Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Знаменитый железнодорожный сахар в поездах СССР, России и Украины. Ностальгия и трансформация

Если вспоминать поездки в скорых или пассажирских поездах советского времени, то их символом, безусловно, был чай, который разносили проводники в специальных подстаканниках.

Традиция подавать чай в поезде в подстаканниках, по крайней мере, на Российских железных дорогах осталась до сих пор. Хотя, в ряде республик бывшего СССР от этого отошли, взамен подстаканников и граненого стакана, чай разносят в чашках. Как бы там ни было именно подстаканники создавали среди прочего неповторимую атмосферу путешествия именно в поезде.

Подстаканники в вагоне, источник фото poembook.ru
Подстаканники в вагоне, источник фото poembook.ru

Но а к чаю прилагался сахар, да не обычный, а особенный, два кусочка были упакованы вместе в бумажную упаковку, по форме напоминающую жевательную резинку. А там само собой рисунок состава, похожего на ЭР200. Чай в подстаканнике, да фирменный "железнодорожный" сахар, полагаю, запомнился многим на всю жизнь.

Лицевая сторона
Лицевая сторона
Вид со всех ракурсов
Вид со всех ракурсов

Их делали на разных фабриках, в зависимости от маршрута движения поезда был сахар того или иного производителя. Но неизменным был рисунок поезда ЭР200.

Впрочем был и альтернативный вариант и я его тоже хорошо помню, в поездах, проходящих через территорию УССР. Здесь вместо ЭР200 был уже рисунок электровоза, похожего не то на ВЛ80, не то ВЛ10.

Еще один вид железнодорожного сахара во времена СССР
Еще один вид железнодорожного сахара во времена СССР

Традиция подавать сахар в подобных пакетиках на Российских железных дорогах ушла в прошлое. Ныне сахар подается совершенно в иных, более безликих упаковках. Да и взамен кускового сахара теперь пассажирам приносят сахар-песок. Мне попадалось что-то подобное.

Обычно в современных поездах сахар предлагают для чая в подобных упаковках
Обычно в современных поездах сахар предлагают для чая в подобных упаковках

Хотя чаще такое.

Железнодорожный сахар современных РЖД, фото http://www.kot_50.sobiraloff.ru/
Железнодорожный сахар современных РЖД, фото http://www.kot_50.sobiraloff.ru/

В сети мне встретился более интересный вариант.

Такая упаковка для железных дорог мне кажется более предпочтительной, фото http://www.kot_50.sobiraloff.ru/
Такая упаковка для железных дорог мне кажется более предпочтительной, фото http://www.kot_50.sobiraloff.ru/

Однако лично я подобную упаковку не встречал. Правда не могу сказать, что часто езжу в поездах на дальние расстояния.

Интересно, что в сети можно найти упаковку железнодорожного сахара по концепции схожую с советской, но для украинских железных дорог. Не выяснял какой это период, предлагают ли сахар в такой упаковке в настоящее время или она была характерна для более раннего периода. Правда взамен ЭР200 там изображен японский скоростной поезд "Синкансэн" первого выпуска.

Железнодорожный сахар для украинских железных дорог
Железнодорожный сахар для украинских железных дорог

Но а это вообще можно сказать "отпад". Если вверху японский поезд, то внизу российский "Сапсан". Как кто-то бы обязательно сказал "зрада".

Железнодорожный сахар для украинских железных дорог, фото http://www.kot_50.sobiraloff.ru/
Железнодорожный сахар для украинских железных дорог, фото http://www.kot_50.sobiraloff.ru/

Кстати, нашел в сети совершенно случайно при поиске иллюстраций для материала такой набор сахара, производящийся в Луганске. Прямо для тех, кому небезразличны железные дороги.

Сахар для любителей железных дорог, фото производителя
Сахар для любителей железных дорог, фото производителя

На этом все. Не могу найти фотографии в сети, как разносили супы по купе в 80-е годы, хорошо помню металлические кастрюли с металлической крышкой, открываешь, а там необычный суп, почему необычный, а так как правило лежал кусочек лимона. Вот не помню, может это солянка была. В поезде "Москва - Прага" обязательно брали вкуснейшие сосиски, а также там продавалось "Можайское молоко", которое тогда очень любил, при условии, что оно покупается в поезде. Но, а еще бабушки в Сухиничи с круглой вареной картошкой, да малосольными огурцами, в дороге казались вкуснятиной, была традиция в Сухиничи всегда брать картошку и к ним огурцы. Но, впрочем, что где интересное продавалось, это отдельная тема, так как в Жмеринке в сезон это были ягоды, во Львове мороженое, а в Киеве сладкая вода, например, "Байкал" или спиртное, да да, пассажиры могли купить его на перроне.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала о железных дорогах:

Немного железнодорожной экзотики

Электровоз серии 230 — чехословацкий аналог ЧС4

Полуэлектричка/полутрамвай в горах Словакии

-11