Найти в Дзене
Женя Пэ

Как каверы песен нарушают авторские права

Оглавление

Многие исполнители задаются вопросом, как защитить свои авторские права, однако мало кто думает о том, как бы не нарушить чужие.

Сама лично слышала: мы же каверы поём, всё пучком, так делать можно. У кого и что мы будем спрашивать?

Ненуачётакова?

Давайте для начала разберёмся в терминах. Как сообщает нам всея Википедия, кавер-версия — это новое исполнение существующей песни кем-то другим, кроме его изначального исполнителя. Кавер-версией называют как простой «перепев» оригинала, так и сложную его обработку.

Это фото можно использовать для личных или коммерческих целей
Это фото можно использовать для личных или коммерческих целей

В российском законодательстве такого термина нет. Но есть аналоги:

  1. публичное исполнение - представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
  2. переработка - создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

И то, и другое считаются способами использования произведений и являются прерогативой автора. По крайней мере так обозначено в статье 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под названием "Исключительное право на произведение". Тут же можно посмотреть другие способы использования автором своего произведения.

Таким образом исполнять чужие песни вы можете только у себя дома для себя и своих родственников, на этом не случайно сделан акцент, потому что те самые квартирники до сих пор проводятся в обычных квартирах. Будь то закрытая вечеринка в ресторане или в своём загородном доме, открытие парикмахерской или магазина, я уже молчу про открытые концерты в барах, библиотеках, торговых центрах , городских площадках - везде нужно постараться не нарушить чужие авторские права, даже в том случае, когда вы не получите никакой прибыли. Кстати, певцы, поющие в переходах метро, электричках, на улице или в парке также являются нарушителями.

Но на похоронах можно спеть чужую песню без разрешения (на танцах - нет). А ещё можно спеть чужую песню в больнице, школе, тюрьме, если вы являетесь работником этого учреждения либо лицом обслуживаемым или содержащимся в нём, например, учеником музыкальной школы.

Если рассматривать кавер с точки зрения переработки, то вносить изменения в песни имеет право только автор и это право охраняется статьёй 1266 ГК РФ, которая говорит о недопустимости внесения изменений, а также сокращений и дополнений в произведение без согласия автора.

-2

Кстати перевод тоже является прерогативой автора, поэтому русскоязычные каверы иностранных песен тоже делать без разрешения нельзя.

Однако прежде чем договариваться с автором о переработке его произведения, необходимо убедиться, что он не передал исключительное право на песню другому лицу, например, лейблу, тогда спрашивать придется у последнего. Тем не менее редко какой автор согласится сделать это бесплатно, потому что после переработки предъявить свои права на кавер-версию он уже не сможет, это будет новое произведение, принадлежащее другому лицу, хотя по содержанию возможно практически не изменится.

Это тоже
Это тоже

Песни пишут для того, чтобы их петь. Так как же их петь?

Можно заключить лицензионный договор непосредственно с самим автором или лицом, которому принадлежит исключительное право на песню, либо с организацией, у которой есть государственная аккредитация на управление авторскими правами на коллективной основе, например, «Российское Авторское Общество» (РАО). Последний вариант осуществить проще всего, хотя это займёт определённое время, потому что автор вообще может вам не ответить.

У РАО есть реестры, состоящие из зарегистрированных авторами произведений, которые любой может исполнить после заключения лицензионного договора. В том случае если автор не зарегистрировал песню, РАО всё равно будет управлять его авторскими правами и защищать их - сначала возьмут авторское вознаграждение, а потом будут искать его самого, чтобы фотографию отдать перечислить ему деньги. При это автор может исключить свои авторские права из управления РАО, направив письменное уведомление, и заключить договор с другим не аккредитованным авторским обществом. А может ни с кем не заключать и управлять своими правами самостоятельно.

Авторские права иностранных авторов на территории России также по умолчанию защищает РАО, поэтому их тоже нарушать нельзя.

Вот тут можно ознакомиться с лицензионными договорами РАО. Тут же есть форма отчёта по использованным произведениям. Следует обратить внимание на сроки авторских отчислений и подачи отчётов.

В договоре указывается каким образом вы собираетесь использовать данное произведение, например, исполнение на концерте, но разрешение на переработку произведения - исключительно с согласия автора.

Однако, если ваш коллектив никак не зарегистрирован юридически, то скорей всего с вас как с исполнителя взятки гладки, а платить штрафы и бегать по судам будет либо организатор мероприятия, либо владелец ресторана, кафе, бара и любого другого места. Виновного в любом случае найдут.

Поэтому организаторы сильно рискуют, когда устраивают вечеринки кавер-исполнителей без соответствующих предварительных процедур. Конечно, можно понадеяться на авось - какой же сотрудник РАО придёт в подвал, в котором находится неприметный бар, да ещё после рабочего дня? Они же в основном контролируют крупные мероприятия и концерты. Но в наше время жизнь меняется очень быстро, а нарушения, на которые закрывали глаза два года назад, через год могут выйти в тираж по сбору штрафов.

Поэтому многие фестивали не приветствуют исполнение каверов, предпочитая авторский материал.

Если вы сами являетесь автором исполняемого вами материала, то это не освобождает организаторов от уплаты авторских взносов, даже когда организатором является сам автор. РАО не станет вникать в подобные нюансы, тем более, что по закону авторские сборы должны быть собраны. Однако автор может отказаться от вознаграждения, отправив в РАО письменный отказ до начала мероприятия.

А как обстоят дела с каверами на YouTube?

В YouTube работает система Content ID, которая позволяет правообладателям идентифицировать свой контент управлять им. В ней хранятся цифровые отпечатки – образцы контента, загруженные правообладателями.

Если обнаруживается совпадение, система Content ID заявляет права на ролики от имени правообладателя и авторы могут получать часть доходов от монетизации канала, на котором выложено видео с кавер-версией. Если конечно у этого самого канала подключена монетизация.

Тем не менее автор или его представитель вправе запретить любые кавер-версии своей песни.

-4

У них и так всех денег до фига, зачем им ещё наши копейки?

Следует заметить, что известные люди не всегда богаты, также как богатые не всегда знамениты. Тем более, что за последний год в музыкальной индустрии у всех вдруг стало туго с финансами. К тому же даже в лучшие времена исполнитель, у которого в инстаграме всё шоколадно, не обязательно является автором исполняемых им песен, порой одному исполнителю пишут несколько авторов и мы не можем знать, насколько они хорошо живут.

Не хочется возиться с кучей бумажек и отчётов

В таком случае спасёт только авторский материал, многие кавер-бенды - талантливые ребята, сами сочиняют, а играют кавера лишь из-за необходимости. Заказчикам и организаторам следует обратить на это внимание. Тем более, что сейчас мало кто сочиняет принципиально что-то новое и необычное, у многих творчество похоже на любимых исполнителей . Хотя и на свой материал нужно отправлять отказ в РАО, однако послать скан по электронной почте перед началом концерта всё же проще, чем постоянно производить выплаты-отчёты.

Спасибо, что дочитали текст до конца, не нарушайте!

Пение
3339 интересуются