Сегодня я хочу поговорить о самом неоднозначном ноже XX века. И сторонники, и противники сложили вокруг него немало легенд: об истории, о чудесных свойствах и абсолютной бесполезности. О нём спорят даже те, кто никогда не держал в руках. Его видели все, но большинство даже не подозревает как он называется. Сегодня мы поговорим о танто.
Традиционный танто
В начале было слово, и состояло оно из двух: тан и то — что буквально означает “короткий меч”. А появилось оно вместе с первыми самураями. Именно тогда, в восьмом веке — начале эпохи Хэйан — в Японии не существовало армии, зато разбойников и жадных соседей было слишком много. Местная знать пыталась защитить себя, собирая отряды самообороны. Древнеяпонским дружинникам приходилось сталкиваться с очень разными проблемами: от усмирения подвыпивших завсегдатаев идзакая, до настоящих боёв с отрядами из других провинций. Поэтому вместе с длинным мечом — дайто — носили короткий — танто: его было удобно использовать в тесных помещениях.
Мечи из комплекта — дайсё — отличались только длиной лезвий: у большого часто больше 75 сантиметров, у малого — меньше 30 сантиметров. В остальном — металлом и ковкой, формой гарды и принципом заточки — парные клинки не сильно отличались друг от друга. К традиционному танто не следует применять слова нож или кинжал — это меч. Как правило, с закруглённым кончиком, небольшим изгибом лезвия и двусторонней заточкой.
К XIV веку появились новые вариации мечей: большой тати немного уменьшился и его стали носить иначе, засовывая за пояс — он стал катаной. А танто подрос и превратился в вакидзаси.
Почему это так важно? В современном танто всё с точностью до наоборот: это не меч, а нож. У него нет пары, а по заточке он больше похож на стамеску.
Как фотограф и телемастер придумали боевую стамеску
Если спросите профессиональных ножевиков об авторе танто, то половина назовёт Лума, а другая — Лам. Ошибутся все. Вопреки привычным правилам, Bob Lum следует произносить как Боб Лин. Просто дедушка оружейника прибыл в Америку из Китая и за пару поколений фамилия изменилась на американский манер. Боб сохранил имя семьи в своём логотипе — иероглифы читаются как Лин, а в переводе означают “лес”.
Итак Роберт Лин родился в 1943 году в небольшом американском городке Астория. Когда-то это было первое поселение на берегу Тихого океана: сначала маленький форт облюбовали торговцы пушниной, а к концу XIX века город заполнили иммигранты — в основном из Финляндии и Китая.
Семье Лина удалось сколотить неплохое состояние, и молодого Боба отправляют учится на другой конец побережья — в ту самую Санта-Барбару: в будущей столице бесконечного сериала находится институт кинематографии. Лин успешно получает диплом профессионального фотографа и возвращается в родной город, но пройдёт всего несколько лет и он прославится благодаря своему хобби — созданию уникальных ножей.
Первый нож Роберта увидит свет в октябре 1976 года. Тридцатитрёхлетний мастер выточит его на собственной кухне. Нож быстро найдёт покупателя, а вырученные деньги Лин пустит на покупку оборудования для новых работ. И в 1978 Боб Лин представит своё виденье древнего японского клинка.
Изгиб клинка, форма рукояти ещё напоминают традиционное оружие, но главное новшество — односторонняя заточка, прямо как у стамески.
Японские мастера действительно используют её, но только для кухонных ножей. Лезвие получается предельно острым, это позволяет приготовить сашими — тончайшие ломтики рыбы, мяса и овощей. В оружии же такая заточка применялась крайне редко. К тому же клинок по размеру стал походить на укороченный нож — кайкен. Такие клинки знатные женщины носили за поясом, в рукаве или специальной сумочке, а вот в руках мужчин они чаще всего оказывались на свадьбе: традиционно отец дарит кайкен выходящей замуж дочери.
Почему же Лин выбрал такое название для нового клинка? В семидесятых Япония была на пике моды.
В кинотеатрах на смену вестернам пришли азиатские боевики, Брюс Ли стал настоящим кумиром подрастающих американцев. На дорогах становилось всё больше японских машин, а в домах — японской же электроники, надвигался бум видеокассет. Массовую культуру заполнили ниндзя, ронины и самураи — от мрачных героев Миллера, до разухабистых Черепашек.
Иметь свой самурайский меч было мечтой далеко не только мальчишек. А ведь танто — так похож на настоящий японский клинок...
Изделия Роберта Лина произвели фурор в профессиональном сообществе, уже через год его включают в Гильдию мастеров ножевого дела. Следующие 27 лет своей жизни Лин будет работать с крупными производителями холодного оружия — придумывать новые модели, многие из которых определят черты “американского танто”.
Вторым “отцом” боевой стамески по праву считается Филл Хартсфилд. Ветеран корейской войны в прошлом, а к середине семидесятых владелец мастерской по ремонту телевизоров, не на шутку увлечён идеей создать идеальный армейский нож.
Филл видит огромный потенциал ножей-танто, но его подход сильно отличается от утончённых и гармоничных линий Лина. Хартсфилд использует самую твёрдую и тяжёлую в обработке сталь — с повышенным содержанием молибдена и хрома. Обычно она не требует дополнительной закалки, но Филл экспериментирует с тепловой обработкой и получает удивительные результаты: его ножи по прочности превосходят любые аналоги. Он не знает, что спустя несколько лет в Сальвадоре такой нож остановит пулю калибра 7,62. Зато уже сейчас сталкивается с проблемами заточки. Обычные станки не справляются, их регулярно клинит — во время работы над очередным прототипом точильный диск раскалывается, обломки серьёзно ранят Хартсфилда. Но Филл не сдаётся и собирает уникальный ручной станок для заточки ножей.
У Хартсфилда получается предельно брутальный нож. Сочетание простых и лаконичных линий, фантастическая прочность и преимущества односторонней заточки приходятся по душе “Морским котикам”. На испытаниях танто Хартсфилда играючи перерубает дюймовые канаты, стандартные армейские ножи не способны справится и с вдвое меньшим диаметром. У ножей только один недостаток — цена. Солдаты и офицеры не могут позволить заплатить 850 долларов за танто Филла. Хартсфильд идёт ва-банк — он обзванивает своих старых клиентов и предлагает помочь “Котикам”, которых ждёт боевое задание на Ближнем Востоке. Хартсфильду удаётся найти средства, чтобы снизить цену почти вдвое.
Суровый клинок в руках профессионалов становится лучшей рекламой для Хартсфильда. Количество заказов постоянно растёт — в 1977 году Филл вынужден закрыть прибыльный бизнес по ремонту бытовой электроники и полностью сосредоточится на производстве уникальных танто. Америку охватывает настоящая тантомания — односторонние ножи с характерным изломом клинка появляются в каталогах всех уважающих себя фирм.
Появляются и новые производители. Линн Томпсон основывает компанию Cold Steel, которая делает себе имя на “самурайских” моделях, а потом расширяет ассортимент другими экзотическими клинками. Мастер единоборств Эрнест Эмерсон создаёт легендарный CQC-6 — первый в мире складной боевой нож. В разработке клинка Эмерсону помогает друг и учитель — Филл Хартсфильд. CQC-6 закупают “Морские котики”, а за ними — другие специальные подразделения по всему миру.
Танто в России
В России к ножам танто традиционно настороженное отношение, вокруг них множество мифов — мол Хартсфильд делает рукоятки ножей из шнурков, кончики ножей танто быстро ломаются, да и вообще — не ножи это, а неприлично дорогие “ковырялки”...
Корни этого уходят в начало девяностых. Постсоветское пространство накрыло цунами ножевых поделок — на любой вкус и цвет. Вот только качественных клинков было мало, а достоверной информации ещё меньше. По журналам гуляли скверно переведённые пресс-релизы, материалы о “ртутных ножах” и легенды об уникальных клинках израильских спецслужб. Да и к тому же особое внимание сотрудников правоохранительных органов к тантообразным было гарантировано.
Думаю, что это тот самый случай, когда лучше один раз пощупать, чем сто раз услышать. Не обязательно покупать дорогой танто именитого производителя. Оценить достоинства такого ножа можно и за вполне разумные деньги. Я тут уже заказал несколько разных клинков — как вы думаете, стоит ли устроить им сравнительное тестирование?