Рассматривая вопросы, связанные с производством артиллерийских боеприпасов в СССР летом - осенью 1941 года, следует отметить, что и ранее, до начала войны против Германии, ситуацию в этой сфере нельзя было назвать беспроблемной. Несмотря на то, что Советский Союз являлся чрезвычайно милитаризованным государством, работа военной промышленности то и дело "пробуксовывала" в силу целого комплекса обстоятельств. Так, проведенная осенью 1940 года проверка Народного комиссариата боеприпасов показала, что производственные планы по различным предприятиям и направлениям выполняются в самом лучшем случае на 70 процентов. При этом в качестве общего места отмечалось очень большое количество брака и незавершенной продукции.
Причин тому имелось множество: это низкая культура производства, дефицит высококвалифицированных кадров, оторванное от реальности составление производственных планов, недостаточно качественный контроль и учет, плохо отлаженные системы поставок необходимых материалов от одного предприятия к другому, избыточная забюрократизированность и другое. Устранять первопричины этих проблем никто серьезно не пытался, а с выявленными недостатками обычно "боролись" типичным для того времени способом - с помощью чисток, репрессий и хаотичных кадровых перестановок. Результатом стало лишь то, что даже способные и грамотные руководители производств практически перестали проявлять инициативу. Что было неудивительно, поскольку инициатива предполагает более высокую степень и рисков, и ответственности, так что в случае неудачи проявивший ее подвергался куда большей опасности, чем если бы оставался просто пассивным исполнителем воли вышестоящего начальства.
Цитируемый далее документ представляет положение дел, сложившееся на подчиненных Наркомату боеприпасов предприятиях к концу лета 1941 года, когда к уже указанным выше проблемам добавились те, что были связаны с эвакуацией военных производств из западных областей страны за Волгу. Этот доклад был составлен 20 августа 1941 года заместителем начальника 3-го отдела Управления вооружения наземной артиллерии Главного артиллерийского управления РККА Дядичевым на имя начальника управления полковника Степана Сорокина:
"С 16 по 19 августа 1941 года в Народном комиссариате боеприпасов нами изучался вопрос обеспечения поставки боеприпасов промышленностью на август и сентябрь месяцы. Для этой цели были вызваны 4-е Главное управление Народного комиссариата боеприпасов, военные отделы народных комиссариатов черной металлургии, электропромышленности, среднего машиностроения, общего машиностроения, и промышленности строительных материалов. По представленным ими данным составлены сведения и ведомость. Сведения показывают ожидаемое выполнение плана на август и сентябрь, отдельно по каждому месяцу. Цифры этих сведений составлены на условиях, что заводы, производящие изделия, будут работать на полную мощность, то есть с использованием всего имеющегося оборудования. Сведения показывают также, что, несмотря на серьезное положение на фронтах, на уже имеющееся затруднение с поставкой боеприпасов в армию (как известно, снабжение идет за счет Дальневосточного фронта), промышленность своего плана не выполняет, а по ряду изделий невыполнение составляет довольно большой процент.
На совещании 15 августа 1941 года у генерал-полковника артиллерии тов. Яковлева (присутствовали тов. Горемыкин, Кожевников, Махнев) выявилось, что по ряду изделий (45-мм, 76-мм снаряды, 50-мм и 82-мм мины, гильзы) Управление артиллерийских боеприпасов работает с большим напряжением, комплектуя выстрелы буквально из последних остатков элементов. При этом Управление составило свои расчеты в предположении, что план августа будет полностью выполнен. Однако сведения показывают, что план августа выполняется исключительно плохо, отчего планы (независимо от Управления), вообще говоря, становятся полностью неверными в худшую для нас сторону. Ведомость показывает, какое количество боеприпасов подает промышленность в августе и сентябре. Из сведений и ведомости мы видим, что по важнейшим для нас номенклатурам промышленность не собирается выполнять план не только в августе, но и в сентябре.
Занимаясь, насколько возможно, этим вопросом, мы пришли к следующему выводу о причинах невыполнения промышленностью плана боеприпасов:
1. Неправильное, порою головотяпское и вредное планирование со стороны главков и наркоматов. Пример:
а) Заводу № 259 НКБ дал план выпуска корпусов 45-мм бронебойных снарядов в августе 800 тысяч и в сентябре 1240 тысяч, а завод имеет мощность по оборудованию всего на 160 тысяч. Ясно, что завод № 259 и будет сдавать по 160 тысяч снарядов, а остальные 650 тысяч снарядов в августе и 1080 тысяч снарядов в сентябре армия недополучит. Это называется в НКБ "разместить заказ". За такое "размещение" надо привлекать к ответственности.
б) Оказывается, что значительное повышение задания над мощностями без какой-либо параллельной обеспеченности увеличения этих мощностей имеет место на большинстве наших заводов, отчего, в сравнительно большом числе случаев, план не выполняется. С такой практикой размещения заказов надо покончить раз и навсегда.
в) Наоборот, комбинат № 179 (г. Новосибирск) имеет большие мощности, первоклассное оборудование, а задание получил весьма малое по сравнению с мощностями, да и то не выполняет совершенно (кругом нули). При более тщательном рассмотрении дела оказалось, что 4-е ГУ НКБ не имеет человека, который хотя бы раз посетил этот завод, так как этим заводом ведает нарком тов. Горемыкин. В 4-м ГУ НКБ сожалеют, говоря, что этот комбинат имеет "миллионные мощности", которые не используются потому, что комбинат не имеет хорошего "хозяина". Нарком, естественно, не может уделять много времени одному этому заводу.
г) Совершенно необоснованное, ни с того, ни с сего, переключение заводов с одних номенклатур на другие. Это имело место, например, в отношении заводов №№ 62 и 65, которые были переключены с налаженного производства 45-мм бронебойных снарядов на 37-мм и 45-мм осколочно-трассирующие снаряды. Это и определило срыв задания по 45-мм бронебойным снарядам. Можно было сделать иначе и лучше: передать 37-мм и 45-мм осколочно-трассирующие снаряды другим заводам, а заводы №№ 62 и 65 не трогать. Кто внес постановление в правительство о снятии 45-мм бронебойных снарядов с заводов №№ 62 и 65, нам установить не удалось. По нашему мнению, надо стремиться к твердым планам на заводах и без нужды их не переделывать.
2. Неразмещение заказов, снятых с некоторых эвакуированных заводов. Ни в одном из рассмотренных наркоматов не было случая, чтобы заказ эвакуированного завода был передан какому-либо другому заводу, где есть возможность его выполнения. Руководители наркоматов и главков считают, что за выполнение заказа эвакуированного предприятия они ответственности не несут, хотя известно, что никто этого заказа с них не снимал и никакого уменьшения заказов никто не делал. От такого понимания руководителей наркоматов и главков проигрывает только армия, так как в конечном счете именно она не получает нужного количества боеприпасов.
3. Оборудование эвакуированных в другие места предприятий следует по железной дороге медленно, теряются вагоны и даже составы. Никто не знает, где находится оборудование такого-то предприятия, эвакуированного тогда-то и оттуда-то. Между тем, начальник промышленного отдела Военного управления Народного комиссариата путей сообщения тов. Берлин гордится тем, что все свои эвакуированные заводы он без всяких потерь доставил на новые места. Почему бы это не должно быть так во всех случаях? Необходимо просто обязать НКПС, чтобы ценное для нас оборудование эвакуированных предприятий доставлялось в новые места с особой ответственностью, как первоочередной важности груз, и чтобы за продвижением транспортов с оборудованием НКПС специально следил и принимал все меры к их продвижению без задержек, а кроме того, нес бы ответственность за сохранность оборудования и своевременную его доставку.
4. Прошедшие через нас начальники военных отделов, каждый в отдельности, заявляют, что мощности по боеприпасам в пределах их наркоматов исчерпаны полностью. Мы же считаем, что, вероятно, еще много имеется мощностей, кои можно использовать, и что в этом отношении до выполнения руководящих указаний передовой "Правды" от 13 августа 1941 года еще далеко. Необходимо немедленно, в кратчайший срок, приспособить все до единого гражданские предприятия для нужд фронта. Это надо провести под серьезнейшую ответственность народных комиссаров и секретарей обкомов ВКП(б), предоставив им всякую возможность для этого.
5. Многономенклатурность наших предприятий. Например: "Ростсельмаш", "Рязсельмаш", завод № 65 и другие. Завод № 65, например, изготовляет одновременно 45-мм осколочно-трассирующие снаряды, 45-мм фугасные, 57-мм бронебойные, 122-мм осколочно-фугасные А-19, 122-мм гаубичные образца 1910/30 г.г. взрыватели РГМ и трассеры к бронебойным снарядам. Многономенклатурность затрудняет снабжение завода и способствует созданию прорывных положений на том или другом участке. Считаю необходимым не загружать хотя бы новые заводы более чем 2 - 3 номенклатурами.
6. Перебои в поставке металла или штамповок. Например, завод ХТЗ по имеющемуся оборудованию с успехом может выполнить данный ему план поставки корпусов 122-мм бронебойных снарядов к пушке образца 1931 года: в августе 10 тысяч и в сентябре 15 тысяч. Но не сделал ни одного корпуса из-за отсутствия штамповок, поставляемых Макеевским заводом. Отсутствие металла особенно сказалось на выполнении плана вновь выделенными заводами, и заводами, вновь получившими задание.
7. Отсутствие должного, так сказать, старания со стороны некоторых наших товарищей, работающих непосредственно в области производства боеприпасов. Производственники должны принимать меры к обеспечению выполнения плана. В этом и заключается, собственно, их основная, и пожалуй, единственная большая задача. Между тем, сталкиваясь с фактами невыполнения плана, на вопрос: "Что вами сделано для выполнения плана?" неизменно получаешь ответ: "Мы писали в правительство", "Мы писали тому-то и тому-то". Создалось совершенно ясное впечатление безынициативности и беспомощности ряда работников наркоматов. Все пишут вместо того, чтобы управлять производством, находить ресурсы, организовывать производство, изыскивать возможности и преодолевать препятствия там, где они встретятся. У нас же делают так: объявляют план невыполнимым и далее ничего не делают.
8. Положение со снаряжением снарядов в последнее время также значительно ухудшилось:
а) Заводы №№ 113 и 55 эвакуировались;
б) Заводу № 12 распоряжением НКБ прекращен подвоз корпусов;
в) Заводы №№ 522 и 144 находятся в радиусе действия вражеской авиации.
Вследствие вышеуказанного мощности по снаряжению артиллерийских снарядов, мин и авиабомб сократились почти вдвое и снаряжение также начинает становиться узким местом.
Необходимо:
1. Наркоматам и главкам немедленно пересмотреть задания, спущенные ими заводам, со стороны их реальности. Там, где задание ниже мощностей, увеличить его. Где выше - привести мощности в соответствие с заданием путем их расширения. Если на каком-либо заводе расширить мощности не представляется возможным, необходимо излишнее задание передать заводам того же наркомата, то есть необходимо в первую очередь сделать планы реальными, полностью обеспечивающими выполнение постановления Государственного комитета обороны № 299сс от 26 июля 1941 года.
2. Исходя из создавшегося в настоящее время положения в связи с продвижением врага, немедленно приступить к развитию мощной базы производства на Урале и других удобных районах. Это должно быть сделано в возможно кратчайший срок, и для этого должны быть приложены любые усилия.
3. Имея в виду исключительно плохое положение у нас с гильзами, в особенности к 45-мм, 76-мм полковым, 76-мм дивизионным пушкам, 122-мм гаубицам образца 1938 года, 152-мм гаубицам образца 1938 года и 152-мм гаубицам образца 1909/30 г.г., создавшееся вследствие эвакуации завода им. К. Либкнехта (г. Днепропетровск), имевшего задание на сентябрь в 500 тысяч гильз, и Завода товарных весов (г. Одесса), а также то, что такие заводы, выполняющие заказ по гильзам, как №№ 187 и 176, ЛОУМП, пластмасс находятся в радиусе действия вражеской авиации (Тула, Ленинград), необходима срочная организация производства гильз в местах, указанных выше, и в первую очередь по гильзам к 122-мм и 152-мм гаубицам, так как план по этим гильзам в связи с эвакуацией завода им. К. Либкнехта, говоря прямо, проваливается.
4. Обязать соответствующие наркоматы и организации полностью и в срок снабжать корпусные заводы металлом и штамповкой. Каждый срыв поставки металла и штамповки не оставлять без должного внимания, изучая вопрос причин срыва и прекращения этого впредь.
5. Немедленно разместить заказ на корпуса 45-мм осколочных, 45-мм бронебойных, 76-мм осколочных и осколочно-фугасных, 122-мм осколочных снарядов, 50-мм, 82-мм и 120-мм мин, имея в виду, что такая большая недопоставка подобного рода массовых, в смысле применения в армии, номенклатур может иметь очень плохие последствия.
6. Покончить с допущенным примиренчеством по бездействию завода № 179, передать его в ведение 4-го ГУ НКБ и заставить его работать, поскольку этот завод сам не может начать работу. По свидетельству работников 4-го ГУ НКБ, завод № 179 снабжен первоклассным оборудованием, приобретенным за границей, и имеет большие мощности.
7. Надо к нашим товарищам, работающим в промышленности, подходить по-деловому, то есть расценивать их работу по их делам, а не по количеств писем, которые они пишут. Лучшим производственником надо считать того, кто умеет выполнить план, а такие у нас должны быть все.
8. Принять все меры к тому, чтобы снаряжательные заводы №№ 55 и 113 были в кратчайший срок доставлены к месту эвакуации (Новосибирск, Челябинск, Нижний Тагил) и незамедлительно введены в действие.
9. Ввиду перемещения центра оборонной промышленности за Урал считаем необходимым создать филиал Главного артиллерийского управления в г. Челябинск с целью максимально возможного оперативного решения вопросов производства боеприпасов и обеспечения ими Красной армии."
Производство боеприпасов в СССР в конце лета - начале осени 1941 года: ожидания и реальность
27 декабря 202027 дек 2020
1267
11 мин
33