Нередко возникает вопрос - какие сложности возникают, когда нужно провести качественную подготовленную съёмку на смартфон.
Для начала - а вообще зачем это нужно? Ведь топовый смартфон стоит дороже иной хорошей видеокамеры - а если ставится задача качественной подготовленной съёмки, то подразумевается, что вы уже умеете её осуществлять - и, скорее всего, имеете соответствующее оборудование.
Но дело не только в стоимости техники. Уже больше десятилетия мы живём с фактом, что карманное устройство может записывать качественный видеоматериал – и это давно стало нормой, которой следует, конечно же, пользоваться – ведь вы можете, например, находясь в поездке без привычного комплекта оборудования столкнуться с необходимостью что-то снять так, чтобы это можно было впоследствии использовать, или же ваш креатив может разогреться от досужего валяния на пляже - ситуации могут быть разные. Известный ленинградский кинооператор Павел Леонидович Засядько лет 30 назад в случаях сложности подбора оборудования на съёмки говорил – «давайте что есть, если что, и утюгом сниму» - нынче эта шутка совсем по-другому воспринимается..
Кроме потенциальной перманентной доступности в вашем кармане, вариант съёмки смартфоном имеет и абсолютные преимущества!
Во-первых, плоский формфактор - маленький аппарат можно закрепить где угодно - вплотную к стене в интерьере, на стекле, в салоне автомобиля - что позволяет снять то, что практически недоступно с большой камерой. Закрепляя аппарат странными способами к неприспособленным для этого предметам, можно добиваться неожиданных и интересных результатов.
Во-вторых - можно снимать там, где работа с профессиональной камерой сложна, ограничена или строже регламентирована.
Однако нужно понимать - смартфон в качестве кинокамеры - довольно-таки капризный инструмент, и к нему нужно относиться взвешенно. Давайте разберём аспекты, на которые следует обратить внимание перед съёмкой!
1. Настройки.
Качество видео может быть весьма высоко – это, в первую очередь, зависит от марки смартфона, а ещё и от приложения которым ведётся съёмка, и от его настроек. Тут вас могут подстерегать неожиданности – ведь почти у всех аппаратов есть те или иные особенности, к которым придётся приспосабливаться. Например, уже несколько лет на нескольких поколениях флагманов Самсунг в режиме «ПРО» попытка вручную установить фокус на бесконечность приводит к браку - камера фокусируется примерно на 2 метра. Также замечены странности с фреймрейтом в этом режиме. Сторонние приложения для съёмки видео типа Filmik Pro и mcpro24fps зачастую значительно превосходят стоковые по качеству материала и гибкости настроек - но не всегда они имеют, например, доступ ко всем модулям камеры, всем режимам - и, кстати, тоже не всегда дают материал с ровным фреймрейтом, если выбран не стандартный для смартфонов режим 30 к/с. Поэтому, если нужен синхронный материал - предпочтительнее выбирать именно 30 к/с - тем более, что современные способы доставки видеосигнала намного более толерантны к неродному фреймрейту, чем во времена дихотомии PAL/NTSC. Разрешение и битрейт всегда лучше выбрать максимально возможные - съёмка материала в максимальном разрешении и постпродакшн с выводом результата в Full HD позволяет значительно повысить качество изображения, его чёткость, снизить уровень шумов. Также появляется возможность скорректировать композицию кадра - все эти возможности очень помогают в достижении хорошего результата. Битрейт лучше выбрать максимальный – но такой, который который длительное время поддерживают ваш телефон и карта памяти - лучше всего проверить это и провести тест. Вообще первое, что нужно запомнить: непременно проводите тесты в условиях максимально приближенных к условиям последующей съёмки - и досконально проверяйте результат!
Конечно, видео с высоким битрейтом будет занимать много места, и даже если вы запаслись дополнительной высокоскоростной картой памяти - относитесь к команде "мотор" ответственно - чем более продуманный и сегментированный материал вы будете иметь, тем легче вам будет на этапе постпродакшна. Если в вашем инструментарии не будет хлопушки - хотя бы на бумажках-стикерах пишите номер или название сцены и плана, и берите в кадр.
Если перед вами встала задача снять что-то адекватное, но ничего, кроме топового смартфона, в вашем распоряжении нет - главное серъёзно подойти к задаче. Выразительное освещение, точно выставленная экспозиция, продуманная раскадровка, съёмка под последующий монтаж, контроль получаемого изображения - только так вы сможете добиться высокого качества РЕЗУЛЬТАТА!
Владислав КУЗЬМИН
режиссёр, оператор
Окончание первой части, продолжение-завтра, там будут рассмотрены конкретные сложности и пути их преодоления. С Днём кино!