Найти тему
Аврора Ливрова

Почему быть "двоечником" более выгодно, чем "отличником"

Художник Вася Ложкин
Художник Вася Ложкин
Дети продуктивно проводят свободное время, через игры, чтение, секции приумножая свои способности, так как хотят вырасти умными. Взрослые цели вырасти умными не имеют, поэтому посвящают досуг деградации до уровня, с которого начинали, когда были детьми.
#полиуретановый кактус

Когда я училась в школе, периодически от разных людей мне доводилось слышать, что во взрослой жизни бывшие "двоечники" часто устраиваются лучше, чем "отличники". Первое время мне казалось, что подобные россказни, основанные на единичных примерах, распускаются с единственной целью приободрить отстающих учеников и их родителей. Со временем я поняла, что примеры такого расклада не столь уж единичные, и причины на то есть вполне объяснимые.

Я была отличницей во всех (довольно многочисленных) учебных заведениях, в которые меня заносило. И эта устоявшаяся закономерность привела меня к мысли, что речь не просто об оценках, а о двух разных психологических типах, которые условно можно называть "двоечником" и "отличником". Присущие каждому из них черты действительно дают представление, почему первые нередко достигают в жизни большего и с меньшими затратами, чем вторые.

Со школы отличники прорабатывают свои знания: чем лучше они выполняют задание, тем чаще их хвалят и награждают "пятёрками", всё логично и есть мотивация продолжать учить уроки. Тем временем двоечники тренируют другие навыки: они учатся списывать и убеждать учителей идти на уступки. Высоких баллов они не добиваются, но держатся годами на плаву, чтобы их не отчислили.

За пределами учебных заведений ценится не то же, что в их стенах. И у отличников начинают рваться шаблоны. За глубокие знания и склонность к саморазвитию больше не хвалят. Работодателю надо не талантливо, а быстро, при этом можно и посредственно, лишь бы эффективно. Эффективность измеряется прибылью организации, а та во многих ситуациях определяется не качеством труда. И экс-двоечники, с их умением подсмотреть у соседа по парте (а в новых реалиях у конкурента) и договориться с учителем не вызывать в школу родителей (или же уболтать клиента заказать то, что выгодно компании), ориентируются значительно лучше.

Отличники любят читать и анализировать книги, но с ненормированным графиком, который навязала фирма, теперь им некогда это делать. Они привыкли и хотят быть лучшими, но в новом окружении их стремление самосовершенствоваться только раздражает, потому что отныне оно не нужно никому кроме них.
Перед школой стоит цель воспитать образованную личность, а значит если ты трудишься над тем, чтобы стать такой личностью, ты помогаешь учреждению, которому принадлежишь, достигать его цель.
Перед коммерческой компанией стоит цель обогащать её владельца. И если ты тем временем по-прежнему трудишься над тем, чтобы оставаться образованной личностью и приумножать свои достоинства, на сей раз ты не угадал и делаешь не то, что от тебя ждут.
Оставаться вечерами дооформлять документы, рассылать письма партнёрам, обзванивать клиентов и принимать поставки товаров может любая личность, лишь бы она была не против тратить на это часы. И, что самое главное, чем личность одарённее и амбициознее, тем скорее она окажется против выполнять рутинные, а порой ещё и бессмысленные поручения руководства (состоящего в отличие тот неё от двоечников).

Что делать отличникам, которые столкнулись с подобной проблемой?
Варианта два. Первый - постараться стать двоечником. Есть шанс, что получится, ведь "ломать не строить".
Если же совсем не хочется заставлять себя деградировать в угоду требованиям системы, остаётся второй - искать сферы применения талантов, похожие на школу, чтобы очутиться в привычной среде с понятными принципами выживания. Сферы такие, если тщательно их повысматривать, существуют, но об этом пойдёт речь в следующей статье.

P.S.
Считаю своим долгом отдельным абзацем подчеркнуть, что рассмотренные в статье типажи, как и всегда при составлении типологий, не претендуют на всеобемлющий характер.
Я осознаю, что некоторые в школе и вузах являются двоечниками, потому что их предвзято оценивают педагоги или потому что они, ошибившись в выборе специальности, вынуждены осваивать малоинтересные и слишком сложные для их склада ума предметы. Осознаю я также, что и отличники в свою очередь могут скорее казаться, нежели являться эрудированными и прилежными, а могут и вовсе быть любимчиками преподавателей за совсем другие качества, ничего общего не имеющие с реальными знаниями.

Из цикла #кало_кагатия ; другие тексты автора под этим тегом:

Могущество, которое пугает

Что делать, если вы новый Стив Джобс?