Тяжелый запах мочи, пота с примесью тяжелой кисловатой ноты, как правило, первым встречает в отделениях милосердия в психоневрологических интернатах, в больницах и в квартирах - там, где есть лежачие и тяжелобольные люди.
Немощь у человека, который никогда не сталкивался с уходом за тяжелобольным человеком, почти всегда ассоциируется именно с этим - тяжелым "запахом старости", с байковым халатом и стоптанными домашними туфлями. Но те, кто работает с такими пациентами, может рассказать, что на самом деле ни запах, ни плохая одежда не связаны с возрастом. Как говорила основательница первого Московского хосписа Вера Миллионщикова, "нет запаха старости, есть запах немытого тела".
Дурной запах от больного - всегда лишь знак плохого ухода за ним. Почему пожилые люди в Европе не вызывают такой брезгливости и неприятия, как в России? Потому что они ухожены, там легко встретить пожилую женщину в инвалидной коляске в кафе с чашкой кофе или мороженым, к нее будет прическа, маникюр и опрятная одежда. Причем неважно, в ясном на уме или страдает болезнью Альцгеймера - даже дементные больные там не выглядят жалко и устрашающе. К сожалению, уровень жизни в стране напрямую влияет на то, какой будет наша старость.
Если человек из-за своей болезни уже не может следить за собой сам, эта задача ложится на ухаживающих. И уже их недочет и зона ответственности - как и при уходе за маленьким ребенком. Полноценный, качественный уход требует от окружающих много сил и принятия больного человека. Близким такого больного необходима поддержка, но пока в России она развита плохо - и на финансовом уровне, и на информационном и на организационном. Внимание к проблемам людей старшего возраста только последние пару лет стали обсуждаться в СМИ. Поэтому многие продолжают жить с больными людьми, не понимая их потребностей, обижаясь на их поведение, считая нечистоплотность и неряшество проблемой больного человека.
Если ситуация не разрешается долгое время, ухаживающие люди выгорают и озлобляются. Как правило, поначалу они стараются, но спустя несколько месяцев или лет так устают, что потребности больного для них отходят на второй или третий план - настолько травматичным может быть этот опыт. Если бабушка сопротивляется и отказывается мыться, в какой-то момент у близких наступает апатия и безразличие. Нередки случаи, когда родственники, не получая адекватный отклик от больного, вовсе отворачиваются от него или сводят общение к минимуму.
Не спешите судить родственников одинокой бабушки, которая годами не выходит из квартиры. Или которая собирает бутылки по помойкам. Не делайте выводы, не услышав мнение второй стороны. Не осуждайте тех, кто "сдал" своих близкий в частный пансионат или дом престарелых или в хоспис - потому что там есть персонал, который обучен и меняется, отдыхает посменно, а не один человек, который приставлен к больному в режиме 24/7. Там есть ресурсы и бытовые условия для того, чтобы помыть, привести в порядок волосы, ногти больного. В хосписы или частные дома престарелых приходят профессиональные мастера-волонтеры, которые делают подопечным красивый маникюр и педикюр, прическу. Потому что это важно и приятно и для окружающих, и для самого больного, даже если он плохо помнит, кто он и где он. Сотрудники сети частных пансионатов "Забота и уход" на опыте знают, как даже бабушки с глубокой деменцией любят, когда им красят ногти. И в этих мелочах видно, что человек до конца остается личностью, каким бы больным ни был.
Никогда не зарекайтесь, что у вас не будет такого родственника, что не "сдадите" в дом престарелых и что все будете делать сами, если не имеете сами опыт ухода за тяжелобольным (особенно, за тяжелым больным с деменцией) пациентом. Просто поддержите человека, который сейчас в такой ситуации - хотя бы словом.
Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61