Ежегодно миллионы людей посещают Лувр в Париже, чтобы увидеть самые известные, самые загадочные и самые дорогие картины в мире. Написанная итальянским ученым Леонардо да Винчи, одним из величайших гениев всех времен, «Мона Лиза» известна соблазнительной улыбкой женщины, одетой по флорентийской моде, сидящей на фоне прекрасного горного пейзажа.
Задний план
История «Моны Лизы» всегда вызывала интерес у многих историков всего мира. Современные технологии и анализ подтвердили, что да Винчи начал работать над портретом более пяти веков назад в 1503 году в своей мастерской во Флоренции. Это было время второго флорентийского периода, и да Винчи уже заслужил свое имя как великий художник. Он работал над картиной довольно долго и за эти годы добавил несколько слоев тонкой масляной глазури.
Что отличает Мона Лизу от других?
Женщина на портрете сидит, скрестив руки, со слабой улыбкой, которая привлекает внимание каждого смотрящего на нее зрителя. Одна вещь, которая отличает Мона Лизу от других портретов эпохи Возрождения, заключается в том, что она отличается от традиционного способа изображения женщин на итальянских картинах. Это также один из первых портретов, изображающих натурщицу перед пейзажем.
Женщина на картине смотрит прямо на нас, что было нетрадиционно для женской картины того времени. Кажется, она может видеть твою душу наизнанку. Следует отметить одну важную вещь: у женщины на картине нет ресниц или бровей, так как в то время женщины были обычным делом выщипывать их.
Некоторые историки также отмечают, что «Мона Лиза» похожа на ранние изображения Девы Марии. Одной из причин поддержать это утверждение было то, как сидит женщина на картине. Ее поза и скрещенные руки олицетворяют ее благородство и благочестие.
То, как да Винчи изобразил тело женщины, действительно примечательно для картины, которой более 500 лет. Леонардо использует свою технику сфумато, которая показывает нам, как свет попадает на определенные части кожи женщины, оставляя другие части в более темных тенях.
Леонардо да Винчи явно пытался изобразить, как выглядит идеальная женщина в его сознании. В некотором смысле картина намного опередила свое время, поскольку не имела ничего общего с другими портретами той эпохи.
Кем была женщина в «Моне Лизе»?
Ученые и историки давно спорят о загадочной личности женщины, сидящей на картине. Было множество интерпретаций и предположений. Наиболее широко распространено мнение, что это картина итальянской дворянки Лизы Герардини, которая была женой бизнесмена Франческо дель Джокондо, и поэтому ее также называют «Джоконда».
Были и другие теории. Зигмунд Фрейд предположил, что женщина на картине была матерью Леонардо да Винчи. Другая теория гласила, что на самом деле на портрете изображен сам Леонардо, маскировка под женщину. Люди, которые предлагали эти теории, сделали свои заявления, но на сегодняшний день личность ситтера не подтверждена.
История владения и хронология
Картина была приобретена королем Франции Франциском I, когда да Винчи был приглашен для работы с ним в 1516 году. После смерти да Винчи в 1519 году картина осталась у короля. В 1530-х годах Франциск впервые выставил «Мону Лизу» в полупубличной художественной галерее в Фонтенбло. После этого более 200 лет картина хранилась в различных французских дворцах до Французской революции 1789 года. В 1800 году Наполеан Бонапарт повесил картину в своей личной спальне в Тюильри. Спустя четыре года, в 1804 году, Мона Лиза была установлена в Большой галерее Лувра и оставалась там до 1911 года.
Похищение шедевра
В начале 20 века «Мона Лиза» не пользовалась особой популярностью у публики. 21 августа 1911 года портрет исчез из Лувра, что сразу привлекло внимание СМИ и общественности. Изначально возникла некоторая путаница, не взяли ли картину куда-нибудь для фотосъемки. Столкнувшись с вопросом, директор Национальных музеев Теофиль Гомоль сказал:
«С таким же успехом можно притвориться, будто можно украсть башни Нотр-Дама!» Затем музей был закрыт на одну неделю для расследования инцидента, и было подтверждено, что картина была украдена. Известный испанский художник Пабло Пикассо и французский поэт Гийом Аполлинер были арестованы как подозреваемые. Оба, однако, были реабилитированы после подробного расследования. После отчета о расследовании директор музея Хомолле был вынужден уйти в отставку.
Вор или патриот?
В 1913 году торговец антиквариатом во Флоренции Альфредо Джери получил письмо с парижской печатью от человека, называвшего себя «Леонардо Винченцо». В письме он утверждал, что у него есть «Мона Лиза», и он хочет, чтобы картина была выставлена в Италии, поскольку да Винчи был итальянцем. Альфредо Джери сообщил полиции, что некий мужчина пытался продать ему украденную картину. Полиция попросила Джери назначить встречу с Винченцо в отеле Tripoli-Italia. Когда мужчина прибыл в отель, он «открыл чемодан и вынул «Мону Лизу», которая была спрятана под фальшивым дном. После подтверждения Винченцо был арестован, и картина была возвращена.
Позже выяснилось, что человек, назвавший себя «Леонардо Винченцо», на самом деле был Винченцо Перуджа, итальянским парнем, который помог построить стеклянный шкаф для картины в Лувре. Перуджа украл картину из музея, потому что он утверждал, что был патриотом и считал, что картина должна была быть собственностью итальянского правительства и выставляться в итальянских музеях. Перуджа хранил портрет в своей квартире два года.После того, как картина хранилась почти две недели в галерее Уффици во Флоренции, итальянское правительство вернуло ее в Лувр в Париже. Перуджа предстал перед судом и был приговорен к шести месяцам тюремного заключения за преступление. Однако Перуджа приобрел большую популярность в Италии и была признан патриотом. С тех пор картина выставлялась в различных музеях по всему миру, но ее постоянным домом по-прежнему является Лувр.
Слава и достоинство
Сегодня Мона Лиза, несомненно, самая известная картина в мире. Именно кража 1911 года прославила этот шедевр и принесла ему заслуженное признание.
В 1962 году картина была оценена на страхование, и ее оценочная стоимость составила 100 миллионов долларов, что эквивалентно 860 миллионам долларов в 2020 году.
Лувр посещают почти десять миллионов человек в год и 30 000–50 000 посетителей каждый день. Восемьдесят процентов посетителей приходят просто посмотреть на «Мону Лизу». Картина теперь хранится за пуленепробиваемым стеклом, чтобы предотвратить дальнейшие попытки кражи.
Понравилась статья? Ставьте ЛАЙК.
Ждем ваши отзывы в комментариях, а так же не забывайте подписаться на наш канал, что бы не пропустить много интересного.