Если вспоминать поездки в скорых или пассажирских поездах советского времени, то их символом, безусловно, был чай, который разносили проводники в специальных подстаканниках.
Традиция подавать чай в поезде в подстаканниках, по крайней мере, на Российских железных дорогах осталась до сих пор. Хотя, в ряде республик бывшего СССР от этого отошли, взамен подстаканников и граненого стакана, чай разносят в чашках. Как бы там ни было именно подстаканники создавали среди прочего неповторимую атмосферу путешествия именно в поезде.
Но а к чаю прилагался сахар, да не обычный, а особенный, два кусочка были упакованы вместе в бумажную упаковку, по форме напоминающую жевательную резинку. А там само собой рисунок состава, похожего на ЭР200. Чай в подстаканнике, да фирменный "железнодорожный" сахар, полагаю, запомнился многим на всю жизнь.
Их делали на разных фабриках, в зависимости от маршрута движения поезда был сахар того или иного производителя. Но неизменным был рисунок поезда ЭР200.
Впрочем был и альтернативный вариант и я его тоже хорошо помню, в поездах, проходящих через территорию УССР. Здесь вместо ЭР200 был уже рисунок электровоза, похожего не то на ВЛ80, не то ВЛ10.
Традиция подавать сахар в подобных пакетиках на Российских железных дорогах ушла в прошлое. Ныне сахар подается совершенно в иных, более безликих упаковках. Да и взамен кускового сахара теперь пассажирам приносят сахар-песок. Мне попадалось что-то подобное.
Хотя чаще такое.
В сети мне встретился более интересный вариант.
Однако лично я подобную упаковку не встречал. Правда не могу сказать, что часто езжу в поездах на дальние расстояния.
Интересно, что в сети можно найти упаковку железнодорожного сахара по концепции схожую с советской, но для украинских железных дорог. Не выяснял какой это период, предлагают ли сахар в такой упаковке в настоящее время или она была характерна для более раннего периода. Правда взамен ЭР200 там изображен японский скоростной поезд "Синкансэн" первого выпуска.
Но а это вообще можно сказать "отпад". Если вверху японский поезд, то внизу российский "Сапсан". Как кто-то бы обязательно сказал "зрада".
Кстати, нашел в сети совершенно случайно при поиске иллюстраций для материала такой набор сахара, производящийся в Луганске. Прямо для тех, кому небезразличны железные дороги.
На этом все. Не могу найти фотографии в сети, как разносили супы по купе в 80-е годы, хорошо помню металлические кастрюли с металлической крышкой, открываешь, а там необычный суп, почему необычный, а так как правило лежал кусочек лимона. Вот не помню, может это солянка была. В поезде "Москва - Прага" обязательно брали вкуснейшие сосиски, а также там продавалось "Можайское молоко", которое тогда очень любил, при условии, что оно покупается в поезде. Но, а еще бабушки в Сухиничи с круглой вареной картошкой, да малосольными огурцами, в дороге казались вкуснятиной, была традиция в Сухиничи всегда брать картошку и к ним огурцы. Но, впрочем, что где интересное продавалось, это отдельная тема, так как в Жмеринке в сезон это были ягоды, во Львове мороженое, а в Киеве сладкая вода, например, "Байкал" или спиртное, да да, пассажиры могли купить его на перроне.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала о железных дорогах:
Немного железнодорожной экзотики
Электровоз серии 230 — чехословацкий аналог ЧС4
Полуэлектричка/полутрамвай в горах Словакии