, и когда ты лежишь[5], и когда ты встаешь. И навяжи их как знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим, 6:4-9).
После первого стиха «Шма» шепотом[6] произносят слова «Да будет благословлено Имя Славы Царства Его во веки веков». Потом произносят отрывок (Дварим, 11:13-21): «И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне – любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею – то дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и елей твой. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им. И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой хорошей земли, которую Г-сподь дает вам. Поместите же эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем и когда идешь дорогою, и когда лежишь, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим, — сколько дней небо над землею».
Традиционно[7], после этих двух отрывков произносят еще один отрывок, который говорит об исходе из Египта[8] (Бемидбар, 15:37-41): «И Г-сподь сказал Моше, говоря: Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих во всех поколениях своих, и вставляли в кисть края бирюзовую[9] нить. И будет она у вас в кисти, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Г-спода и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, за которыми вы блудите, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу вашему. Я – Г-сподь, Б-г ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Б-гом. Я – Г-сподь, Б-г ваш».
Произносят отрывки, составляющие текст «Шма», вечером. Талмуд говорит, что эта мишна, самая первая во всем своде Мишны, начинается не с начала. Автор задает вопрос, когда нужно произносить отрывки «Шма», но не объясняет, почему их вообще надо произносить! Талмуд отвечает, что заповедь произносить «Шма» вечером и утром известна из стиха (Дварим, 6:7) «И повторяй их сынам своим, и говори о них, сидя в доме своем, и идя дорогою, и когда ты лежишь, и когда ты встаешь.» Поэтому мишна сразу начинает с объяснения законов этой заповеди.
Талмуд также задает вопрос, почему мишна в первую очередь обсуждает произнесение отрывков «Шма» вечером, а не утром. На это дается несколько ответов. Во-первых, Тора с самого начала говорит нам, что день начинается с вечера, как сказано[10]: «И был вечер, и было утро: день один». Кроме того, о самой заповеди произнесения отрывков «Шма» сказано[11]: «когда лежишь, и когда встаешь». Ночь упоминается в первую очередь.
Коэны – потомки первосвященника Аарона по мужской линии. Коэны являются священниками, выполняющим службу в Храме. Они имеют право получать некоторые из даров, которые в земле Израиля отделяют от урожая и от скота, в том числе, труму.
Трума – один из даров, который отделяется от урожая, произрастающего в земле Израиль. Этот дар может употреблять в пищу сам коэн, некоторые члены его семьи[12], его рабы и скот. Таким образом, труму могут есть не только коэны. Очевидно, мишна употребляет слово «коэн» для краткости.
Человек имеет право есть труму, только будучи в состоянии чистоты. Поэтому, прежде чем приступить к поеданию трумы, было необходимо очиститься.
Коэны, которые стали нечистыми и окунулись днем до заката, не имеют права есть труму «до вечера», то есть до выхода звезд на исходе того дня, когда они окунулись. Коэн, как и любой другой человек, приобретший духовную нечистоту, должен был окунуться в специальный водоем, имеющий статус микве[13]. От некоторых видов нечистоты можно очиститься сразу. Другие виды требуют семь дней для очищения и выполнение некоторых других условий. В любом случае, в последний день этого срока необходимо окунуться в микве. После этого человек приобретает статус твуль йом (טבול יום; буквально – «окунувшийся в этот день»). Эта первая стадия чистоты позволяет окунувшемуся есть вторую десятину (מעשר שני), особый дар, который отделяют от урожая, чтобы съесть его в стенах города Иерусалима. Заповедь отделять и есть вторую десятину в состоянии чистоты относится ко всем евреям.
Следующая стадия очищения – это наступление ночи. С наступлением ночи окунувшийся в течение дня коэн, член его семьи или раб получал право есть труму и халу.
В случае приобретения особенно тяжелых видов нечистоты, как то зав и мецора, о которых говорит рав Овадья из Бартенуры, требуется также пройти третью стадию очищения – принести особые жертвоприношения в Храме. Принеся жертву, человек окончательно очищается от нечистоты, и сам может есть мясо жертвоприношений в Храме[14]. Но есть труму разрешено и до прохождения этой стадии очищения.
Традиционно, водоемы микве строили за городом, чтобы уменьшить вероятность попадания в них черпанной воды, которая при определенных условиях может сделать их недействительными. Люди, которые должны были окунуться в микве, на исходе дня выходили за пределы города, а вечером после окунания возвращались в город. Поэтому в мишне в отношение коэнов употребляется слово «заходят»[15].
Тот, кто нуждался в окунании в микве, обычно шел туда именно ближе к вечеру, так как в течение дня можно было случайно дотронуться до источника нечистоты и тем самым свести эффект окунания на нет. Если же окунание было произведено непосредственно перед заходом солнца, то вероятность такого происшествия сводилась к минимуму. Пока коэн выходил из микве, вытирался и шел в город, в небе появлялись три звезды среднего размера, наступала ночь, и он приобретал право есть труму[16].
И об этом написано (Ваикра, 22:7): «И ушло солнце, и очистилось (небо от солнечного света), и после этого будет есть от посвященного». Талмуд объясняет, что в данном случае слова «И очистился» (וְטָהֵר) относятся ко времени: наступление ночи автоматически очищает тех, кто окунулся в воды микве или в живой источник в течение дня[17].
Ночь разделяется на три стражи. Талмуд говорит, что духовные процессы, которые происходят в течение ночи, разделяются на три равных периода. Смена стражи в духовных мирах влияет также на то, что происходит в физическом мире. Талмуд (Брахот, 3а) называет признаки, по которым можно определить эту смену: «В конце первой стражи кричит осел, в конце второй стражи лают собаки, в конце третьей стражи младенец кормится у груди своей матери, и женщина разговаривает со своим мужем». По этим признакам даже человек, у которого нет часов, может определить наступление времени выполнения заповедей.
До окончания первой стражи… после этого произнесение отрывков «Шма» уже не может считаться совершенным во время «укладывания», о нем нельзя сказать (Дварим, 6:7): «Укладываясь». Разногласие между раби Элиэзером и мудрецами основывается на разнице в понимании слова וּבְשָׁכְבְּךָ. Раби Элиэзер считает, что это слово означает «когда ты укладываешься», «ложась», «укладываясь». То есть «Шма» можно произносить только в то время, когда люди заняты отходом ко сну. Поэтому, по его мнению, по прошествии первых четырех часов после наступления ночи, когда подавляющее большинство людей уже спит, оканчивается время произнесения «Шма».
По мнению мудрецов и рабана Гамлиэля, слово וּבְשָׁכְבְּךָ означает «когда ты лежишь», «лежа». Поэтому, по их мнению, по закону Торы, отрывки «Шма» можно произносить в течение всей ночи.
В любом случае, по мнению всех мудрецов, которые фигурируют в данной мишне, самое лучшее время для произнесения отрывков «Шма» – это именно начало ночи. Существует опасение, что, вернувшись с работы домой, усталый человек увлечется едой и отдыхом, проспит всю ночь и вообще не успеет произнести «Шма» и вечернюю молитву. Поэтому за полчаса до наступления времени, в которое можно произнести отрывки «Шма», вступает в силу запрет мудрецов есть, спать, и делать любую работу, которой можно увлечься и пропустить время произнесения «Шма»[18]. Разногласие между мудрецами, которое фигурирует в мишне, относится к случаю, когда лучшее время для выполнения заповеди было пропущено по той или иной причине.
А те, кто произносят отрывки «Шма» раньше, на исходе дня, полагаются на мнение раби Йеуды, приеденное ниже в главе «Утренняя молитва» [глава 4, мишна 1]. Согласно нему время, в которое можно произносить послеполуденную молитву, заканчивается в плаг а-Минха, то есть за час с четвертью до наступления ночи. Известно, что в древние времена, по крайней мере, со времени Талмуда и до средневековья, евреи боялись выходить на улицу поздно вечером. Во времена Талмуда это усугублялось тем, что синагоги часто строились за городской чертой. Идти по малонаселенной местности в темноте было особенно опасно. Поэтому на исходе дня в синагоге устраивали две молитвы – послеполуденную молитву Минха и вечернюю молитву Маарив. После этого все расходились по домам. Так как вечерняя молитва включает в себя произнесение отрывков «Шма»[19], эту заповедь тоже выполняли в конце дня, до захода солнца.
Комментаторы-ришоним высказали несколько мнений по поводу смысла этого обычая. Раши[20] пишет, что произнесение соответствующих отрывков в это время – это изучение Торы перед молитвой, а не заповедь произносить отрывки «Шма». Заповедь же выполняли, уже вернувшись из синагоги домой, прежде чем пойти спать. Очевидно, что, по мнению Раши, эту заповедь невозможно выполнить до появления звезд.
Рабейну Там[21] придерживался другого мнения. В первой мишне четвертой главы приводится спор между раби Йеудой и мудрецами. Раби Йеуда считал, что время произнесения послеполуденной молитвы Минха заканчивается за час с четвертью до заката. Мудрецы же утверждают, что время этой молитвы – до заката солнца. Рабейну Там понимал, что спор раби Йеуды с мудрецами относится также ко времени произнесения «Шма». И так как Талмуд приходит к выводу, что можно следовать мнению раби Йеуды в отношении молитвы[22], это решение относится и к произнесению «Шма». Именно это мнение приводит здесь рав Овадья из Бартануры.
Комментарий Тосафот следует мнению Рабейну Тама (который принадлежал к первому поколению тосафистов). Далее Тосафот[23] пишут, что раби Йеуда не выводил закон о времени, в которое необходимо произнести отрывки «Шма», из слова וּבְשָׁכְבְּךָ, «когда ты лежишь». По мнению раби Йеуды, это время определяется по какому-то другому критерию. Комментарий «Бейт Хадаш»[24] предлагает другое объяснение мнения Рабейну Тама. Он считает, что раби Йеуда трактовал это слово, как и все остальные мудрецы. Расхождение с мнением других мудрецов в другом: когда именно начинается время «лежания». Раби Йеуда считает, что уже за час с четвертью до конца дня начинается время, когда люди готовятся ложиться спать.
Ученики Рабейну Йоны и другие комментаторы, которые были согласны с мнением Раши, писали, что по мнению раби Йеуды нет никакой связи между временем молитв и временем произнесения отрывков «Шма». Раби Йеуда понимал слово וּבְשָׁכְבְּךָ, «когда ты лежишь», точно так же, как другие мудрецы. И заповедь произносить «Шма» невозможно выполнить до появления звезд ни по одному из мнений. Поэтому, вернувшись домой из синагоги, следует произнести отрывки «Шма», чтобы выполнить заповедь.
Так как в наше время люди беспрепятственно выходят на улицу в темное время суток, сегодня эта проблема почти полностью отпала. Вечернюю молитву Маарив устраивают после выхода звезд, поэтому произнесение отрывков «Шма», сопутствующих им благословений и вечерней молитвы можно выполнить самым лучшим образом по всем мнениям. Хазон Иш писал[25], что в земле Израиля вечернюю молитву следует начинать как минимум через сорок минут после заката. Но рав Шломо Залман Ойербах считал, что тот, кто начинает вечернюю молитву через двадцать минут после заката, как принято в Иерусалиме, выполняет обязанность, и не должен менять установившийся обычай[26].
Древние комментаторы назвали еще одну проблему: