Одним из рекомендованных к посещению мест в Звенигороде значится музей "Назад в СССР", но я не была уверена, хочу ли я туда сходить. Я родилась примерно тогда же, когда наша страна перестала так называться, и ностальгия по этому периоду отечественной истории в моей семье никогда не практиковалась. Подобные же музеи и выставки, подсказывал мой опыт, чаще рассчитаны как раз на культивирование ностальгии. Однако другой музей, куда я нацелилась в Звенигороде, оказался закрыт (истории моды уездного города), и я решила: ну пойду... назад в СССР! В конце концов, история есть история, к чему здесь предрассудки?..
Музей небольшой, частный, находится на втором этаже в здании над какими-то магазинами. Как я узнала в процессе покупки билета, создали музей три женщины, местные активистки. Они же проводят экскурсии: отдельно для взрослых, которые успели пожить в СССР, и отдельно - для детей, для которых патефон или октябрятский значок в диковинку. "Ну вы-то всё знаете, сами разберётесь", - кивнула женщина и проводила меня в зал. Я слегка огорчилась, что не выгляжу моложе своих лет, и пошла изучать экспозицию.
Сотрудница сказала: "У нас тут от 1940-х до 90-х годов", и я подумала, что экспозиция выстроена по хронологии - от военных лет к перестройке - как это было в музее политической истории России в Петербурге, где мне очень понравилось. Однако здесь нашли другое решение: выстроили экспонаты по темам - спальня, кухня, косметика, одежда, детские игрушки, школьная и пионерская атрибутика...
Я увлекаюсь винтажной бижутерией и историей моды, поэтому хорошо знаю нехитрое правило: чтобы вещь казалась тебе историчной, а не просто старой, ты не должен помнить её в своём детстве. С музеем СССР такая логика не работает: как ни крути, но подавляющее большинство взрослого населения нашей страны помнит по детству хоть какое-то десятилетие и, соответственно, вещи из повседневности. Следовательно, здесь стоило бы напирать на что-то другое, вопрос: на что?
На ностальгию. Возможно, кто-то посмотрит с этой точки зрения, но мне так не показалось. На мой взгляд, в музее как раз нет никакой "светлой грусти", только спокойная демонстрация интересных предметов, которые ещё недавно были частью жизни. Ну, впрочем, тут я не могу быть абсолютно объективной: возможно, человек возраста моей бабушки испытал бы как раз ностальгию, глядя, скажем, на витрину с косметикой, где лежит "Ленинградская" тушь и мыло "Тик-так".
Я предсказуемо зависла у стола, где экспозиция посвящена одежде: как я уже сказала, я увлекаюсь историей моды, поэтому журналы с выкройками рассматривала долго. Не все, правда, смогла атрибутировать по датировке и происхождению, и сотрудница музея тоже не смогла мне помочь - так, неуверенное протянула: "Да, вроде пятидесятые... наверное, польское что-то...". Впрочем, она же и не историк моды, не обязана всё точно знать! В целом подборка интересная - листайте галерею:
В отдельном углу - экспозиция, посвящённая детству: пионерскому и не только, школьному и дошкольному. С лёгким налётом интерактивного вовлечения: например, я воспользовалась возможностью сесть за парту (тут уж никакой ностальгии, в моей школе стояли уже отдельные стол и стул) и убедилась, что рука ещё помнит, как выводить прописи.:) и даже кляксу не посадила, хотя чернилами писать меня никто сроду не учил, не то поколение.
Растрогал меня темнокожий пупс в витрине с игрушками. Конечно, официальная позиция СССР по расовому вопросу известна: пусть рожают хоть черненьких, хоть зелёненьких, и вообще мир-дружба... но всё же приятно было увидеть наглядное тому подтверждение. Напомнить бы об этом некоторым ценителям шуток про американского экс-президента и бананы... впрочем, не будем о грустном.
Вот где пресловутая ностальгия разыгралась, так это у витрины с голографическими календариками: их-то я как раз отлично помню! Да и в целом - ничуть не менее интересно, чем, например, в музее игрушек в Нюрнберге. Там я экспозицию рассматривала примерно с такими же ощущениями: вот это сама помню, вот это у бабушки осталось с маминого детства, а вот это совсем уже не помню... хотя, конечно, фарфоровых кукол и кукольных домиков с полной обстановкой в музее в Звенигороде не нашлось.
Там же, в помещении музея, работает пельменная: тоже с претензией на возвращение в СССР... Правда, я сомневаюсь, что в ассортименте советской пельменной были пянсе на пару, указанные в местном меню.:)
Уже после выхода из музея (те полтора часа, что я ехала обратно в Москву) я задумалась: как удалось организаторам музея добиться такого хорошего эффекта и рассказать о заведомо сложной в восприятии эпохе – не секрет, что СССР в нашем обществе принято либо бурно ругать, либо не менее бурно по нему плакать! – качественно и грамотно? Мне кажется, секрет успеха вот в чём: вся экспозиция – совершенно обезличенная. Она не дополнена ни выдержками из мемуаров, ни фотографиями, ни газетными вырезками… Только предметы быта. Посетителя музея не подталкивают к эмоциональной оценке, не заставляют воскликнуть «Какое прекрасное было время!» или «Какой ужас, как хорошо, что это позади!». Когда посетитель смотрит экспозицию, ему не подсказывают, что чувствовали люди, которые пользовались этими дисковыми телефонами, пионерскими галстуками или одеколоном «Тройной», были ли они безмерно счастливы или, наоборот, желали чего-то другого… Поскольку полученное мною образование неумолимо подсказывает, что история не терпит оценочных суждений, такой подход мне очень импонирует.
Короче говоря, музей понравился мне куда больше, чем я того ожидала. Действительно хорошо собранная коллекция. А вот от приобретения сувенира в виде настоящей советской ёлочной игрушки (всего за 350 рублей) я воздержалась: пусть остаются в музее, а мне яркие современные, которые я купила в этом году, нравятся гораздо больше.:)
Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также: