Сам про себя Сергей Есенин точно подметил: «прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист». И эта дурная слава «как венчального платья шлейф» следует за поэтом вот уже более века. Но эту статью хотелось бы посвятить не его скандалам и выходкам, а именно ему самому и тому, каким Сергей Александрович был и как относились к нему современники.
Простой крестьянин с природным даром
Писал с ошибками и никогда не ставил запятые. Есенин был не малограмотным, но и мастерским знатоком граматики его тоже не назовёшь. Ему часто указали на ошибки и неточности в стихах. Сначала дулся, обижался, но понимая неправоту исправлял. Ошибки всегда можно исправить, а вот содержание не поправить ничем. Запятые Есенин принципиально не ставил, так как больше полагался на слух при написании. Он заучивал свои стихи наизусть и в любом состоянии мог читать их всем желающим. А читал он по словам современников потрясающе, со своим особым выражением, паузами и интонацией, то замедляя чтение, то ускоряя тембр и громкость голоса.
Кроме своих стихов Есенин знал (опять-таки наизусть) множество стихов классиков и современников. Часто декламировал стихи Блока читая их с полной серьёзностью, а вот Андрея Белого читал с наигранной (шуточной) интонацией. Часто цитировал Маяковского.
Есенин и Маяковский никогда не были врагами
Идейными оппонентами, да. Спорили и дискутировали оба поэта тоже часто. Спокойный с виду Маяковский и безудержный Есенин прекрасно понимали цену друг другу. Есенин говорил друзьям:
"Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся".
Владимир Владимирович же говорил друзьям-футуристам так:
«чертовски талантлив, только ему не говорите».
Маяковский очень точно пометил, что из всей «есениской свиты поэтов» останется в истории литературы только он. Есенина почти всегда (кроме заграничных поездок и посещения Константинова) сопровождали молодые поэты, которые были не прочь погреться в лучах его славы.
Яростный попутчик в советской стороне
После революции 1917 года большевикам нужны были талантливые выходцы из народа. Самородок Есенин оказался как никогда кстати. Идея заключалась в том, что даже простой крестьянин может творить искусство, если ему дать слово. Интеллигенция считалось пережитком прошлого и слишком лакированной для нового времени. Есенин был не единственным кого «пригрели» власти. В эти годы агитационная пропаганда шла на всё, чтобы доказать пролетариату, что власть за него.
Поэты прекрасно понимали, чего от них хотят, некоторые чуть или не каждый день строчили хвалебные оды советской власти. Но только не Есенин, который чёрным по белому напишет:
«Конечно, мне и Ленин не икона…»
Есть свидетельства, что советская власть в самом деле очень беспокоилась о здоровье своего самородка. В одном из писем Раковского к Дзержинскому (от 25 октября 1925 года) мы видим следующее распоряжение:
«спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе",
Раковский предлагает решить вопрос так:
"пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…"
Чем всё закончится 28 декабря 1925 года мы прекрасно знаем. На этом ставим точку и оставляем в конце одно из самых лучших стихотворений Сергея Есенина:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.