Я пишу свои материалы о святейшем патриархе Никоне, опираясь на исторические книги и пр. тексты. Пишу коротко, чисто с просветительской целью, чтобы очистить от клеветы имя этого великого государственного человека. Однако стоит привести фрагменты из материалов более авторитетных авторов.
Для тех, кому интересно. Из лекции Антония Храповицкого:
Никон, в миру Никита, сын крестьянина Новгородской области, родился в 1605 г. Недавнее 300-летие этой даты не было у нас замечено. Необыкновенно способный, мальчик легко выучился грамоте, и чтение книг религиозного содержания побудило 12-летнего Никиту уйти в монастырь, где он удивлял братию силой своей воли в соблюдении всех правил монастырской жизни.
По просьбе родственников, Никита, однако, вышел из монастыря, женился и на 20-м году сделался сельским священником, но вскоре перешел в Москву, вызванный туда за его достоинства московскими купцами. Пробыв 10 лет священником и потеряв родившихся у него детей, он уговорил жену уйти в московский Алексеевский женский монастырь и сам постригся под именем Никона в Анзерском скиту на Белом море; отсюда он перешел в Кожеозерскую обитель и вскоре сделался ее игуменом. По делам своей обители Никон поехал в Москву и здесь, согласно обычаю, представился Государю. Он произвел сильное впечатление на царя Алексея Михайловича и по желанию царя был назначен архимандритом московского Новоспасского монастыря.
Раз в неделю Никон, но желанию царя, стал приходить во дворец для духовной беседы с ним и при этом являлся ходатаем за бедняков и обиженных. С каждым днем царь все более и более привязывался к Никону и во всем доверял ему. В 1648 г. царь велел поставить Никона новгородским митрополитом, который занимал первое место среди духовных лиц после Патриарха.
Во время усмирения новгородского мятежа Никон подвергся тяжким побоям, и выказанные им при этом твердость и самоотвержение еще больше расположили к нему царя, который в своих письмах называл его «крепко-стоятельным пастырем и своим возлюбленником». Будучи новгородским митрополитом, Никон обратил внимание на разные погрешности в церковной службе; так, например, в церквах, для сокращения службы церковной, совершали богослужение разом в несколько голосов (один читал, другой пел, третий говорил ектеньи и т.д.), церковное пение было очень нестройное; Никон запретил многогласие и завел благозвучное пение в новгородских церквах, и царь пожелал, чтобы оно было введено и во всех церквах Московского государства.
Это были первые церковные нововведения Никона, вызвавшие неудовольствие в защитниках старины. Уже в Новгороде Никон стремился освободить Церковь от подчинения светской власти и получил от царя несудимую грамоту, по которой все духовные лица новгородской епархии как в духовных, так и в гражданских делах подчинялись только его суду и были независимы от монастырского приказа, учреждения светского, неканонического, ведавшего многими церковными делами. Против монастырского приказа, в котором заседали бояре и дьяки, всегда и особенно горячо протестовал Патриарх Никон.
В 1652 г. после смерти Патриарха Иосифа царь предложил Патриарший престол Никону, но Никон долго отказывался и согласился принять его только тогда, когда царь, бояре и весь народ, присутствовавшие в Успенском соборе, дали клятву, что будут почитать его как архипастыря и отца, слушать его во всем и дадут ему устроить Церковь. Никон, как бы предчувствуя будущее свое несчастье, упорно отрекался от Патриаршества.
Ему тогда уже было известно, что многие лица, особенно бояре, не желали видеть его на Патриаршем престоле и уже тогда смотрели на него как на презрителя русской старины за его оближение с Восточной Церковью; но Государь заклинал Никона не оставлять Церкви в сиротстве и без пастыря, потому что за нечаянной смертью местоблюстителя, митрополита Ростовского, Патриаршая кафедра осталась праздной, почему в Успенском Соборе пред мощами святителя Филиппа со всем Синклитом и Собором царь убеждал Никона принять жезл Патриарший; и когда при таком молении Никон решился исполнить волю цареву, тогда, обратясь к боярам и народу, спросил: «Будут ли почитать его как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?». И, услышав клятву, изъявил согласие на принятие высокого сана, к общей радости царя, Собора и народа.