Жаль за фильм «Исчезнувшая империя» (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А здесь – иллюстрация мысли, как здорово Советский Союз был приспособлен для свободы воли, которая присуща русскому народу как черта менталитета, который не меняется веками. Бытийный народ – русские. Это даже и в языке отразилось. У немецких детей головы имеются, а у русских они есть. Вот и Сергей Нарбеков… Даже после реставрации капитализма в России живёт… ради настроения сердца (по укороченной цитате из Феофана Затворника о том, что не дело главное в жизни): переводчиком с фарси. То есть карьеры не сделал. Его дед, археолог, влюбил его в Восток. Для того, чтоб это подчеркнуть, в фильме есть якобы мистическая сцена. – Размашисто живя, привелось Сергею курнуть что-то. Так что он увидел? – Город Ветров, остаток погибшей империи, открытый современникам его дедом. Почти в конце фильма Сергей, выполняя просьбу деда поехать в Город Ветров (пограничная крепость Хорезма) посмотреть на тамошние зори, зритель узнаёт, что то же видел обкурившийся Сергей. Не мистика это по простому соображению. Дед сфотографировал крепость. Вряд ли фотография в 20-30-х годах была цветная. Но рассказы деда и воображение сделали своё – обкурившийся Сергей увидел вид в цвете.
Чего только нет в фильме от размашистой жизни Сергея? И девушки лёгкого поведения,
и разнузданность на лекциях (Сергей сперва был на нелюбимом педагогическом, а в институт, где обучают востоковедению, поступил после изгнания из педагогического), и драки за товарища, и воровство книг деда, и бездумное предательство любимой, и махнуть от скуки собирательства фольклора где-то в русской глубинке в… Гагры на день (за что и выгнали из педа). – Раззудись, плечо, размахнись, рука…
Вопреки разговорам о несвободе в СССР.
Всё шито белыми нитками. От замысла до исполнения.
Так художественности не достигают.
Раз на раз не приходится…
27 декабря 2020 г.