Найти тему
Очерки о психопатах

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать соцсетей

В заголовке - переделанная цитата из «Евгения Онегина»:

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.

При всей своей психопатичности, эта фраза, несомненно, несёт такое послание: «Люди, которые видят меня и ради которых я так стараюсь создавать свой прилежный и показушный образ - я вас ненавижу за эту необходимость носить все время маску для вас!»

О создании и ношении маски, образа и пойдёт речь.

Все ранние социальные сети изначально создавались под какие-то другие бизнес-идеи, которые в итоге медленно, но верно показали свою несостоятельность. И те разработчики, которые уловили истинные потребности пользователей, выжили и вышли в тренд. А те, кто остался верным своей первоначальной идее, ушли в небытие. Позже на рынок пришли уже соцсети, изначально грамотно спроектированные под те задачи, которые они и выполняют сейчас.

Как пример переориентации идеи, вспомните хотя бы надоевший всем изрядно и недавно почивший в бозе Дом-2. В Доме-1 пары строили дом. Вот прямо пилили доски и бревна. Красили, строгали. Попутно выясняя отношения. Никому это не показалось интересным. Зато как выстрелил Дом-2, в котором разработчики угадали и очертили главное, убрав все второстепенное: надо показать образы попугайски-ярких, характерных персонажей, их взаимодействия, их отношения, их ссоры и конфликты. Вот это действительно то, что нужно аудитории. А не ньюансы и тонкости строительства.

То же и с соцсетями. Никому особенно не оказалось нужным искать через сеть одноклассников. Никому не показалось жизненно важным общаться по принципу учебной или профессиональной ориентации. Зато как выстрелили соцсети, ориентированные на создание и приукрашивание образа самого себя перед аудиторией. На поддержание и подкрепление своего образа, демонстрируемого перед публикой.

Соцсеть идеально подходит для того, что мы делаем и в реальной жизни. А занимаемся мы созданием и демонстрацией для всех глянцевого фасада нашей личности, исключающего все неровности, проблемы и трудности и выставляющего напоказ нас, как успешных, деятельных, эффективных, продуктивных или наоборот, слишком чувственных, но несомненно талантливых и умных. Этот фасад предназначен первоначально даже не для нас самих. Он нужен для демонстрации нашего образа общественности. Потому что этот глянцевый образ даёт отдачу только через отзеркаливание от зрителей.

Опять же, соцсеть с ее комментаиями, лайками и плюсами идеально подходит для отражения и получения обратной связи от демонстрации нашего глянцевого фасада личности. Именно этот фидбэк и является тем ресурсом, который мы собираем с соцсетей. Чем наш образ ярче, глянцевее, идеальнее и эмоциональнее, тем фидбэк позитивнее и тем он вкуснее для нас. Мы наслаждаемся реакцией своей аудитории на наши проникновенные сторис, преисполненные чувственности и эмоциональности. Мы с нетерпением ждем реакции на фото, свидетельствующие о наших успехах в области красоты, спортивных достижений, внешнего вида. Эту положительную обратную связь мы "кушаем" с удовольствием, потому что это - свидетельство того, что наш образ - ЖИВЕТ. И он имеет право на ЖИЗНЬ, раз собирает столько положительных отзывов.

А так как личность человека, не умеющего чувствовать и понимать самого себя без фидбэка от социума - это почти всегда и есть глянцевый и парадный образ, демонстрируемый общественности исключительно ради получения обратной связи, то только так человек чувствует себя живым. Получая подтверждение, что его образ востребован.

Так мы подкрепляем свою нужность для этой реальности, иначе, в случае долгого отсутствия обратной связи, может прийти ощущение близкой психологической смерти. Потому что тот образ, которым мы живем - это абстрактный фэйк на тонких соломенных ногах одобрения социума. Который может пошатнуться от малейшего дизлайка.

Надежность нашего образа целиком зависит от получения нами обратной связи. Как если мы летим на самолете вслепую. Мы ничего не видим, не слышим, не представляем своими чувствами, куда и зачем летим. Мы ориентируемся только на подсказки "диспетчеров". Которые имеют свои представления о том, куда надо направлять наш борт. И от их видения нас со стороны зависит практически наша жизнь. Самое интересное, что в реальности наши "диспетчеры" совершенно не в ответе за свои "советы". А мы, будучи сами слепы к самим себе, отчего-то берем эти советы за основу нашего полета. И когда вдруг происходит катастрофа, встает вопрос: кто виноват? Конечно же, капитан воздушного судна. Хотя вели его "диспетчеры", которые тут же, после первого же нашего косяка, самоустраняются.

В этом и заключается мнимая польза и настоящий вред соцсетей. Которые подсаживают на зависимость от постройки и поддержания глянцевого образа своего Я и поначалу дают ощутимый прирост самооценки и комфортных ощущений. Но всегда уводят от понимания своей истинной сути, от видения и принятия самого себя в сторону привычки смотреть на себя не своими глазами и чувствовать не своими чувствами, а оценивать и принимать себя глазами и чувствами своей аудитории. То есть медленно, но верно уводят фокус прямого осознания себя на осознание самого себя опосредованно, через подключение к сознанию социума. На привычку осознавать себя и рассуждать о себе не своими ценностями, а шаблонами некоего коллективного разума сообщества. Становясь автоматически слугой того, что Юнг называл коллективным бессознательным, а по современному - матрицы.