Настало время третьей части разбора. Я долго думала, публиковать ее или нет. Но слишком уж много людей пишут мне: мол, ну подумаешь, театральная жизнь показана однобоко; подумаешь, скверный язык; подумаешь,Татьяна завирается и путает планету с кометой. Зато это книга о любви, о великой любви!.. Ну что ж, давайте для полноты картины взглянем, как выглядит в этой книге «великая любовь».
(Еще раз напоминаю, что я не анализирую личность и биографию автора. Я пишу только о том, что прочла в книге, написанной Егоровой. В двух предыдущих статьях я разбирала характер героини книги и пришла к выводу, что автор вывел в своей Татьяне сатирический образ. Насколько этот образ соответствует личности автора, я судить не могу).
...К этому моменту мне, честно сказать, окончательно осточертело любование раздутым до бесконечности эго женщины, которая должна быть нам интересна лишь тем, что ее любил Андрей Миронов. Хотя постойте – а любил ли? И любила ли она его?
Героиня обещает нам историю великой любви, которую кокетливо именует «кармическим браком». Но в итоге здесь, как и во всей книге, Татьяна повествует об одном, а мы видим другое.
За красивыми словами сквозят самые обычные, базарные, бабьи разборки. Героиня уверена, что все женщины ненавидят ее за гордость и бескомпромиссность, а также за то, что она, счастливица, озарена любовью Миронова. Но тогда странно – вопрос: а за что сама-то счастливица так ненавидит женщин? «Общайся с этими с*чками и низкопробными б***ьми! Наверное, это твой уровень!», «У всех с*чек поднялись ушки и хвосты, и пронесся визг восторга», «Худрук занимается травлей, мстит, терроризирует, артистки театра практикуют на мне свою злобу и коварство, артисты мужского пола, это у них называется мужской шовинизм, тоже норовят ножку подставить – и все из-за Андрея. У меня нет в театре ни покоя, ни ролей. Потому что любовь в этом мире никто не может простить!».
Полно, да была ли любовь, было ли счастье? Или озлобленность героини книги на мир объясняется тем же, чем ее неприязнь к театру? Она хочет рассказать, как трагически любила, а рассказывает о созависимости худшего сорта, о взаимных изменах, о дешевой мести – да еще обожает подробно описывать собственные приступы ревности. Своего возлюбленного она не жалеет и оттягивается на нем, уже мертвом, не упуская ни одной неприглядной подробности и выкладывая их читателю полными ложками. Вот, мол, ваш Миронов, получайте о нем всю голую правду. Ах, я его так люблю, а еще он меня бил. И у маменьки ходил на помочах. Но это я его не осуждаю и не выношу посмертно на посмеяние, а нежно-пренежно люблю.
Правда это или нет – никто уже не сможет подтвердить (что героиня наша завирается, я уж писала), но читать всю эту солянку из случайных соитий, кличек, драк, абортов так невыносимо скучно. Обещанной большой любви здесь нет. Только заезженная пластинка, похожая на рассказ о любовнике-мерзавце в исполнении соседки. Это так скучно: погуляли, подрались, переспали, свекровь злодейка, расстались, сошлись, подрались, переспали… При том Татьяна постоянно подчеркивает свою важность в жизни Миронова: и кармический-то у них брак, и мама-то поняла, что «эта с бантом» – угроза для семьи. Фатеева, на которой Миронову запретили жениться – не угроза, а вот Татьяна – угроза!.. И Татьяна ведь точно знает, что Мария Миронова так подумала. Она вообще любит описывать, что думали и чувствовали другие люди.
Но ведь по факту в книге изображено совсем другое. «К нам пришла любовь» – и тут же описание очередных тумаков от кармического мужа.
С.178 «Мы подошли к подъезду, у него уже был свирепый вид, он налился кровью, и я думала: только бы мне не получить страшных тумаков. …Потом обнял меня так, что с меня слетели клипсы, и мы слышали, как они хрустят под нашими ногами».
– в этом месте уже у читателя наступает глухое отчаяние, и он спрашивает, долго ли еще читать эту историю великой любви.
Кульминацией этой возвышенной истории можно считать сцену, которая сделала бы честь средневековому фарсу. Уезжая на длительный срок, Миронов, не уверенный в верности «кармической жены», обманом заставляет Татьяну в его отсутствие пользоваться вонючей мазью от чесотки. Героиня послушно мажется и плохо пахнет, а заодно, конечно же, страдает – далее слово предоставляю ей:
С.183. «Перед отъездом в Баку он как-то странно мялся, виновато смотрел… За мной ухаживал представитель из МИДа, красивый парень, звонил каждый день, приглашал кататься на «Волге» в загородный ресторан, и я кусала локти от досады…».
Не в первый раз за всю книгу у героини – чистой розы – двое мужчин, и она в перерывах между описаниями великой любви рассказывает, как решала: кому выгоднее отдаться. Но вонючая мазь, навязанная уехавшим любовником, оберегает ее добродетель и «кармический брак». Хэппи энд!
Резюме:
Собственно, здесь можно переписать цитату самой Татьяны, которую я вынесла в эпиграф к первой части. Только вместо «Ворон» вставить «Таня», да еще театр заменить.
– Завидовать нехорошо! – говорю я вслух, глядя прямо в книгу о Тане. – Все эти шуточки, издевки, подковырки – что-то, ох, не дружеского стиля! И означают полное моральное и творческое бессилие. Никто не виноват, что тебя в театре Сатиры не завалили ролями.
Книга полна ненависти и счетов последовательно: к театру, людям, женщинам, своему мужчине. Ни один желчный мемуар на моем веку не создавал такого впечатления, потому что их героини что-то из себя представляли. Созданная Егоровой героиня Татьяна не представляет ничего – это комическая фигура. В тексте мастерски описано, как эгоцентризм и невостребованность искажают человеческую личность. И именно в этом, пожалуй, и есть ее художественная ценность. В сущности, Татьяна из книги страшно ограниченна. Уникальность Миронова лежит не столько в человеческой, сколько в творческой плоскости. Когда первый интерес к актеру-человеку притупляется (ну чистоплюй, ну маменькин сынок, ну пили, гуляли, танцевали, дрались даже), снова хочется узнать про творца. Но Таня с упорством заводной канарейки продолжает свое чириканье. Она описывает своего любовника Андрюшу, а артист Андрей Миронов, как тот художник у Стругацких, «протек у нее между пальцами и умер».
Что до остального... Бедные, бедные поклонницы книги «Андрей Миронов и я». Они не получили ничего, что им обещали. Одни эрзацы. Вместо великой любви – созависимость с драками и взаимным обманом. Вместо «неприкрашенной правды закулисья» – сборник анекдотцев. Потому что неприкрашенной правды никто из них на самом деле не хочет: ведь настоящее искусство – это не постельный спарринг и не ужины в ресторане. Это в первую очередь пот, усталость, нервное перенапряжение; это выматывающие, но и приносящие удовлетворение долгие репетиции, это круглосуточная работа над ролью – и редкие моменты эмоциональной разрядки. У всех они разные: для кого-то безобразный загул, а для кого-то многочасовое зависание где-нибудь на даче, когда мир вокруг замирает. Плюс профессиональные деформации разного рода, вплоть до болезней. Но кто из поклонников книги захочет читать такую правду?
--
Еще по теме: Почему у актеров непростая личная жизнь: «за кулисами сплошной разврат» – или всё немного сложнее?
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
--
Спасибо моим читателям!
Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал и получайте больше историй о театре и кино!