Найти тему

Экономические «маячки» 2021 после цифрового бума и локдауна 2020. Кто выйдет из кризиса победителем?

Очевидно, что вся ситуация с пандемией 2020 и сопутствующими ей тенденциями заметно повлияли на экономическое развитие и мир вошёл в кризисный экономический процесс и рецессию. Вместе с тем в ряде отраслей возможен заметный рост. Таким образом, будет перераспределяться финансовая сила и будет происходить передел рынков.

В этой статье напишу именно об отраслях и направлениях деятельности, у которых есть все шансы получить хорошую доходность в 2021 (непосредственно перед Новым годом будем уже говорить только о позитивных трендах). Ну, и конечно, мы понимаем, что я не пытаюсь здесь воссоздать отраслевой справочник и классификатор отраслей, поэтому напишу кратко и наиболее заметные тренды. Всё остальное всегда более индивидуально и зависит от внутренних факторов самой компании. Есть так же моя статья с общим прогнозам и там тоже есть экономическая часть, которую я здесь комментирую.

Итак, очевидно, что с учётом для большинства внезапно возникшего вируса сильно выигрывают фармацевтические и медицинские компании, а также связанный с ними научно-исследовательский процесс в области медицины, биологии и химии. Более того, мир и страны не пришли к единству и так как напряжение нарастает, а ощущение относительной безопасности практически утрачено, будет развиваться и многое, связанное с безопасностью стран и отдельных лиц. Вместе с тем возрастёт и тема благотворительных фондов и поддержки слабых и больных, так как к этой теме тоже был приковано внимание целый год.

Следующий сильный тренд – это инновационный процесс. «Хочешь жить – умей вертеться». Многие представители пострадавших отраслей «материальных услуг для населения» и других направлений показали чудеса изобретательности, включая кулинарные курсы онлайн и доставку ингредиентов для них или даже самого повара на дом, детские сады онлайн, зимние террасы в Санкт-Петербурге (питерцы – народ закаленный), зум-вечеринки и многое другое (всего не перечислишь). Многие даже не из пострадавших отраслей за 2020 поняли, что надо ускоряться и придумывать новое. Это тенденция будет усиливаться, хотя возможностей «генерить идеи на коленке» будет меньше. Но инновационность будет разрастаться во всех сферах, потому что одно тянет за собой другое. В 2022 году поменяться придётся так или иначе большинству даже классических направлений бизнеса. Инновации будут связаны не только с цифровизацией и удаленкой, но и просто с перестройкой бизнес-процессов под новые потребности.

Конечно, всё, что связано с цифровыми технологиями входит в нашу жизнь ещё активнее. Хотя в жизни многих частных лиц и компаний существовало задолго до этого. Особенно будут востребованы технологии виртуализации коммуникаций и развлечений – как возможность держать связь со всем миром независимо ни от чего и возможность убежать от жестокого мира в развлечения, которых становится меньше пока многие оффлайновые недоступны. У компаний классической автоматизации обстоятельства дел будут сильно зависеть от автоматизируемый отраслей и состояния их экономики. Блогинг и особенно видео блогинг уже переживает очередной бум и это продолжится, так как многие эксперты осознали необходимость выхода в публичность онлайн, а видео наиболее живой и приближённый к реальному формат взаимодействия и самопрезентации. Неэкспертный видеоблогинг тоже будет востребован как форма развлечения, в которой нуждаются многие люди. Вместе с тем форматы видеоблогинга и подачи будут меняться. В 2021 уже пойдут изменения, а в 2022 мы их очевидно почувствуем.

Компании, особенно, е-кома (электронной торговли), на которые перераспределился покупательский спрос и которые снизили качество услуг и процессов, смогут наслаждаться такой «халявой» до восстановления оффлайна. Безусловно, в прежнем виде это никогда не восстановится и часть покупателей останется онлайн, но клиентоориентированность придётся вернуть на определённый приемлемый уровень, чтобы не столкнуться с сильным оттоком покупателей, у которых появится больше выбора, что и где приобретать.

Не думаю, что роли изменятся: и оффлайн станет темой для богатых, а онлайн для эконом-сегмента. Слишком уж в онлайне снижаются транзакционные издержки компаний и частных лиц, а богатые люди обычно умеют считать. Вместе с тем офлайн, конечно, после отмены карантина и даже во время будет переживать ренессанс в части, связанной с физическим взаимодействием людей и с возможностью прочувствовать материальную (физическую) сторону покупки товара или приобретения услуги. Но надо понимать, что, вероятно, карантин так быстро окончательно не снимут и частичные ограничения ещё долго могут отравлять существование офлайн-рынку.

Морские перевозки, складские и логистические услуги, адвокатские и юридические услуги так же остаются весьма востребованы из-за перераспределения потоков и возникающих с этим рисков. Новые виды коммуникации и роботизации, конечно, тоже.

Нестабильность экономики создаёт поле для перераспределения так же инвестиционных потоков. Первая волна уже прошла, но несколько следующих на подходе. Это будет привлекать внимание к криптовалютам и попыткам создать ту или иную форму ликвидности, а также к классическим формам в виде земельных активов. Многие бизнесы уже были куплены или ещё будут куплены относительно дёшево. В целом на фондовый рынок и в фонды (классические и особенно крикливые) придёт много новых «пользователей». Но сами рынки будут серьёзно перестраиваться и силы там будут меняться. В связи с этим появится немало мошенников, жизнь которых ещё осень облегчают диджитализация и онлайн. Будьте бдительны.

Сознание людей меняет и модные тренды, и более востребованные виды искусства. Людям хочется цвета и праздника, но и глубинного переосмысления экзистенциального кризиса. Света в конце туннеля, но и обсуждения туннеля тоже. Ждём новые интересные работы в сфере искусства. Кризисы всегда создают новые формы и раскрывают гениев.

Ну, и самый интересный тренд, на мой взгляд, связанный с психологией людей, о которой я писала в одной из прошлых статей – это бизнесы на идеологии и на экзистенциальных поисках людей. В связи с тем, что психика некоторых людей подверглась серьёзной атаке в 2020, многие люди будут искать способы уйти от боли. На этом вырастут и паразиты, и мошенники, и дельцы, и светлые мастера. Тут уже, действительно, выбор потребителя. 2021 даст много экономических шансов таким образом: представителям всех развлекательных сфер от производства контента до поставки этих услуг потребителям, всем производителям вкусного и не совсем полезного или просто неполезного, но дурманящего, создателям иллюзий всех мастей, религиозным организациям и сектам, новым идеологическим течениям, аферистам, создающим жизнь-обманку, в которую можно убежать (год профессиональных манипуляторов-альфонсов и содержанок, тоже же вид экономической деятельности), инфобизнесменам и лжеэкспертам нового уровня «развода населения на деньги» (прежние схемы уже практически исчерпались, так что выживут самые креативные), ну, и, конечно, всем помогающим практикам (от психологов до шаманов). Здесь есть опасность перебрать полезного или нейтрального, и уж тем более перебрать неполезного (опасны не вино, кино или шоппинг, а их неумеренное потребление). А ещё есть большие риски столкнуться с шарлатанами и лжеучителями. Снова повторюсь: будьте бдительны. Ну, а те, кто сознательно занимается мошенничеством и манипуляциями, должны помнить, что сколько веревочке не виться, а конец будет. Для некоторых он настанет аккурат к концу 2021. И в любом случае у любого действия есть причины, но и последствия. И за последствия ответственность несём мы сами.

Безусловно, здесь не перечислены все отрасли и сферы, как я и предупреждала вначале. Если есть вопросы по другим отраслям, можно задать мне вопросы до 15:00 29го вторника в директ Инстаграма или личные сообщения Фейсбука (ссылки на соц/сети есть в моем аккаунте Дзена) и в 19:00 29го вторника послушать ответы в прямом эфире.

Хорошего вам всем экономического года – 2021! И да пребудут с вами новые идеи и способы их реализации!

#блоги увлеченных людей