Найти тему
Интересная техника

ГАЗ-67 против Willys: какой армейский внедорожник больше устраивал военных

ГАЗ-67Б
ГАЗ-67Б

Советский ГАЗ-67Б и американский Willys MB стали настоящими символами Второй Мировой войны, хотя «газику» повоевать пришлось не так много. Всего за годы войны было построено порядка 6 000 ГАЗ-67 и ГАЗ-64 вместе взятых, а вот «Виллисов» по Ленд-Лизу в Советский Союз было поставлено около 50 000. Тем не менее ГАЗ-67Б - машина не менее легендарная, причем в некоторых аспектах превосходящая американца.

Начать следует с интересующего многих вопроса: был ли ГАЗ-67Б скопирован с Willys MB? Однозначно, нет. Бесспорно, концепция легкого полноприводного и недорогого армейского внедорожника принадлежит американцам, и советский «шестьдесят седьмой» в 1941 году начали создавать именно под его влиянием. Однако в СССР уже к концу 30-х годов на легковых автомобилях была отработана полноприводная схема - ее-то и взяли за основу.

ГАЗ-67Б был максимально унифицирован с уже выпускающимися серийно автомобилями - немалая часть агрегатов была позаимствована у «эмки» и «полуторки». Машина получилась простая, насколько это возможно для полноприводного внедорожника, а отремонтировать его можно было прямо в поле силами неквалифицированных слесарей.

В отличие от американского мотора, двигатель ГАЗ-67Б со степенью сжатия 4.6 мог работать на топливе такого качества, что бензином-то его назвать и язык не повернется. Степень сжатия у Willys MB была, к слову, 6.48. Отечественный автомобиль получился очень тяговитым - тяговое усилие было больше, чем у американца примерно на 20%.

Без пушки на хвосте даже трогаться с места ГАЗ по инструкции должен был на второй передаче - иначе огромный крутящий момент мог запросто разрушить редуктор задка. Первая же передача компенсировала отсутствие понижающего ряда. Недостаток ГАЗ-67 - тяжелое управление. Педали и руль требовали от водителя немалых усилий, тормоза были откровенно слабые, а коробка передач не имела синхронизаторов.

Willys MB считался комфортнее. Органы управления работали мягче, а две высшие передачи трехступенчатой коробки были синхронизированы. Интересно, как сами военные называли эти автомобили. Американца, понятно, именовали не иначе как «Виллис», а вот «газику» досталось гораздо больше интересных прозвищ.

Так, в Красной армии часто его называли «козликом», «пигмеем» и даже «блохой-воином». А за очевидное сходство с лендлизовским внедорожником острые на язык красноармейцы прозвали автомобиль «Иваном Виллисом» и «ХБВ», что означало «Хочу быть виллисом».