Найти тему
Арт Пикчерз

Три самых провокационных фильма Ларса фон Триера

Оглавление

Хулиганить в большом кино не принято. Массовое кино живет по шаблонам, которые не принято нарушать, потому что зритель может не понять, а самое главное на «неправильном фильме» денег не заработаешь. Так считают большинство известных режиссеров. Но только не Ларс фон Триер. Эпатаж и провокацию он давно сделал своим фирменным стилем. За это получает награды, признание и конечно гонорары.

Рассекая волны (1996)

Кадр из фильма "Рассекая волны"
Кадр из фильма "Рассекая волны"

Фильм о любви, которая убивает. Главная героиня Бесс фактически занимается саморазрушением, пытаясь спасти от инвалидности своего мужа Яна. В результате несчастного случая он оказался прикованным к постели. Бесс считает, что чем больше она вынесет страданий, тем сильнее она поможет мужу стать полноценным человеком. Чем хуже ей, тем лучше Яну — вот такая интересная логика поступков главной героини. Фильм не сможет оставить равнодушным, потому что вызывает настоящие, живые эмоции. А что еще от хорошего фильма нужно?

Танцующая в темноте (2000)

Фильм продолжает тему саморазрушения, но уже в другом его виде. Полное самопожертвование и фанатичная материнская любовь. Ради счастья своего ребенка мать готова на всё.

Кадр из фильма "Танцующая в темноте "
Кадр из фильма "Танцующая в темноте "

У Сельмы прогрессирующая слепота. Это наследственное заболевание, и ее сыну грозит та же участь, если не будет сделана операция. Чтобы успеть заработать деньги на операцию сыну, мать работает в две смены на фабрике, а в свободное время, которого у Сельмы практически нет, она посещает театральную студию, где репетирует одну из главных ролей в мюзикле. Мюзиклы – самое главное и единственное увлечение Сельмы.

Но жизнь вносит свои коррективы в и без того не очень радостную жизнь Сельмы, которая начинает стремительно катиться под откос, и остановить эту трагедию уже невозможно… Перед главной героиней встает выбор, жить и остаться любимой мамой для сына-подростка или пожертвовать собой, но дать возможность сыну нормально видеть до старости? Выбор для героини фильма очевиден.

Фильм снят в жанре мюзикла, главную роль исполняет Бьорк. Да, такой фильм мог снять только Триер. Мюзикл, драма, трагедия, казалось бы, несовместимые жанры, но получилось очень органичное кино. Просто шедевр.

Дом, который построил Джек (2018)

Последний из фильмов Триера на сегодняшний день. И хотя режиссеру не привыкать к критике и неприятию своего творчества, пожалуй, это самый неоднозначный фильм за весь его творческий путь, а уж «плюнул» в автора за него, наверное, даже самый ленивый критик.

Фильм демонстрирует не просто насилие, а сверхжестокость, садизм, но при этом присутствуют нотки… комедийности. Джек – серийный убийца, маньяк. Под любое убийство у Джека есть теория, которая, по его мнению, видимо, как-то оправдывает его поступок, но абсолютно абсурдна для здравомыслящего человека. Даже Триер, уж точно не замеченный в симпатии к религии, заслуженно отправляет в конце фильма Джека в Ад.

Кадр из фильма "Дом, который построил Джек"
Кадр из фильма "Дом, который построил Джек"

В чем же была задумка автора, для чего для чего он использует столь неоднозначные художественные приемы? Однозначного ответа нет. Только зритель сможет решить это для себя.

Возможно, Триер ассоциирует себя с главным героем Джеком. «Я художник!» - говорит Джек, он же Триер. Но режиссер, постоянно сталкивающийся с непониманием своего творчества, как-бы виртуально «разделывается» с критиками, осуществляет свои тайные желания. То есть делает то, что непозволительно делать в реальности.

А еще, наверное, много объясняет фраза Джека.

«В этом адском городе, в этой адской стране, в этом адском мире никто помогать не хочет. Можно кричать хоть до второго пришествия, а ответом тебе будет только мертвая тишина».

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк, мне будет приятно!

Чтобы не пропустить новые интересные материалы, не забудьте подписаться на канал.