Найти тему
ИНТЕРВОЛГА

Как и зачем мы анализировали рынок перед созданием маркетплейса лекарств

Оглавление

Почему маркетплейс вместо интернет-магазина? Зачем аналитика?

Рынок веб-проектов расслоился на простые сайты (здесь балом правят Tilda, Wix и прочие Битрикс24.Сайты ) и ультра-сложные b2b-личные кабинеты дилерских сетей и маркетплейсы (площадки, размещающие товары партнеров, такие как OZON, Беру!, WildBerries). Такие проекты уникальны и в них по определению трудно использовать предыдущий опыт веб-разработки. Нельзя сделать маркетплейс с наскока, даже имея за плечами тысячу успешных интернет-магазинов.

Чтобы не оказаться у разбитого корыта проекта, все заинтересованные лица (в том числе и разработчики) должны сразу задать себе вопрос: понимаем ли мы, кто именно, что именно и как именно будет делать, чтобы проект был успешен?

Если нет ясного представления — нужно не в бой бросаться и не бюджеты со сроками согласовывать, а делать грамотное предпроектное исследование. Оно поможет увидеть главные подводные камни сложной новой разработки. Желательно, чтобы авторы этого исследования участвовали в дальнейшей разработке проекта. Да, мы снова говорим о том, что в ИНТЕРВОЛГЕ не только код пишут, но и решают проблемы бизнеса).

Специализация ИНТЕРВОЛГИ — вертикальная оцифровка фарм-бизнеса

ИНТЕРВОЛГА комплексно автоматизирует процессы в компаниях фармацевтической направленности

У нас за плечами около 20 проектов фарм-отрасли , и мы отлично понимаем особенности бизнеса.

Летом 2019 года крупная фарм-компания (дистрибьютор, производитель и обладатель собственной аптечной сети) обратилась к нам с идеей разработки интернет-магазина нового поколения — маркетплейса.

Вопросов было очень много, и в основном — не по технике. Это были организационные, маркетинговые, бизнес-вопросы. Мы решили начать с комплексного исследования и в августе 2019 года мы начали.

Мы решили описать место проекта в бизнесе Заказчика, связи с другими блоками, состояние конкурентов, архитектуру будущего проекта, дать рекомендации по разработке и разложить все по полочкам. Завершив исследование, мы решили рассказать, как его проводили и поделиться типовой структурой такого документа.

Мы считаем что любой нетривиальный проект должен начинаться с такого исследования. Нормально, если его делают 2 команды вместе — Заказчик и Интегратор.

Структура предпроектной аналитики

1. Цель проекта

Ради чего затевается проект? Зачастую это все, что есть на «нулевом» этапе работ. Должна быть измерима, достижима и понятна всем участникам, например «занять {сколько-то}% рынка онлайн-торговли {чем-то} в России к {какому-то} году». Цель может иметь промежуточные вехи, которые помогут заранее понять, попадает проект в ожидания или нет.

2. Цель документа

Зачем нужен этот документ? Понять, кто, что и как будет делать. По сути, цель документа: проработка плана достижения цели проекта.

3. Экономика

Кто кому и за что платит после старта проекта? Конечно же, нельзя сразу дать точный ответ на этот вопрос. Но примерная картина должна быть. В ходе работ над последующими разделами документа в экономическую модель нужно вносить правки и уточнения.

Представляя роли в проекте, можно представить и денежные потоки. В зависимости от глубины исследования можно только наметить потоки, оценить их или же посчитать конкретные значения в конце исследования.

-2

4. Требования

От чего нельзя отказаться для достижения цели проекта? Например: работа сервиса в конкретных городах, бюджет на колл-центр, сколько сотрудников может нанять/выделить для управления? Следует обсудить и описать самое важное: технологическое окружение и интеграции (какие ИТ-системы задействованы в том или ином виде в работе нового проекта), логистика и пути товара. О цвете кнопок и поддерживаемой версии Chrome будет возможность подумать на этапе макетов и ТЗ, сейчас же основные требования — именно по бизнесу.

5. Целевая аудитория

Кто она и чего хочет? Хорошо, если у клиента есть доступ к Google Аналитикс / Яндекс.Метрике проекта похожей тематики. Если нет, то придется выполнить маркетинговое исследование конкурентов (см соответствующий раздел).

Начать анализ можно с сервиса Яндекс Wordstat. Он поможет понять сезонность запросов, а также что именно интересует людей в связи с тем или иным товаром. Например, с названием препарата «анальгин» чаще всего ищут «детям», «можно» и «инструкция», а вовсе не цену. Исходя из потребностей целевой аудитории чуть позже нужно будет продумывать функции и структуру сайта.

6. Конкуренты

Кто пытается достичь похожей цели на рынке? На этот вопрос ответит маркетолог компании-заказчика. Если у конкурентов запущены аналогичные проекты, их также стоит рассмотреть (но помнить про карго-культ и ни в коем случае не копировать чужие решения бездумно).

-3

6.1 Маркетинговый анализ конкурентов

Честный способ получить реальные данные о посещаемости сайтов конкурентов (пусть и с погрешностью) — проект SimilarWeb . В отчете этого сервиса будут источники посещений, возраст, пол и др. — достаточные сведения для предварительного анализа трафика и понимания ЦА в общих чертах.

Эту работу должен проводить интернет-маркетолог.

6.2 Технический анализ конкурентов

Рекомендуется исследовать скорость загрузки, размер основных страниц конкурентов, баллы по Google PageSpeed Insights . Это даст представление о приемлемом уровне реализации схожих проектов.

Важные вопросы для проектов с большими данными:

  1. Есть ли сортировка? По каким полям?
  2. Есть ли фильтрация? По каким полям?
  3. Есть ли Geo IP и как устроена региональность?
  4. Какие браузеры и устройства поддерживаются версткой?

Дополнительно можно исследовать структуру сайта, чтобы получить приблизительное понятие, как устроены данные в других проектах.

Эту работу должен проводить разработчик.

7. Функции проекта

Кто и как будет взаимодействовать с проектом после старта? Результаты анализа конкурентов и потребностей ЦА удобно представить в виде диаграммы прецедентов (UML Use case). Ниже представлен фрагмент такой диаграммы для нашего клиента.

-4

7.1 Роли

Какие стороны будут участвовать в проекте? На диаграмме видны основные роли участников проекта. На последующих этапах проектирования роли превращаются в пользователей, но не все и не всегда. Например, у администратора проекта может быть сразу несколько ролей.

Бывают технические роли, которые исполняет не какой-то конкретный человек, а веб-сервис или компания-партнер (платежные агенты, службы доставки, СМС-провайдеры, Яндекс.Маркет).

7.2 Действия

Какие действия будут доступны в проекте? Впоследствии они найдут свое отражение в структуре данных и карте сайта.

8. Данные

Какая информация нужна проекту для работы? Нужно вернуться на предыдущий этап, прочитать список всех действий в проекте и к каждому задать вопрос — что для этого нужно знать?

8.1 Сущности

Какие виды данных есть и как они связаны? Выделенные сущности удобно представить в виде ER-диаграммы (диаграммы «сущность-связь»). Это классический подготовительный этап при проектировании баз данных.

-5

8.2 Источники данных

Откуда брать данные? Мало назвать сущности, требуется также решить, как данные будут попадать в проект и откуда. Откуда взять базу клиентов? Базу городов? E-mail’ы для первой рассылки? Следует заполнить таблицу.

-6

8.3 Движение данных

Как будут распределены данные в проекте? Учитывая список сущностей и источники информации нужно представить схему движения данных в проекте. Для этого подойдет диаграмма развертывания (UML Deployment).

-7

9. Карта сайта

Как должен быть устроен сайт чтобы отвечать требованиям ЦА? На этом этапе мы возвращаемся к пунктам исследования Целевая аудитория и Функции проекта и выводим на их основе первичную карту сайта.

ВАЖНО! При разработке ТЗ рекомендуется собрать семантическое ядро, и на его основе спроектировать финальную структуру сайта (в особенности каталога).

10. Технические решения

Какие технические решения стоят за каждым из разделов исследования? Теперь, когда функции и данные определены, можно ответить на технические вопросы. Например:

  1. Какие интеграции потребуются в проекте?
  2. Как обеспечить актуальность данных?
  3. Какие отчеты нужны на сайте?
  4. Применим ли умный фильтр?
  5. Как должна работать фича Х?
-8

Универсальный список вопросов составить нельзя — они возникают в ходе исследования и зависят от специфики проекта.

11. Рекомендации по продвижению

Как правильно продвигать такой проект? Значительная часть предварительного исследования проводится маркетологом. Уже на этом этапе можно сделать глобальные выводы о стратегии продвижения: как делать контекст, как делать SEO (и надо ли)?  Стоит ли размещать баннеры на сайте? Нужно ли мобильное приложение?

12. Риски

Какие риски есть в проекте и как ими управлять? На этом этапе выполняется отдельное исследование. Вспоминаем PMBOK:

  1. Идентификация рисков — определение перечня рисков.
  2. Качественный анализ рисков — расстановка приоритетов рисков.
  3. (Количественный анализ рисков — численный анализ эффекта рисков, пропускаем на предварительном исследовании)
  4. Планирование реагирования на риски — разработка вариантов реагирования
  5. Составление плана контроля рисков — определение регламента

Последовательно заполняются таблицы:

-9

13. Этапы запуска

Как стартуем проект? Т.к. для простых проектов предварительное исследование не нужно, ответ очевиден: в несколько этапов. Проставив приоритеты функциям проекта нужно составить поэтапный план запуска.

-10

14. Предварительная смета

Сколько же это будет стоить и когда результат? После завершения предварительного исследования все глобальные вопросы должны получить ответы. А раз есть план план запуска по этапам, можно дать предварительную оценку работ.

Заключение

Провести подобное исследование реально за 60-100 часов, но требуется комплексная работа разных специалистов: проектировщика, маркетолога и разработчика. У нас есть квалифицированные сотрудники и 15-летний опыт веб-разработки.

ИНТЕРВОЛГА имеет все возможности для анализа рынка, проектирования решения, веб-маркетинга и аналитики, а затем разработки и запуска проекта по e-commercе и автоматизации внутренних проектов. Задумали сложный проект? Ищете отраслевую экспертизу? Напишите нам: Фудтех , Фарма , Логистика .

Полезные ссылки:

Разработка и доработка проектов на 1С-Битрикс.

Внедрение Битрикс24.

Настройка интеграции с 1С любой сложности.

B2B-платформа для автоматизации оптовой торговли.

Блог про сложные проекты.

Техническая поддержка сайтов.