Актёры любят играть разного рода психов, сумасшедших и безумцев. Это всегда выигрышные роли, потому что в них можно добавлять самые яркие краски и переигрывать, оправдывая это ненормальностью персонажа. Это всегда запоминающиеся роли, западающие в зрительские сердца.
Иногда актёрам удаётся так достоверно изобразить психическую болезнь, что люди начинают думать - в кино снимали настоящего больного (как, например, в случае с совсем мелким Леонардо ДиКаприо, который гениально изображал недоразвитость в фильме «Что гложет Гильберта Грейпа»). А иногда актёр так сильно вживается в роль, что уже никак не может притормозить и перестать совершать странные поступки уже вне съёмочной. Наконец, временами актёр действительно оказывается ментально больным человеком, сумевшим свой недуг поставить на службу творчеству.
Я предлагаю вспомнить трёх великих лицедеев, которых народная молва или даже медицина признавали сумасшедшими.
Ненормальность Иннокентия Смоктуновского
Среди большой части советских зрителей существовала уверенность – Иннокентий Смоктуновский сошёл с ума. Он, якобы, так глубоко вжился в роль шекспировского принца, что заблудился в его сложном характере и выбраться из него в нормальное состояние уже не смог. Когда стало известно, что Смоктуновский долгое время отказывался от главной роли в комедии Рязанова про благородного угонщика автомобилей, ссылаясь на болезнь, уверенность эта только окрепла. Люди думали, что болезнь и была признаком прогрессировавшего психического заболевания (хотя на самом деле, речь шла о туберкулёзе глаз). Если бы зрители знали, что Иннокентий Михайлович пережил репрессии родни, голод, фронт, немецкий плен, ущемление в правах со стороны государства, то наверняка бы родилась и версия о том, что лишения судьбы поспособствовали тому, что разум актёра не выдержал нагрузок.
На мысли о безумии Смоктуновского (некоторые даже настаивали, что у него шизофрения) наводила странность его манер, нездешняя мягкость жестикуляций, тихий голос, растягивающий слова. Этот голос, эту манеру себя держать, Смоктуновский «не выключал» и после съёмок, оставаясь странным в обыденности.
На самом же деле, никаких «ментальных» диагнозов Смоктуновскому врачи никогда не ставили (хотя в его роду действительно были и шизофреники). В жизни он тоже был обычным человеком, разве что очень талантливым. Странностей вне съёмочной площадки и театральной сцены не совершал. Ну, не считать же таковой придуманную им причудливую кличку для любимого пса - Жан-Батист Поклен де Мольер?
Самые безумные роли Смоктуновского: болезненная рефлексия «Гамлета» (1964), наивная инфантильность Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля» (1966), творческая ревность Сальери и предельная жадность барона в «Маленьких трагедиях» (1979), запредельное скупердяйство Плюшкина в «Мёртвых душах» (1984), раздвоение личности в «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда» (1985).
Тихое помешательство Рода Стайгера
Очень похоже на то, что американский актёр Род Стайгер сильно завидовал своему более успешному коллеге Марлону Брандо. Их частенько сравнивали - и внешне, и актёрским талантом. Сходство двух актёров помогло им сыграть двух братьев в фильме «В порту». При всей похожести, Стайгер не обладал сексуальностью и красотой Брандо, а потому – несмотря на талант – у зрителей такой непомерной любви не сыскал.
Вполне может быть, что зависть, приписываемая Стайгеру народной молвой, и довела блестящего актёра до проблем с психикой. И вот это уже не слухи, а медицинский факт. На протяжении всей своей жизни актёр жаловался на депрессии, нередко обращался к врачам по этому поводу. Он много комплексовал из-за того, что считал себя плохим актёром, и никакие профессиональные награды (включая «Оскар»!), никакие хвалебные отзывы критиков не убеждали его в обратном. Он мог на долгие дни впасть в апатию и тупо пялиться в телевизор, не бреясь, не выходя из дома, не встречаясь с друзьями.
Впрочем, у психики Рода Стайгера были и иные, чем профессиональная ревность, причины пошатнуться. Отец бросил его, когда мальчику не исполнилось и года. Мать в период профессионального кризиса (а она тоже была актрисой) сильно пила. А в пять лет Род стал жертвой извращенца, сумевшего заманить его в укромное местечко обещанием показать коллекцию бабочек. Участие в ожесточённых боях на японском острове Иводзима тоже вряд ли благостно сказалось на ментальном здоровье Стайгера.
Самые безумные роли Стайгера: серийные убийцы в триллерах «Нельзя так обращаться с дамой» (1968) и «Американская готика» (1987), покрытый татуировками бродяга в «Иллюстрированном человеке» (1969), классический «безумный учёный» в фильме ужасов «Родственник» (1987), бешеный генерал-милитарист из фантастического фильма «Марс атакует!» (1996).
Остервенелое бешенство Клауса Кински
Тут даже не знаешь, с чего начать. Клаус Кински не мог сдерживать темперамент и конфликтовал со всеми участниками съёмок, включая режиссёров и продюсеров, что часто ставило производство фильма под вопрос. Во время интервью (которые, естественно, проходили по предварительной договорённости) он мог не произносить ни слова.
Немецкий актёр уверял, что спал с собственной дочерью. Красавица Настасья Кински даже перестала с ним общаться – то ли потому, что папа врал, то ли наоборот – из-за того, что это было правдой. Скорее всего – всё же правдой, поскольку вторая дочь – Пола – обнародовала такие же факты в отношениях с отцом в своей автобиографии. Связь Кински с детьми была разорвана, и в итоге на похороны отца (во время которых прах великого актёра развеяли над океаном) приехал лишь один сын – Николай.
В профессиональном смысле не меньшим безумием можно считать то, как Кински относился к выбору ролей. Он заявлял, что мечтает сниматься у Спилберга, но когда тот пригласил его в фильм про Индиану Джонса, назвал сценарий идиотским, и вместо этого… снялся в каком-то дешёвом боевичке. На приглашение Феллини сняться у него в очередном шедевре, Кински выразился в том духе, что итальянский гений недостаточно талантлив для него и вместо этого… снялся в третьесортном ужастике. Он мог отказаться от съёмок в фильме другого киногения - Пьера Паоло Пазолини – по причине низкого гонорара, и одновременно сняться сразу в нескольких проходных боевичках, за работу в каждом из которых ему предлагали ещё более мелкий гонорар.
Официально признанный социопатом, Клаус Кински был настоящим, неподдельным безумцем. И ему это нравилось! Он кичился своим безумием, выставлял его на показ и умело пользовался им в карьере.
Самые безумные роли Кински: эм… да, практически все его персонажи – образцы разных ментальных отклонений и примеры различных степеней безумия. Таких он играл и в третьесортных ужастиках, типа «Шизоида» (1980), и в фантастике, типа «Андроида» (1982), и в триллерах, типа «Змеиного яда» (1981), и в драмах, вроде «Главное - любить» (1975), и во внежанровых шедеврах, типа «Аггире, гнев божий» (1972).