Найти тему
Православная Отрада

Как научить ребенка трудиться? Воспитание трудолюбия у детей

Как научить ребенка трудиться? «В поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3:19), сказал Господь, изгнав Адама из рая. Работайте Господеви, – мы слышим в псалмах.

Первая работа Богу – исполнить правду в отношениях друг к другу. Как эта правда может быть исполнена? Так же, как любовь может стать видимой или реальной.  Это там, где мы участвуем в нуждах друг друга. Трудовым участием, приносим результаты своей работы, своих дел.

Продолжая завет Господень, апостол Павел повелевает нам питаться от дел рук своих. Когда же эта заповедь усваивается человеком? И в каком возрасте ее преподать, и дать усвоить ребенку?

«Детям дать счастливое детство»

В советский период велись большие споры по поводу трудового воспитания. Поскольку, в 30-е годы надо было поднимать страну и нужны были труженики, то  был упор на трудовое воспитание. По мере того, как страна богатела, все устраивалось, появились новые ученые-педагоги, заявлявшие, что трудовое воспитание для детей – это жестоко, они должны быть освобождены от труда. Следовательно, от трудового воспитания, от политехнической школы, постепенно происходит переход в совершенно новую педагогику, осуществляющую, не Божий завет, а завет Надежды Константиновны Крупской: «Детям дать счастливое детство».  Поэтому богатая страна этот завет должна исполнить.

-2

И разворачивается огромная индустрия детского счастья. В каком возрасте тогда прививать трудолюбие детям? Были предложения оставить с 10-летнего возраста, как это было в 30-е годы. Но этот тезис был отвергнут. В результате, пришли к возрасту 14 лет. И в 60-х годах утвердили закон, что трудовая деятельность разрешается подросткам в возрасте 14 лет в пределах 4-х часов в день, и только в каникулярное время. За пределами каникул никакого труда у детей, подростков не должно быть. Как научить ребенка трудиться в таких условиях?

Прорыв в нравственном воспитании

Тем не менее, в 70-х годах произошёл неожиданный прорыв тех, кто ревновал о нравственном воспитании. Они заявили о необходимости подлинного трудового воспитания школьников.  И неожиданно, Академия педагогических Наук и Министерство просвещения  это поддержали, и вышел приказ о возможности устроения взросло-детских трудовых бригад, как в городе на заводах и фабриках, так и в селе на полях и фермах.

Это было счастливое время отрочества. Прежде всего, детям позволили выйти за пределы школьных классов и взяться за настоящее дело. Были предложены правильные разработки и строгие рекомендации, по которым подросткам давали не кусочек дела, как это было раньше, когда они в каникулы выезжали на поля трудовыми отрядами на целый месяц, в рамках обязательной трудовой практики. Тогда они занимались прополкой культуры, которую не сажали, не растили ее, не поливали. Они не будут знать, для чего эта культура посажена и не соберут урожая. В результате, собранным урожаем никого не накормят и не увидят радостные лица накормленных людей. Другими словами, они будут просто выполнять тяжкий труд под солнцем прополки свеклы, картофеля или моркови. В таком случае, стимулом им будет соревнование. Смыслом – зарплата.  А радостью – купить на заработанные деньги музыкальный инструмент для школьных танцевальных вечеров.

Подростковые бригады

Иное трудовое счастье началось, когда появился приказ о формировании подростковых бригад. Теперь детям было разрешено войти  в настоящее трудовое дело. При этом стояла строгая рекомендация: дело должно быть дано детям от начала до конца.

В те счастливые годы началось образование сельскохозяйственных бригад.  Тогда было поколение директоров школ с настоящим гражданским чувством. И они смекнули, что это дает возможность воспитания трудолюбия в детях. Прежде всего, договорившись, с председателями колхозов, они получили от них приказ выделять лучших сельхозмастеров для устроения детских бригад. Один взрослый, а с ним нужное количество подростков, начиная с 7 класса составляют единую бригаду и получают целые гектары полей или участок фермы с животными, и все средства необходимые для этого дела. Бригада начинает работать, ее задача –  вспахать, засеять, затем взрастив, собрать и сдать урожай. После сдачи дело считается законченным. Или на ферме производить весь порядок ухода за животными, чтобы получить высокие удои молока.

-3

На передовых страницах газет печатались рассказы про эти детские трудовые бригады, порой опережающие лучшие взрослые бригады совхозов и колхозов. С трибуны партсъезда говорилось об урожаях, собранных подростковыми бригадами, превышающими урожаи лучших взрослых бригад.

Сила жизненного призвания

Откуда такой энтузиазм, такая сила трудового присутствия? Это сила жизненного призвания, сила гражданства и сила сыновства, которые дали трудовой подъем. Эта сила, не подавленная анти трудовыми школьными  установками и правилами, страхом перед взрослыми, удерживающими подростков в детской вялости, как неспособных к труду, это сила  со всей искренностью выходила на поля и добивалась таких результатов. Никто никого не заставлял, бригада работала не за оценки и даже не за заработки. То, что заработала бригада, потом приносили в школу. Покупали музыкальные установки и телевизоры – дети приносили и с радостью дарили это. Но радость была даже не в этом, а от того, что они вырастили и выращенный урожай пошел к людям на столы. Детская душа это слышала.

Такое нравственно-трудовое здоровье детской души, получает свое начало еще в семье, в возрасте до 5-7 лет, радением родителей об этом. Потом с силою выходит в подростковом возрасте. Но заквашивается оно и берет задел в семьях, где у родителей между собою и с детьми, лад и ладные отношения. Прежде всего, в тех семьях, где смогли сохранить и удержать нравственно-трудовой уклад, вместо интеллектуально-деятельного прикладного характера городской жизни. В таких семьях не стоит вопрос, как научить ребенка трудиться. Потому что в них  для детей труд - это их нормальная жизнь.

Протоиерей Анатолий Гармаев