Продолжаем наш разговор о гностицизме. Я не ставлю перед собой задачу описать все религиозно–философские системы, отнесённые к гностическому направлению. Но хотелось бы донести до понимания читателей, что они были очень разными не только по вложенным в них идеям, но и по духу. Такого понятия как единое гностическое учение просто не существовало в принципе. Однако, при обилии всевозможных вариантов гностических трактовок, ошибочным является утверждение, будто бы на все эти течения оказывала влияние языческая, восточная и эллинская мудрость, а на «правильное» христианство такое влияние не распространялось.
Следы такого влияния мы имеем до сих пор во всей своей архаично-языческой красе. Например, Иисус никогда не говорил, что собирается принести в жертву Себя Самого Себе Самому, посредством распятия, подобно Одину или какому-нибудь другому Богу, которые так иногда поступали в различных дохристианских культурах. И, конечно же, Иисус не говорил, что собирается стать жертвой в ритуале кровавого жертвоприношения, подобного тем ритуалам, которые практиковались в самых диких обществах, где считалось нормальным приносить в жертву за своё личное благополучие и во искупление своих грехов кого-то другого. Причём, чем больше было страданий у жертвы, тем жертвоприношение считалось более успешным. Все канонические евангелия писались на греческом языке. Таким образом, всё наше нынешнее христианство, так или иначе, содержит в себе следы влияния разных культур.
Христианство же первых веков вообще представляло из себя кипящий котёл, в котором «варилась» и осмысливалась новая картина мира, в бульоне различных идей и понятий. Например, среди последователей одного из основателей гностического направления Валентина, по словам св. Иринея, невозможно было найти хотя бы двоих, которые бы не противоречили друг другу. Собственно это делает весьма сомнительной возможность восстановить учение Валентина по рассказам его учеников. Кроме того слова самого Валентина, вырванные из контекста учения, которые сохранились в виде цитат, приводимых Климентом, так же являются источником недостаточным. Причиной этого является не только оторванность от контекста, но зачастую не скрываемое непонимание смысла приводимых высказываний. Например, один раз Климент строит предположение, что Валентин мог иметь ввиду, а в другой раз называет высказывание Валентина «загадочным».
Что не вызывает сомнений, так это то, что Валентин был образованнейшим и талантливейшим человеком своего времени. Об этом свидетельствуют даже его противники. Валентин не был до конца правильно понят некоторыми своими последователями. Мы располагаем свидетельствами о том, что часть его учеников со временем изменили само учение до неузнаваемости. Таким образом, вся эта навороченная, нелепая, нелогичная и ни на чём не основанная история про падшую Софию и Ялдабаофа, скорее всего не имеет с настоящим учением Валентина ничего общего.
В 1945 году была найдена библиотека раннехристианских текстов близ селения Наг-Хаммади, в которой находилось «Евангелие Истины» и текст «Письма Регину». По всей видимости, оба эти текста написаны одним человеком. При чтении возникает такое отчётливое ощущение. «Евангелие Истины» упоминается Иринеем Лионским как произведение, принадлежащее ученикам Валентина. Оба эти документа не противоречат тем высказываниям Валентина, которые приведены у Климента. Более того, прекрасный стиль, глубина текстов и сходство по языку с подлинными высказываниями Валентина позволяют предположить, что именно Валентин является их непосредственным автором. Таким образом, вероятно именно по этим текстам мы можем воссоздать истинное учение Валентина. Однако при попытке сделать это мы сталкиваемся с проблемой адекватного смыслового перевода. Я постараюсь подобрать правильные слова, но это непременно оставит свой отпечаток и сгладит острые углы.
Евангелие Истины представляет из себя проповедь, содержащую философское осмысление учения Иисуса. Оно не дуалистично, как многие гностические тексты. Бог – это Единство и Полнота (Плерома), Отец и Мать одновременно. О Нём в Евангелии Истины сказано:
«Кто объемлет все пространства, и нет объемлющего Его», «всё было внутри Него, непостижимого, немыслимого, превосходящего всякую мысль», «все пространства – Его Эманации», «они изошли из Него, подобно детям из взрослого человека».
Итак, всё вышло из Него и находилось в Нём. Но, как рыба, находящаяся в воде, не замечает воду, так же и Его Порождения, Его Члены не ведали своего Источника. Одна из Всеобщностей Плеромы осознала это неведение, что явилось причиной возмущения, и незнание Отца обрело силу, а истина скрылась за плотным туманом. Появление материального мира было закономерным следствием того состояния неведения, в которое впала одна из Всеобщностей Полноты. Ошибка распространялась вместе с творением, как бы кристаллизуя «в силе и в красоте замену истине». Но все эти мучения и забвение не принесли никакого ущерба самой Плероме, ибо Она всегда невозмутима в своём совершенстве, а истина, заложенная в ней неизменна. Заметьте, неизменна не сама Плерома, а истина, заложенная в ней. Плерома же живая, следовательно, она не неизменна – Её состояния меняются, неизменно в Ней Её свойство полноты и истина.
Валентин пытается решить проблему теодицеи, заявляя, что это забвение произошло не от Отца, но потому, что Отец не был познан. Отец напротив создал Гнозис, чтобы «забвение могло исчезнуть». Мессия приходил, чтобы просветить пребывающих во тьме и показать путь. Он учил Истине, но заблуждение, лежащее в основании этого мира, преследовало Его. Именно оно стало причиной гибели Иисуса, но само обессилело в борьбе с Ним. Познавших Христа через силу слова Он нашёл в Себе и Он был найден в них. Так познавшие Иисуса познали Отца, ибо Иисус изошёл из Плеромы и находился «в Мысли и Разуме Отца».
Всеобщность (Эон), впавшая в забвение всегда находилась внутри Совершенного и Непостижимого Отца, создавшего её. Но при этом Она постоянно нуждается в Нём и стремится к Нему, ибо стремится к своему совершенству. Её совершенство осталось внутри Отца и станет доступным только после «возврата» к Нему. Эон обретёт свою Целостность и совершенное единое Знание. Хотя все отпрыски Отца на самом деле всегда полны и совершенны, только наш Эон не помнит об этом.
«Это великое чудо, что пребывая в Отце, Они не знали Его, и не могли выйти сами, поскольку они не смогли постичь Его и узнать Того, в ком Они пребывали».
Иисус принёс Учение в Себе подобно Живой Книге Живого. Никому другому было не под силу взять эту книгу, кроме Иисуса, который принял страдания, зная, что Его смерть станет жизнью для многих.
«Войдя в пустые Пространства Насилий, Он прошёл сквозь тех, кто были догола раздеты Забвением, будучи Гнозисом и Совершенством, проповедуя всё то, что в сердце, уча тех, кто жаждет получить Учение».
Валентин учил, что не всем доступно получить это Знание. Все люди разные. Есть люди живые, записанные в Книге Живых, те, кто существовал изначально и вышел из Отца. Они слышат зов Отца и стремятся к Нему, так как только в Нём можно обрести Совершенство Всеобщности. Но есть и другие, кто не слышит зов Отца, ибо нет их имён в Книге Живых. Они – «творение забвения и исчезнут вместе с ним». «Ибо Вещественные были чужаками, и не видели Его Подобия, и не знали Его», Христа, пришедшего «через плотскую Форму». Связь с Отцом видится Валентину в образе Книги, в которой записаны имена тех, кто слышит зов. Это те, «чьи имена Он знал в Начинании, и названы будут в Конце». Однако Валентин указывает на то, что никто не знает заранее, будет ли он пробуждён Отцом:
«Отец - совершенный, знающий каждое Место внутри Себя. Если Он желает, Он проявляет всякого, кого бы ни пожелал Он, давая ему Форму, и давая ему Имя, и, привнося, делая его начинающим быть, которые, прежде, чем они начинают быть, пребывают в неведении о Том, кто создал их».
Через Сына Отец открывает свои глубины, которые «суть Дух Святой». Соединившийся с Истиной получает от Отца Дух Святой, который является «проявлением Отца и Откровением Его Эонам». Этот мир Валентин считает иллюзорным и похожим на кошмарный сон по сравнению с миром Истинным. Только Дух способен пробудить человека от этого сна. Спасутся те, «чей образ суть Свет, не имеющий в себе Тени».
В будущем Форма (материя)
«будет исчезать в слиянии Единства» и «Единство будет совершенствовать Пространства. Именно внутри Единства каждый достигнет самого себя. Внутри Знания он очистится от Множественности, (обратясь) в Единство».
«Ибо то Место, где есть зависть и распря, неполно, но то Место, где (есть) Единство, совершенно».
Конечно, это далеко не исчерпывающая информация. Однако даёт достаточно пищи для размышления. Естественно, концепция Валентина не безупречна. Но она предлагает нам миф о Творении несколько интереснее, чем сказка про Адама и Еву с их Змеями и яблоками в саду. Тем более что этот миф не строится на истории одного конкретного народа. Концепция Единства заслуживает особого внимания.
Читать 1 часть статьи "Гностицизм раннего христианства"
Читать 3 часть статьи "Гностицизм раннего христианства"
Читать далее:
Почему Филипп считал, что Иисус сначала воскрес, а уже потом умер на кресте?
Искушение Христа. Что мы пропустили?