Найти тему
Разные времена

Жизнь Патриарха Никона

Я пишу свои материалы о святейшем патриархе Никоне, опираясь на исторические книги и пр. тексты. Пишу коротко, чисто с просветительской целью, чтобы очистить от клеветы имя этого великого государственного человека. Однако стоит привести фрагменты из материалов более авторитетных авторов.

Для тех, кому интересно. Из лекции Антония Храповицкого:

Никон, в миру Никита, сын крестьянина Новгородской области, родился в 1605 г. Недавнее 300-летие этой даты не было у нас замечено. Необыкновенно способный, мальчик легко выучился грамоте, и чтение книг религиозного содержания побудило 12-летнего Никиту уйти в монастырь, где он удивлял братию силой своей воли в соблюдении всех правил монастырской жизни.

По просьбе родственников, Никита, однако, вышел из монастыря, женился и на 20-м году сделался сельским священником, но вскоре перешел в Москву, вызванный туда за его достоинства московскими купцами. Пробыв 10 лет священником и потеряв родившихся у него детей, он уговорил жену уйти в московский Алексеевский женский монастырь и сам постригся под именем Никона в Анзерском скиту на Белом море; отсюда он перешел в Кожеозерскую обитель и вскоре сделался ее игуменом. По делам своей обители Никон поехал в Москву и здесь, согласно обычаю, представился Государю. Он произвел сильное впечатление на царя Алексея Михайловича и по желанию царя был назначен архимандритом московского Новоспасского монастыря.

Раз в неделю Никон, но желанию царя, стал приходить во дворец для духовной беседы с ним и при этом являлся ходатаем за бедняков и обиженных. С каждым днем царь все более и более привязывался к Никону и во всем доверял ему. В 1648 г. царь велел поставить Никона новгородским митрополитом, который занимал первое место среди духовных лиц после Патриарха.

-2

Во время усмирения новгородского мятежа Никон подвергся тяжким побоям, и выказанные им при этом твердость и самоотвержение еще больше расположили к нему царя, который в своих письмах называл его «крепко-стоятельным пастырем и своим возлюбленником». Будучи новгородским митрополитом, Никон обратил внимание на разные погрешности в церковной службе; так, например, в церквах, для сокращения службы церковной, совершали богослужение разом в несколько голосов (один читал, другой пел, третий говорил ектеньи и т.д.), церковное пение было очень нестройное; Никон запретил многогласие и завел благозвучное пение в новгородских церквах, и царь пожелал, чтобы оно было введено и во всех церквах Московского государства.

-3

Это были первые церковные нововведения Никона, вызвавшие неудовольствие в защитниках старины. Уже в Новгороде Никон стремился освободить Церковь от подчинения светской власти и получил от царя несудимую грамоту, по которой все духовные лица новгородской епархии как в духовных, так и в гражданских делах подчинялись только его суду и были независимы от монастырского приказа, учреждения светского, неканонического, ведавшего многими церковными делами. Против монастырского приказа, в котором заседали бояре и дьяки, всегда и особенно горячо протестовал Патриарх Никон.

В 1652 г. после смерти Патриарха Иосифа царь предложил Патриарший престол Никону, но Никон долго отказывался и согласился принять его только тогда, когда царь, бояре и весь народ, присутствовавшие в Успенском соборе, дали клятву, что будут почитать его как архипастыря и отца, слушать его во всем и дадут ему устроить Церковь. Никон, как бы предчувствуя будущее свое несчастье, упорно отрекался от Патриаршества.

-4

Ему тогда уже было известно, что многие лица, особенно бояре, не желали видеть его на Патриаршем престоле и уже тогда смотрели на него как на презрителя русской старины за его оближение с Восточной Церковью; но Государь заклинал Никона не оставлять Церкви в сиротстве и без пастыря, потому что за нечаянной смертью местоблюстителя, митрополита Ростовского, Патриаршая кафедра осталась праздной, почему в Успенском Соборе пред мощами святителя Филиппа со всем Синклитом и Собором царь убеждал Никона принять жезл Патриарший; и когда при таком молении Никон решился исполнить волю цареву, тогда, обратясь к боярам и народу, спросил: «Будут ли почитать его как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?». И, услышав клятву, изъявил согласие на принятие высокого сана, к общей радости царя, Собора и народа.