Что если я вам скажу, что одними из самых активных верующих подпольщиков в СССР были не православные священники, не католики с мусульманами, а евангелисты?
Держу пари, не все такое слово ругательное знают, а между прочим эта конфессия в Советском Союзе была представлена достаточно серьёзно и вела скрытое сопротивление режиму на протяжении практически всего времени существования советского государства.
Сегодня я хочу рассказать вам, наверное, о самом ярком эпизоде неповиновения властям со стороны последователей этого учения, но для начала небольшой экскурс в тяжелую судьбу евангельской конфессии.
Существовавшая ещё в Российской империи организация “Церковь евангельских христиан в духе апостолов” после Революции объединилась в чёткую структуру и распространилась по территории всего СССР под руководством Ассамблея Бога Ивана Воронаева и получила название “Союз христиан евангельской веры”.
Однако начались тридцатые годы и потихоньку этот союз начали громить, а руководство расстреливать и к 38 году объединение было полностью разгромлено.
Но после начала Великой Отечественной Войны, руководство партии передумало и восстановило Союз христиан веры евангельской по очевидным причинам - евангелисты нужны были в частях Советской армии и по неочевидным - большая часть последователей учения жило на территории Белорусской ССР и Украинской ССР, а так как с этих территорий отступали советские войска, то подвергать гонениям жителей этих республик было совсем непрактично.
Когда же над Рейхстагом засиял красный флаг, представители ВКП(б) пришли к руководству СХЕВ и недвусмысленно намекнули, что-либо они собирают все протестантские течения и создают легальный союз под опекой советского государства, либо события десятилетней давности повторяются.
Так и был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) - Легальная организация христиан-баптистов в СССР. Вообще надо сказать, что как раз при Советском Союзе протестантов перестали считать сектантами и уравняли в правах с другими популярными верованиями, в отличие от прошлых эпох нашей страны.
Проблемы, которые исходили для верующих евангелистов от такого союза были очевидны - созыв такой организации был темой совершенно формальной, на самом деле никто не собирался отпускать евангелистов в свободное плавание и создан был лишь для поддержания авторитета партии внутри конфессии и на международной арене (дескать, нет в СССР никакого притеснения верующих. Вон, у них аж организация целая).
За собраниями наблюдали внедрённые агенты силовых структур, публикации либо запрещались, либо были представлены единичными выпусками газет и были строго “классово верными”. В целом вся деятельность союза была главным образом на то, чтобы христиане-баптисты и евангелисты не растекались по подполью всей страны.
Правда, ничего в итоге не вышло: Те, кто идейно готов был объединиться в такой союз быстро из него ушли, не желая отдавать свою веру на служение советскому государству.
Хрущёвская же антирелигиозная кампания усугубила ситуацию, усилив давление на ВСЕХБ и тем самым увеличив число уходивших в подполье христиан. Один из лидеров движения Иван Федотов получил свой первый срок - 10 лет. В последствие, ему придётся отсидеть ещё 8 лет по двум разным обвинениям.
Отнюдь не радостная ситуация подтолкнула всех идейных христиан выходить из Союза и объединяться в неформальное движение - «Инициативной группы» по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов. На имя Хрущёва поступали тонны писем с просьбой разрешить проведение всесоюзного съезда, легализовать богослужения и прекратить гонения на евангелистов-священников.
Инициаторов различных коллективных писем вызывали “на ковёр”, публично объясняли что им будет за такой активизм, те слушали, кивали, разворачивались и шли продолжать подпольную работу до тех пор, пока их не успели посадить.
Через угрозы, "анафему" всесоюзного союза евангелистов, аресты и облавы, нелегальная церковь продолжала существовать, подпольно распространять литературу и вести тайные служения.
В конце концов, всё это вылилось в акцию 1966 года. Хрущёва тогда сняли, а на место непопулярного генсека пришёл тогда ещё молодой Брежнев. По-видимому надеясь на смену идей у нового руководства, христиане решили собраться у здания ЦК КПСС и подать ходатайство на имя нового генерального секретаря с просьбой прекратить гонения на евангелистов.
Акция получилась действительно всесоюзная.
Представители местных объединений со всех республик предложили своих делегатов, которые поехали в Москву подавать ходатайство. Общее число активистов планировалось в 1500-1600 человек, но из-за осведомлённости КГБ о предстоящей акции, многих задержали ещё в поездах или прямо на местах после прошений об отпуске на работе. Таким образом, добрались до подъезда ЦК только 500 человек.
Евгений Николаевич Куявский (служитель ленинградской общины СЦ ЕХБ): "Накануне, к нам в Ленинград приехал брат Михаил Хорев. Собрались все наши братья-служители и ревнители дела Божьего. Брат Михаил сказал, что на такое дело нужно идти добровольно, так как неизвестно, чем это все может закончиться. Согласились ехать пять человек: Василий Балуев, Александр Дементьевич Завьялов, сестра Лида Семенова, старец-диакон из города Пскова и я".
День Х настал. То, что сегодня было бы обычным инфоповодом тогда было куда серьёзнее чем просто акция и закончиться могло по-разному.
В назначенное время 16 мая верующие небольшими группками из разных районов столицы направились к зданию ЦК КПСС на Новой площади, благодаря чему демонстрация возникла перед милицией внезапно.
Делегаты просили личного приема. Согласно описанию событий в «Братском листке»(подпольной публикации христиан), заведующий приемной ЦК Строганов «грубо и категорически» отказался докладывать о ходатайстве высшему руководству и предупредил собравшихся: Если не разойдутся, то применят силу. Верующие остались стоять до вечера. Даже после того как стемнело и пошёл дождь, участники акции не сдвинулись с места и продолжили смотреть с надеждой на дверь приёмной Центрального комитета.
Мимо проходили другие граждане и с удивлением смотрели на молящихся демонстрантов, а администрация города подогнала спецмашины, которые, по словам протестующих, поливали собравшихся грязью и водой.
Чуть позже работники приёмной предложили христианам собраться в каком-то клубе, где бы им устроили встречу с руководством партии и представителями Генпрокуратуры, но люди остались стоять и не разошлись, опасаясь обмана и расправы.
На следующий день в 13.45 к месту акции подъехали 28 автобусов, на которых располагались работники КГБ, милиции и армии. После очередного отказа разойтись добровольно, сотрудники силовых структур вооружились дубинками и начали избивать и арестовывать грязных, промокших и измученных протестующих.
Один из верующих криком обратился к толпе: «Братья и сестры! Будем умирать поодиночке на местах или все вместе здесь?» Ему ответили хором: «Готовы здесь умирать!» тогда толпа хором запела гимн “За Евангельскую веру‘‘.
Христиан били и задерживали по одному, мужчин и женщин вели в автобусы и увозили в отделения пока остальные стояли на коленях и пели.
«Они молились на коленях и стоя. Просто неприятно было смотреть, как такая огромная масса людей становится на колени. Всю ночь они были у здания ЦК КПСС. На другой день их стало примерно до 500 человек... Семичастный (Председатель КГБ, к слову) им сказал, что если они не уйдут, то он вынужден будет навести порядок. Подали автобусы... Мы их силой сажали в автобусы, а они пели» - показания Милиционера А. И. Зудин на суде против Винса.
Без сопротивления в течение пары часов были задержаны все участники акции и доставлены в Лефортовскую тюрьму. Кого-то отпустили, а кто-то получил 15 суток заключения
19 мая представители СЦ ЕХБ (и соорганизаторы акции) Георгий Винс и Михаил Хорев пришли в ЦК с ходатайством относительно задержанных активистов. Винс и Хорев были арестованы и направлены к остальным в Лефортово
Позже более 30 человек, включая Винса, Крючкова и Хорева, были осуждены на срок от года до трёх лет
Суд над Винсом и Крючковым состоялся в ноябре 1966 года. Они отказались от адвокатов, понимая что скорее всего им не выиграть заседания, а потому использовали суд как трибуну для того чтобы рассказать людям о своих идеях.
Историческое освещение различных протестных акций в СССР удивительным образом прошло мимо событий мая 1966 года. Наверное потому что лидеры “инициативников” (их так называли как инициаторов проведения всесоюзного съезда христиан) не были противниками советского строя как такового, а лишь боролись за свободу вероисповедания в своей стране.
Жертвы, которые принесли христиане-евангелисты в своей борьбе за веру на самом деле восхищают.
Как бы кто ни относился к СССР или протестантской вере, но стоит признать что этим людям мужества было не занимать.
Автор - Андрей Лимонов
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2