Дилогия В. Дормана «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» - это образец хороших советских фильмов про революцию и гражданскую войну. Почему? Ну, во-первых (и это очень важно), там нет ходульных персонажей. Во-вторых, фильмы очень добротно и достаточно достоверно сделаны. А это дорогого стоит.
Действие в первой части дилогии происходит в 1918 году. Советское правительство посылает на реку Ардыбаш геологическую экспедицию. Ее возглавляет профессор Аркадий Николаевич Смелков, нонкомформист, который в царской России защищал студентов, исключенных из университета за революционную деятельность, а в только что образовавшейся РСФСР прячет адмирала Симбирцева, полярного исследователя и непримиримого врага советской власти. И либо я ничего не понимаю, либо тут явный намек на Колчака.
Смелкову помогают комиссар Арсен Кабахидзе и красноармеец Алексей Куманин. Уже в Сибири к ним присоединяются дочь профессора Тася, сбежавшая из Петрограда, бывший офицер Зимин, осужденный когда-то на каторжные работы за то, что выстрелил в командира, издевавшегося над вестовым Зимина, и Митька, проводник. Как вы понимаете, компания получается весьма пестрой, но в этом как раз и заключаются положительные стороны фильма.
Образы антагонистов в фильме настолько же разнообразны и хорошо обрисованы: охотник и золотоискатель Силантий ( человек мятущейся души, но не чуждый добрых порывов), умный и хитрый трактирщик Ефим Суббота, отважный и верный прапорщик Алексей Казанков. То есть, дилогия показывает достаточно широкий срез общества, причем показывает без предвзятости. Были люди, пламенно преданные революции (комиссар Кабахидзе, Куманин и доктор Белов из "Золотой речки"), были ее противники (Суббота, Силантий, Казанков), были те, кто хотел остаться вне политики (Смелков и Зимин). При этом их политическая позиция не имела отношения к их человеческим качествам.
И Смелков, который слушается не указаний властей, а исключительно своей совести, и Казанков, верный присяге и слову и потому отказавшийся бежать, хотя ему грозил расстрел, и Зимин, который после 5 каторги хочет наконец-то пожить для себя, в целом показаны весьма достойными людьми. Да, может, они заблуждаются. Но понятие «классовый враг» здесь не тождественно понятию «плохой человек». А уж сцена, в которой Зимин, Казанков и Тася сидят у костра и вовсе показана в исключительно теплых тонах. При этом зрителю ясно: эти люди к советской власти отношения не имеют, они из бывших.
В фильме не происходит и безоговорочной идеализации борцов за советскую власть. Кабахидзе, между нами говоря, не слишком воспитанный тип, а Куманин и вовсе недалекого ума. Из-за того, что он решил подражать звуку летящего снаряда, экспедиция едва не потеряла лошадей во время переправы на пароме, один его выстрел вызвал обвал, второй привел к тому, что лагерь нашел отряд белых. Ну а то, что Куманин подменил письмо к полковнику Хатунцеву, которое вез Казанков, вообще свидетельствует о том, что мозгов у товарища немного. Ибо тот, у кого они присутствуют, сложил бы 2 и 2 и понял, что полковник поймет где именно письмо подменили. Что, собственно, и случилось. Что самое обидное, дурак-Куманин в заварушке уцелел. А Смелков и Кабахидзе погибли. Но зато все вот это показывает, что ничто человеческое героям не чуждо.
Сценарий к фильму написали И.К. Кузнецов и А. Г. Зак, обычно составляющие тандем. Кстати, они же работали над такими лентами, как «Достояние Республики», «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной» «Ученик лекаря» и пр. В главных ролях снялись известные актеры, которых мы хорошо знаем и любим.
Очень прилично поработали художники по костюмам. Вот интересно: в фильмах 1970-х про октябрьскую революция и гражданскую войну герои одеты вполне адекватно. Но в фильмах того же периода про великую Отечественную (И в «Варианте «Омега», и в «17 мгновениях весны») актрисы одеты и причесаны исключительно по моде того времени, когда происходили съемки. В чем дело? Великая Отечественная как событие была явно не меньше значима, чем Октябрьская революция. То есть, пошить костюмы в количестве по моде 1940-х было можно. Средства бы нашлись. Но не пошили. Так в чем дело? Актрисы объявили забастовку, не желая носить "это старомодное старье"?
Резюме: дилогия и сейчас выглядит вполне достойна и отлично смотрится.
Минусы.
Иной раз сценаристам изменяет чувство меры и они выдумывают ну совсем невероятные вещи. Только меня интересует, каким образом переправили через пропасть, которую люди переходили по бревну, лошадей? Или вот такой эффектный диалог между Тасей и Казанковым, случившийся после того, как девушка легко справилась с Агатом, конем Алексея:
- О, господи! Где же вы этому научились?
- В Смольном!
-У большевиков?
- Нет! В институте благородных девиц, прапорщик.
Здорово звучит, да? Только в Смольном верховой езде никогда не обучали. Да, ляпов в целом немного. Но они есть.
Афиши с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки – скриншоты.