Найти тему
Замочная скважина-news

«Город Зеро»: для чего в фильме появились секретарша и торт-голова

Оглавление
Во второй половине 1980-х в СССР вышло сразу несколько весьма необычных для Союза фантастических кинолент.
Во второй половине 1980-х в СССР вышло сразу несколько весьма необычных для Союза фантастических кинолент.

Все они переносили своих героев, простых советских граждан, в другие миры, измерения и даже Галактики. Однако, на практике, чужая реальность оказывалась удивительно похожа на нашу. Более того, в ней становились отчётливей видны все имеющиеся недостатки. Достаточно вспомнить такие ленты, как «Кин-дза-дза», «Парад планет» и, конечно, «Город Зеро»…

Цензоры дают «добро»

«Добро» на съёмки «Города Зеро» было получено в 1987-м. Комиссия киностудии придралась лишь к паре моментов в сценарии, а, в целом, безоговорочно приняла текст Карена Шахназарова и Александра Бородянского.

Фильм снимали быстро. Картину удалось сдать раньше срока, хотя съёмкам пытался помешать снег, вдруг выпавший в мае - это случилось в городе Грязовец, куда киношники прибыли на натурные съёмки.

«Город Зеро»: сюжет фильма

Голова-торт, фото из открытых источников
Голова-торт, фото из открытых источников

Фильм рассказывал о крайне странной командировке московского инженера Варакина (Леонид Филатов) в некий провинциальный городок. Здесь с мужчиной произошла целая череда загадочных событий, включая знакомство с собственным отцом. Происходящее напоминало театр абсурда, однако покинуть город Варакину никак не удавалось. В довершение ко всему юный сын местного электрика сообщает командированному, что тот не покинет город Зеро никогда. Кроме того, инженеру доверительно сообщили дату его ухода («в 2015-м году») и его «настоящее имя», данное при рождении – Махмуд.

Фильм, который «режут» до сих пор

Странная секретарша, фото из открытых источников
Странная секретарша, фото из открытых источников

Многие уже подзабыли всю картину, но пару эпизодов из «Города Зеро», наверняка, вспомнят без труда. Первый - с экстравагантной секретаршей директора завода, забывшей дома всю свою одежду, но при этом спокойно отстукивающей что-то на пишущей машинке (внешний вид дамы окружающих не особо удивляет). Второй запоминающийся момент - торт в виде головы командированного из Москвы, поданный герою Леонида Филатова в провинциальном ресторане.

Забавно, но сейчас – при редких показах фильма по ТВ – эпизод с секретаршей подвергается корректировкам. Его немного сокращают, чтобы в кадр не попало ничего лишнего.

Для чего в фильме появились секретарша и торт-голова

Кстати, как утверждают исследователи кино, секретарша и торт-голова появились в картине не случайно. И вообще фильм далеко не так прост, как кажется: якобы ему было доверено подготовить советских граждан к большим переменам. Так, например, считал философ Сергей Кара-Мурза. Согласно его теории, сцены в директорской приёмной и эпизод с головой-тортом появились в ленте для того, чтобы настроить зрителя на предстоящее крушение устоев и традиций, а также приход в нашу жизнь «культуры западных ужастиков».

Как сложилась судьба «странной секретарши»

"Город Зеро": Филатов и Евстигнеев, фото из открытых источников
"Город Зеро": Филатов и Евстигнеев, фото из открытых источников

Важным эпизодом картины стала сцена в краеведческом музее Города Зеро. Она оказалась весьма сложной для реализации. Однако в итоге было решено не заказывать восковые фигуры 159-ти персонажей (включая Мазепу, Сталина и Кагановича), а доверить роли кукол живым людям.

Главные же роли в фильме достались Филатову, Басилашвили, Евстигнееву, Джигарханяну, Меньшову... Образ секретарши создала на экране Елена Аржаник. Кстати, после выхода «Города Зеро» она сыграла ещё в нескольких лентах (включая «За милых дам!»), после чего эмигрировала в Штаты. Сейчас она работает там на разных кинопроектах под псевдонимом Елена Воробофф.

Участие в фильме Шахназарова актриса иногда вспоминает в интервью, впрочем делает это неохотно. Говорит, что наотрез отказывалась «разгуливать так в кадре», но всё решила просьба маститого Леонида Филатова, который заявил ей: «Надо, Лена, надо!»