Часть 1
ФАЗА ПЕРВАЯ: ПИШЕМ!
Прежде чем вы даже подумаете о том, чтобы отправить свой сценарий кому-либо, вам нужно отточить свои навыки письма. А для этого... надо писать. Во время этой фазы, вы будете тренировать себя писать как профи.
Профессиональные сценаристы должны уметь писать быстро и хорошо. Большинство контрактов на написание сценариев дают сценаристам всего несколько недель, чтобы закончить драфт — с дополнительной парой недель для переписывания.
Поэтому, имея это в виду, мы покажем вам простой процесс, которому вы можете следовать, чтобы научиться писать молниеносно. Но давайте вернёмся к нашему первому месяцу вашего годичного путешествия, прежде чем вы начнёте печатать первые слова.
1 месяц — посадить семена
Концепция - это семя. А чтобы любое семя выросло, за ним нужно ухаживать и поливать. Когда вы выберете четыре концепции, которые будете писать в этом году (дайте себе свободу, зная, что эти концепции могут меняться и развиваться), выберите ту, которая вас больше всего волнует. Хорошо идти с чем-то, что мотивирует тебя и готово к работе.
Следуйте этим указаниям о том, что делать дальше:
Найдите фильмы и телепередачи, похожие по тону, теме, персонажам, атмосфере, жанру и т. д. Понаблюдайте за ними. Вам не нужно воровать идеи. Вы ищете вдохновение, которое можно применить к семени, которое является вашей концепцией.
Создайте плейлист инструментальной музыки для использования в качестве временного саундтрека. Музыка помогает вам войти в кинематографическое настроение. Не выбирайте лирические песни. Мы говорим о кино- или телевизионных партитурах.
В своём воображении создайте идеальный трейлер фильма для своей концепции. Посмотрите основные повороты истории от начала, середины и до конца. Используйте свой саундтрек, чтобы управлять кинематографическими моментами.
Отправляйтесь на прогулки и поездки, слушая свой временный саундтрек и опираясь на эти моменты трейлера. Визуализируйте открывающие сцены, захватывающие или драматические последовательности, повороты и т. д. Вы на самом деле пишете свой сценарий в голове, когда делаете это. Писать - это не только печатать. Большинство сценаристов видят более 75% своего сценария в голове, прежде чем напечатать хоть одно слово.
Сделайте ресёрч, который вам нужно сделать. Исследуйте мир своей истории. Изучите предысторию персонажей, технологии мира или всё, что нужно вашему сценарию.
Вот в чём заключается уход за семенем. Сидеть перед пустым экраном с мигающим курсором без подготовки и предварительной визуализации, - это не способ писать. Вам нужно вернуться к сценам и моментам, которые вы прокручивали в своей голове снова и снова.
Некоторым будет удобно записать их в виде набросков. Другим - нет. Каким бы ни был ваш процесс подготовки к фактическому набору текста вашего сценария, действуйте.
Обычно для этого хватает месяца. По мере того, как вы продолжаете это годичное путешествие, ваш процесс “ухода за семенем” может быть оптимизирован.
К концу этого первого месяца вы должны быть готовы перенести в текст сцены, кинематографические моменты, диалоги и т. д.
Месяц 2 - тренируйтесь писать как профессионал
Пришло время писать сценарий!
Дни, когда на написание сценария уходило от шести месяцев до года и более, прошли. Если вы хотите преуспеть в этом бизнесе, вам нужно быть готовым, желать и уметь писать как профессионал.
Волшебное количество страниц, которые нужно брать за длину полнометражного сценария равно 100. Это самое приятное число. Если вы недоберёте пять страниц - отлично. Если вы напишете на пять страниц больше, то вы всё ещё в комфортной зоне. Редакторы любят читать плотные сценарии, которые занимают всего 95-105 страниц. 115 будет пределом для большинства оригинальных сценариев (но всегда бывают исключения).
Итак, вы научитесь писать быстро — и хорошо — в течение этого второго месяца. Вам понадобится всего 10 сеансов написания, чтобы закончить первый драфт! И этот первый проект будет крепче сценариев новичков и больше похож на второй проект большинства сценаристов.
Примечание: сессии написания не обязательно должны быть последовательными. Вы можете распределить их в течение месяца. Однако в промежутках между ними вы должны визуализировать сцены, которые будете писать для следующей сессии. Используйте свои музыкальные плейлисты так же как и раньше. Продолжайте ухаживать за семенами, как описано выше.
Вот краткий процесс того, что нужно сделать для полнометражного сценария:
- Сеанс №1 - Сядьте и напишите первые 10 страниц своего сценария. Обычно этого хватает, чтобы показать персонажа в их обычном мире. На странице 10 они должны столкнуться с конфликтом концепции, который даёт им призыв к приключениям. Если вы можете сделать это на странице 10, отлично. Если вы немного раньше - не беспокойтесь. Когда дойдете до страницы 10, остановитесь.
- Сессия №2 - прочтите страницы 1-10. Подправьте по мере необходимости. Затем напишите страницы 11-20. Когда дойдёте до страницы 20, остановитесь. Вам придётся останавливать себя, чтобы не написать больше. Это сохранит ваши силы.
- Сессия №3 - прочтите страницы 1-20. Подправьте по мере необходимости. Этот процесс помогает вам оставаться в сценарии в соответствии с тоном, атмосферой, темпом, характеристикой, сюжетом и т. д. Затем напишите страницы 21-30. Когда дойдете до страницы 30, остановитесь.
- Сессия №4 - прочтите страницы 1-30. Подправьте по мере необходимости. Убедитесь, что вы продолжаете выполнять визуализацию между сеансами. Затем напишите страницы 31-40.
- Сессия №5 - прочтите страницы 1-40. Подправьте по мере необходимости. Это может показаться пугающим, но перечитывать эти страницы довольно легко. И так как вы подправляете их на ходу, вы можете пролистать их довольно быстро. Затем напишите страницы 41-50.
- Сессия №6 - прочтите страницы 1-50. Вы только посмотрите! Вы уже наполовину закончили. Напишите страницы 51-60.
- Сессия №7 - прочтите страницы 1-60. Вы заканчиваете второй акт своего сценария. Напишите страницы 61-70.
- Сессия №8 - прочтите страницы 1-70. Вы должны знать эти открывающие страницы так хорошо, что теперь вы можете легко пройти через них. Напишите страницы 71-80.
- Сессия №9 - прочтите страницы 1-80. Теперь вы должны подвести разрешение своей истории по мере приближения к кульминации. Напишите страницы 81-90.
- Сессия №10 - прочтите страницы 1-90. Вы на финишной прямой! Теперь пришло время довести историю до драматического и эмоционального завершения, независимо от того, в каком жанре вы пишете. Напишите страницы 91-100.
Поздравляю! Вы написали свой первый сценарий годичного путешествия всего за месяц. И если вы не заметили, вы переписывали его на ходу. Классный трюк, которым овладевает большинство профессиональных писателей.
Если вы пишите сериалы, то приспособьте ваши сеансы письма в соответствии с количеством страниц для любого типа сериала, который вы пишете. Если вы пишете 20-страничные ситкомы, попробуйте сделать три пилота за месяц!
Теперь пришло время отложить сценарий №1. Возьмите от него отпуск. Вы вернётесь к нему. Не беспокойтесь. Это жизненно важно для процесса переписывания, чтобы позволить себе немного отдохнуть от него. Это был напряженный месяц.
Используйте дополнительное время, которое у вас есть в этом месяце, чтобы начать “поливать семя” для вашего следующего сценария.
Месяц 3 - перепишите сценарий №1 и ухаживайте за сценарием №2
Ваш третий месяц - это переходный период. Возьмите первые две недели для отдыха от сценария №1 и начните “поливать семя” сценария № 2. Это будет долгожданный перерыв для вас. Это позволит вам перезагрузить творческий ум.
Пройдите шаги выращивания концепта с первого месяца.
Через две недели вернитесь к сценарию №1 и прочтите его от корки до корки, не переделывая и не переписывая. Прочтите его, как читатель сценария. Посмотрите, как фильм, который (надеюсь) разворачивается перед вашим мысленным взором. Теперь, после перерыва вы увидите проблемы. Вы также увидите много сильных сторон.
Потратьте остаток третьего месяца на две вещи:
- Перепишите свой сценарий по мере необходимости.
- Занимайтесь подготовкой следующего сценария.
Месяц 4 - повторить и прощупать почву
Повторить
Примените 10-сессионный процесс к сценарию № 2. Всё тоже самое.
Но вы также будете делать некоторую работу над сценарием № 1 в промежутках между сессиями написания. Если вы хотите стать профессионалом, вам нужно научиться многозадачности, верно?
Прощупать почву
Итак, со сценарием №1 пришло время получить некоторую обратную связь по нему. Обратная связь жизненно важна. Но вам нужно очень мудро выбирать, кому вы его дадите. Если у вас есть какие-либо близкие контакты в кино-или телевизионной индустрии, посмотрите, могут ли они прочитать сценарий и предложить обратную связь. Если работают в разработке проектов, то спросите их, могут ли они показать текст своим редакторам.
Если у вас нет никаких контактов в индустрии, настоятельно рекомендуется предоставить его профессиональному редактору для обратной связи. Профессиональная обратная связь поможет вам получить индустриальную обратную связь. Это в десять раз лучше, чем когда её даёт пишущий коллега. Да, это требует небольших вложений, но оно того стоит.
Кого вы должны заставить прочитать текст? Нужно убедиться что вы идёте с компанией или организацией, в которой работают редакторы с большим опытом работы в отрасли.
Ещё один побочный вариант проверки - это подача сценария на крупные конкурсы, соревнования и стипендии, которые дают две вещи:
- Связи с крупными игроками отрасли
- Варианты покупки сценария или получения работы
Жанровые конкурсы ScreenCraft, стипендия Nicholl Fellowship, стартовая площадка Tracking Board, конкурсы и стипендии Final Draft Big Break являются лучшими в этом отношении.
Вам нужно будет проверить сроки проведения и дедлайна, но вы можете, по крайней мере, начать планировать заранее, если даты не попадают в ваш график четвертого месяца.
Вы закончили со сценарием №2!
Хорошо, но помните, сценарии переписываются до тех пор пока фильм не выйдет на экран. Теперь пришло время отложить его на пару недель. Возьмите от него отпуск. Наслаждайтесь своим временем вдали от него. Не думай о нём, не говори о нём и никому не показывай.
Месяц 5 - перепишите сценарий №2 и начните думать над сценарием №3
Вы чувствуете здесь закономерность, верно? Вот что делает этот подход таким удивительным. Это даёт вам структуру, необходимую для того, чтобы соответствовать, тренировать себя писать как профессионал и создавать эту стопку сценариев для Фазы № 2 вашего путешествия. Но мы ещё не закончили писать.
В течение этого месяца вы, надеюсь, получили некоторые профессиональные отзывы о сценарии №1. Используйте эти знания, чтобы настроить сценарий, а затем возьмите эти знания и примените их к переписыванию сценария № 2.
Здесь мы оттачиваем своё мастерство. И то, что вы узнаете из сценария №1, сценария № 2 и обратной связи, которую вы получили для первого, даст вам преимущество на годы вперёд.
Начните "ухаживать" за сценарием №3 — у вас есть весь пятый месяц, чтобы сделать это.
А пока пришло время положить сценарий №1 на полку. Не беспокойтесь. Вы всё ещё можете проверить его с помощью конкурсов, соревнований и стипендий, о которых мы упоминали выше. Большинство конкурсов проводятся в течение всего года, так что вперёд. Позже вы вернётесь к первому сценарию. Опять же, на этом этапе всё сводится к оттачиванию ваших навыков написания сценариев, обучению вас писать как профессионал и созданию стопки сценариев.
Повторите то, что вы делали в течение пятого месяца, прежде чем мы двинемся дальше:
- Вы откладываете сценарий №1 на некоторое время, можно попробовать участвовать с ним в любом конкурсе, которые могут возникнуть.
- Вы переписываете сценарий №2 за пару недель.
- Вы думаете над идеями для сценария №3.
Месяц 6 - время сценария №3
Вы уже полгода в деле, и вот-вот напишете и закончите свой третий сценарий. Поздравляю!
Распланируйте процесс записи 10 сеансов для сценария №3. Как мы делали это в прошлых месяцах.
Как только вы дойдёте до конца, отложите этот сценарий на пару недель, когда мы перейдём к последней части фазы №1 вашего годичного путешествия!
Месяц 7 — Вы почти дошли до сценария №4
И это цель фазы №1 - Создание первоначального набора сценариев.
После двухнедельного перерыва достаньте сценарий №3 и прочтите его от корки до корки. Пересматривайте по мере необходимости в течение месяца.
"Ухаживайте за семенем" сценария №4.
Если вы хотите приобрести профессиональную обратную связь для сценария №2 или сценария № 3 - сделайте это. Главное - не слишком полагаться на обратную связь. Это важно? Да. Должен ли это быть костыль, на который вы должны опираться для каждого сценария и каждого драфта? Нет.
Когда вы работаете над сценарием, единственный человек, на которого вы можете положиться, - это вы сами. Вам нужно оттачивать свои навыки и быть сценаристом, который не слишком полагается на заметки, но прислушивается к ним. Продюсеры индустрии хотят работать со сценаристами, уверенными в своих способностях (без эго) и надёжными, чтобы выполнить работу.
Месяц 8 - завершите свой пул сценариев!
К настоящему времени вы уже профессионал, по крайней мере, в процессе написания 10-й сессии. Вы знаете, что вам нужно сделать для сценария №4. Идите и сделайте это. Вы уверены в себе. Вы в ударе. И вам нужен только этот последний сценарий, чтобы перейти к Фазе 2 вашего годичного пути написания сценария.
- Продолжайте проверять свои сценарии, вводя их в конкурсы, соревнования и стипендии.
- Оцените свой успех с помощью этих сценариев.
- Учитесь на своих ошибках и на своих успехах.
Конкурсы сценаристов, конкурсы и стипендии требуют времени. Как только вы подадите заявку, вы не услышите результатов в течение нескольких месяцев. Будьте терпеливы. Не кладите все яйца в одну корзину. Если вы выйдете в четвертьфинал, это будет достижение. Если вы выходите за пределы этой стадии, это ещё лучше.
С каждым провалом и успехом сценария вы узнаёте что-то новое. И эти новые вещи сделают вас лучшим писателем, когда вы перейдёте в фазу 2.
К концу восьмого месяца у вас будет четыре законченных сценария, а до финиша последнего осталось всего две недели.
Месяц 9 - подведение итогов
Пришло время завершить этап написания. Сделайте перерыв в написании на две недели, а затем снова погрузитесь в переписывание четвертого сценария. Пока что не нужно разрабатывать новый проект.
Прежде чем перейти ко второй фазе, проделайте легкую работу по переписыванию ваших сценариев.
Пересмотр
Пересмотр - это процесс, который продолжается по мере написания сценария. Это не просто одномоментное занятие, когда вы проходите от корки до корки своего сценария за один присест и фиксируете определенные элементы. И это не имеет ничего общего с орфографией, грамматикой или пунктуацией.
В зависимости от вашего собственного процесса написания, привычек и тенденций, пересмотр - это органическое начинание, которое может быть ежедневным или зависеть от планирование вашего драфта.
Это отличается от редактирования или корректуры (см. ниже), потому что выбор, который вы делаете, и вещи, которые вы пытаетесь выяснить, влияют на общую картину вашего пилотного сценария или художественного фильма — структуру, историю и персонажей.
Вы можете сделать это с помощью процесса "переписывать по ходу", когда вы перечитывали предыдущие страницы, написанные во время ваших последних сеансов записи, пересматривали их, чтобы убедиться, что они легко соединяются со страницами сеанса записи до этого, а затем продолжали писать в том же стиле, тоне, темпе и атмосфере.
Важно знать, что влечет за собой пересмотр. Вы не хотите быть пойманным в деталях редактирования и корректуры, потому что вы потеряете своё внимание на том, что на самом деле представляет собой пересмотр — структура, сюжетные арки. Вы также можете включить в это уравнение темп, тему, тон, атмосферу и катарсис.
Чтобы понять процесс пересмотра, вы можете использовать четыре инструмента, чтобы убедиться, что вы остаетесь на верном курсе пересмотра на протяжении всего процесса написания.
Добавить - добавление предложений и слов к описанию сцены и диалогу, чтобы лучше рассказать свою историю.
Удалить - удаление предложений и слов из описания сцены и диалога, чтобы лучше соответствовать мантре сценаристов “меньше значит больше”.
Переместить -перемещение предложений и слов из описания сцены и диалога для создания лучшего ритма, структуры и потока.
Заменить - замена слов и предложений новыми для улучшения синтаксиса, артикуляции и стиля.
Редактирование
После того, как вам удалось пересмотреть свой сценарий с помощью сеансов написания и нескольких черновиков, пришло время отполировать этот сценарий, устранив те неизбежные и раздражающие орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, которые всё ещё остаются на ваших страницах.
Вы достигаете этого, вычитывая свою историю специально обращая внимание на эти типы ошибок. Во время этого процесса вам нужно избегать пересмотра, потому что вы наверняка пропустите множество технических ошибок, если ваш ум будет продолжать блуждать по пересмотру структуры, истории и персонажей.
Чтобы оставаться в правильном настроении, не забывайте использовать другие четыре инструмента, чтобы держать вас в фокусе.
Проверка - заглавные буквы имен, мест, названий, месяцев и других элементов.
Проверка правильности употребления существительных и глаголов.
Пунктуация - проверка правильности пунктуации путём проверки точек, кавычек, запятых, точек с запятой, апострофов и т. д.
Орфография -проверка орфографии всех слов.
Подготовьте ваши сценарии. Поздравляю с завершением фазы №1!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.