Как научить ребенка трудиться? «В поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3:19), сказал Господь, изгнав Адама из рая. Работайте Господеви, – мы слышим в псалмах.
Первая работа Богу – исполнить правду в отношениях друг к другу. Как эта правда может быть исполнена? Так же, как любовь может стать видимой или реальной. Это там, где мы участвуем в нуждах друг друга. Трудовым участием, приносим результаты своей работы, своих дел.
Продолжая завет Господень, апостол Павел повелевает нам питаться от дел рук своих. Когда же эта заповедь усваивается человеком? И в каком возрасте ее преподать, и дать усвоить ребенку?
«Детям дать счастливое детство»
В советский период велись большие споры по поводу трудового воспитания. Поскольку, в 30-е годы надо было поднимать страну и нужны были труженики, то был упор на трудовое воспитание. По мере того, как страна богатела, все устраивалось, появились новые ученые-педагоги, заявлявшие, что трудовое воспитание для детей – это жестоко, они должны быть освобождены от труда. Следовательно, от трудового воспитания, от политехнической школы, постепенно происходит переход в совершенно новую педагогику, осуществляющую, не Божий завет, а завет Надежды Константиновны Крупской: «Детям дать счастливое детство». Поэтому богатая страна этот завет должна исполнить.
И разворачивается огромная индустрия детского счастья. В каком возрасте тогда прививать трудолюбие детям? Были предложения оставить с 10-летнего возраста, как это было в 30-е годы. Но этот тезис был отвергнут. В результате, пришли к возрасту 14 лет. И в 60-х годах утвердили закон, что трудовая деятельность разрешается подросткам в возрасте 14 лет в пределах 4-х часов в день, и только в каникулярное время. За пределами каникул никакого труда у детей, подростков не должно быть. Как научить ребенка трудиться в таких условиях?
Прорыв в нравственном воспитании
Тем не менее, в 70-х годах произошёл неожиданный прорыв тех, кто ревновал о нравственном воспитании. Они заявили о необходимости подлинного трудового воспитания школьников. И неожиданно, Академия педагогических Наук и Министерство просвещения это поддержали, и вышел приказ о возможности устроения взросло-детских трудовых бригад, как в городе на заводах и фабриках, так и в селе на полях и фермах.
Это было счастливое время отрочества. Прежде всего, детям позволили выйти за пределы школьных классов и взяться за настоящее дело. Были предложены правильные разработки и строгие рекомендации, по которым подросткам давали не кусочек дела, как это было раньше, когда они в каникулы выезжали на поля трудовыми отрядами на целый месяц, в рамках обязательной трудовой практики. Тогда они занимались прополкой культуры, которую не сажали, не растили ее, не поливали. Они не будут знать, для чего эта культура посажена и не соберут урожая. В результате, собранным урожаем никого не накормят и не увидят радостные лица накормленных людей. Другими словами, они будут просто выполнять тяжкий труд под солнцем прополки свеклы, картофеля или моркови. В таком случае, стимулом им будет соревнование. Смыслом – зарплата. А радостью – купить на заработанные деньги музыкальный инструмент для школьных танцевальных вечеров.
Подростковые бригады
Иное трудовое счастье началось, когда появился приказ о формировании подростковых бригад. Теперь детям было разрешено войти в настоящее трудовое дело. При этом стояла строгая рекомендация: дело должно быть дано детям от начала до конца.
В те счастливые годы началось образование сельскохозяйственных бригад. Тогда было поколение директоров школ с настоящим гражданским чувством. И они смекнули, что это дает возможность воспитания трудолюбия в детях. Прежде всего, договорившись, с председателями колхозов, они получили от них приказ выделять лучших сельхозмастеров для устроения детских бригад. Один взрослый, а с ним нужное количество подростков, начиная с 7 класса составляют единую бригаду и получают целые гектары полей или участок фермы с животными, и все средства необходимые для этого дела. Бригада начинает работать, ее задача – вспахать, засеять, затем взрастив, собрать и сдать урожай. После сдачи дело считается законченным. Или на ферме производить весь порядок ухода за животными, чтобы получить высокие удои молока.
На передовых страницах газет печатались рассказы про эти детские трудовые бригады, порой опережающие лучшие взрослые бригады совхозов и колхозов. С трибуны партсъезда говорилось об урожаях, собранных подростковыми бригадами, превышающими урожаи лучших взрослых бригад.
Сила жизненного призвания
Откуда такой энтузиазм, такая сила трудового присутствия? Это сила жизненного призвания, сила гражданства и сила сыновства, которые дали трудовой подъем. Эта сила, не подавленная анти трудовыми школьными установками и правилами, страхом перед взрослыми, удерживающими подростков в детской вялости, как неспособных к труду, это сила со всей искренностью выходила на поля и добивалась таких результатов. Никто никого не заставлял, бригада работала не за оценки и даже не за заработки. То, что заработала бригада, потом приносили в школу. Покупали музыкальные установки и телевизоры – дети приносили и с радостью дарили это. Но радость была даже не в этом, а от того, что они вырастили и выращенный урожай пошел к людям на столы. Детская душа это слышала.
Такое нравственно-трудовое здоровье детской души, получает свое начало еще в семье, в возрасте до 5-7 лет, радением родителей об этом. Потом с силою выходит в подростковом возрасте. Но заквашивается оно и берет задел в семьях, где у родителей между собою и с детьми, лад и ладные отношения. Прежде всего, в тех семьях, где смогли сохранить и удержать нравственно-трудовой уклад, вместо интеллектуально-деятельного прикладного характера городской жизни. В таких семьях не стоит вопрос, как научить ребенка трудиться. Потому что в них для детей труд - это их нормальная жизнь.
Протоиерей Анатолий Гармаев