Арбенин – главный герой пьесы-драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Это – светский лев, который в свое время вел бурный образ жизни, играл в карты, флиртовал с женщинами (в том числе, — замужними) и, наконец, решил остепениться. Он женился по расчету на красавице и умнице Нине, которую неожиданно для себя пылко и страстно полюбил. Нина отвечала ему взаимностью, и оба некоторое время были вполне счастливы.
Однако случайное недоразумение нарушило их семейное счастье и привело к трагедии. Заподозрив жену в измене, Арбенин отравил Нину. Его ужасная «месть», которую он считал справедливой, очень похожа на преступление Отелло, поэтому аналогия напрашивается сама собой. Но при внимательном прочтении обеих пьес сразу бросается в глаза одно существенное отличие между героями: судьба Отелло до брака – это путь страданий, борьбы и труда, а жизнь Арбенина до свадьбы была чередой бессмысленных светских увеселений, двусмысленных интриг, азартных игр.
Арбенин – умный, волевой человек, но он чересчур горд и слишком презирает общество – отрицательное качество, которое всегда приносит несчастье литературным героям (Онегину, Печорину, князю Болконскому). Человек, настроенный таким образом, в конце концов замыкается в себе, отказывается внимать доводам рассудка и, выражаясь современным языком, отключает логику.
Впрочем, нечто подобное произошло и с Отелло, который по долгу службы был более общителен и доброжелателен, чем Арбенин. Но шекспировский герой, по крайней мере, бурно раскаялся и от отчаяния покончил жизнь самоубийством, предварительно объяснившись (насколько это было возможно в страшную ночь убийства Дездемоны) с окружающими. Эта сцена вызывает у читателя ужас и отвращение, однако в ней Отелло хотя бы быстро осознал свою вину, в то время как Арбенин в финале пьесы во всем обвиняет Неизвестного и даже требует дополнительных доказательств «вины» несчастной Нины.
В отличие от Отелло, Арбенин слишком горд и до последнего отказывается признать свою вину. Отелло тоже винит коварного Яго, но в своем пламенном монологе он признает свою глупость и безумие, толкнувшее его на страшное преступление.
Отелло убил Дездемону, потому что ему казалось, что он в ее лице потерял свой идеал. Арбенин же слишком боялся показаться смешным. Поэтому по сравнению с Отелло он выглядит мелко и даже жалко. Но к счастью, у него не поднялась рука совершить самоубийство, потому что он сошел с ума.