Судьба трижды лауреата сталинской премии Герберта Раппапорта (Gerbert Rappaport, 7.07.1908 - 5.09.1983) по-своему уникальна.
Он родился в Вене, в еврейской семье. В начале 1930-х годов работал на Берлинской киностудии - был ассистентом известного немецкого режиссера Г. Пабста.
Спасаясь от преследований нацистов, Раппапорт эмигрировал в Советскую Россию, где вскоре получил самостоятельную постановку.
Его политическая драма о еврейском ученом, ставшем жертвой фашистов «Профессор Мамлок», с успехом прошла по многим экранам мира, включая США.
После конъюнктурного «Гостя» (1939, фильм на экран не вышел) казалось, что карьера Герберта Раппапорта и дальше пойдет по политическому руслу.
Однако он вдруг резко сменил жанр и поставил лирическую «Музыкальную историю» (1940) с популярным певцом С. Лемешевым...
В годы войны Раппапорт оперативно снимал «Боевые киносборники».
А в 1947 году влился в мощный поток историко-биографической серии («Александр Попов», 1947).
Затем на время как бы ушел в тень (комедия «Черемушки», 1963 и т.п.).
Но в 1966 году, опять-таки неожиданно для всех, блеснул прежним мастерством в детективе «Два билета на дневной сеанс» с молодым тогда еще А. Збруевым в главной роли сыщика и совершенно роскошной Людмилой Чурсиной в отрицательной роли...
С именем этого замечательного актера были связаны и последние работы Г. Раппапорта - детективы «Круг» (1972)
и «Меня это не касается» (1976).
Увы после 1976 Герберт Раппапорт уже не снял ни одного фильма
Он скончался в 1983 году. Был похоронен на родине - на Центральном кладбище Вены...
Александр Федоров, 1990, 2020