Найти тему
КиноРаритет

Три сумасшедших лицедея

Оглавление

Актёры любят играть разного рода психов, сумасшедших и безумцев. Это всегда выигрышные роли, потому что в них можно добавлять самые яркие краски и переигрывать, оправдывая это ненормальностью персонажа. Это всегда запоминающиеся роли, западающие в зрительские сердца.

Иногда актёрам удаётся так достоверно изобразить психическую болезнь, что люди начинают думать - в кино снимали настоящего больного (как, например, в случае с совсем мелким Леонардо ДиКаприо, который гениально изображал недоразвитость в фильме «Что гложет Гильберта Грейпа»). А иногда актёр так сильно вживается в роль, что уже никак не может притормозить и перестать совершать странные поступки уже вне съёмочной. Наконец, временами актёр действительно оказывается ментально больным человеком, сумевшим свой недуг поставить на службу творчеству.

Я предлагаю вспомнить трёх великих лицедеев, которых народная молва или даже медицина признавали сумасшедшими.

Иннокентий Смоктуновский в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966).
Иннокентий Смоктуновский в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966).

Ненормальность Иннокентия Смоктуновского

Среди большой части советских зрителей существовала уверенность – Иннокентий Смоктуновский сошёл с ума. Он, якобы, так глубоко вжился в роль шекспировского принца, что заблудился в его сложном характере и выбраться из него в нормальное состояние уже не смог. Когда стало известно, что Смоктуновский долгое время отказывался от главной роли в комедии Рязанова про благородного угонщика автомобилей, ссылаясь на болезнь, уверенность эта только окрепла. Люди думали, что болезнь и была признаком прогрессировавшего психического заболевания (хотя на самом деле, речь шла о туберкулёзе глаз). Если бы зрители знали, что Иннокентий Михайлович пережил репрессии родни, голод, фронт, немецкий плен, ущемление в правах со стороны государства, то наверняка бы родилась и версия о том, что лишения судьбы поспособствовали тому, что разум актёра не выдержал нагрузок.

На мысли о безумии Смоктуновского (некоторые даже настаивали, что у него шизофрения) наводила странность его манер, нездешняя мягкость жестикуляций, тихий голос, растягивающий слова. Этот голос, эту манеру себя держать, Смоктуновский «не выключал» и после съёмок, оставаясь странным в обыденности.

На самом же деле, никаких «ментальных» диагнозов Смоктуновскому врачи никогда не ставили (хотя в его роду действительно были и шизофреники). В жизни он тоже был обычным человеком, разве что очень талантливым. Странностей вне съёмочной площадки и театральной сцены не совершал. Ну, не считать же таковой придуманную им причудливую кличку для любимого пса - Жан-Батист Поклен де Мольер?

Самые безумные роли Смоктуновского: болезненная рефлексия «Гамлета» (1964), наивная инфантильность Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля» (1966), творческая ревность Сальери и предельная жадность барона в «Маленьких трагедиях» (1979), запредельное скупердяйство Плюшкина в «Мёртвых душах» (1984), раздвоение личности в «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда» (1985).

Род Стайгер в фильме "Ужас Амитивилля" (1979).
Род Стайгер в фильме "Ужас Амитивилля" (1979).

Тихое помешательство Рода Стайгера

Очень похоже на то, что американский актёр Род Стайгер сильно завидовал своему более успешному коллеге Марлону Брандо. Их частенько сравнивали - и внешне, и актёрским талантом. Сходство двух актёров помогло им сыграть двух братьев в фильме «В порту». При всей похожести, Стайгер не обладал сексуальностью и красотой Брандо, а потому – несмотря на талант – у зрителей такой непомерной любви не сыскал.

Вполне может быть, что зависть, приписываемая Стайгеру народной молвой, и довела блестящего актёра до проблем с психикой. И вот это уже не слухи, а медицинский факт. На протяжении всей своей жизни актёр жаловался на депрессии, нередко обращался к врачам по этому поводу. Он много комплексовал из-за того, что считал себя плохим актёром, и никакие профессиональные награды (включая «Оскар»!), никакие хвалебные отзывы критиков не убеждали его в обратном. Он мог на долгие дни впасть в апатию и тупо пялиться в телевизор, не бреясь, не выходя из дома, не встречаясь с друзьями.

Впрочем, у психики Рода Стайгера были и иные, чем профессиональная ревность, причины пошатнуться. Отец бросил его, когда мальчику не исполнилось и года. Мать в период профессионального кризиса (а она тоже была актрисой) сильно пила. А в пять лет Род стал жертвой извращенца, сумевшего заманить его в укромное местечко обещанием показать коллекцию бабочек. Участие в ожесточённых боях на японском острове Иводзима тоже вряд ли благостно сказалось на ментальном здоровье Стайгера.

Самые безумные роли Стайгера: серийные убийцы в триллерах «Нельзя так обращаться с дамой» (1968) и «Американская готика» (1987), покрытый татуировками бродяга в «Иллюстрированном человеке» (1969), классический «безумный учёный» в фильме ужасов «Родственник» (1987), бешеный генерал-милитарист из фантастического фильма «Марс атакует!» (1996).

Клаус Кински на съёмках фильма Вернера Херцога "Кобра Верде" (1987).
Клаус Кински на съёмках фильма Вернера Херцога "Кобра Верде" (1987).

Остервенелое бешенство Клауса Кински

Тут даже не знаешь, с чего начать. Клаус Кински не мог сдерживать темперамент и конфликтовал со всеми участниками съёмок, включая режиссёров и продюсеров, что часто ставило производство фильма под вопрос. Во время интервью (которые, естественно, проходили по предварительной договорённости) он мог не произносить ни слова.

Немецкий актёр уверял, что спал с собственной дочерью. Красавица Настасья Кински даже перестала с ним общаться – то ли потому, что папа врал, то ли наоборот – из-за того, что это было правдой. Скорее всего – всё же правдой, поскольку вторая дочь – Пола – обнародовала такие же факты в отношениях с отцом в своей автобиографии. Связь Кински с детьми была разорвана, и в итоге на похороны отца (во время которых прах великого актёра развеяли над океаном) приехал лишь один сын – Николай.

В профессиональном смысле не меньшим безумием можно считать то, как Кински относился к выбору ролей. Он заявлял, что мечтает сниматься у Спилберга, но когда тот пригласил его в фильм про Индиану Джонса, назвал сценарий идиотским, и вместо этого… снялся в каком-то дешёвом боевичке. На приглашение Феллини сняться у него в очередном шедевре, Кински выразился в том духе, что итальянский гений недостаточно талантлив для него и вместо этого… снялся в третьесортном ужастике. Он мог отказаться от съёмок в фильме другого киногения - Пьера Паоло Пазолини – по причине низкого гонорара, и одновременно сняться сразу в нескольких проходных боевичках, за работу в каждом из которых ему предлагали ещё более мелкий гонорар.

Официально признанный социопатом, Клаус Кински был настоящим, неподдельным безумцем. И ему это нравилось! Он кичился своим безумием, выставлял его на показ и умело пользовался им в карьере.

Самые безумные роли Кински: эм… да, практически все его персонажи – образцы разных ментальных отклонений и примеры различных степеней безумия. Таких он играл и в третьесортных ужастиках, типа «Шизоида» (1980), и в фантастике, типа «Андроида» (1982), и в триллерах, типа «Змеиного яда» (1981), и в драмах, вроде «Главное - любить» (1975), и во внежанровых шедеврах, типа «Аггире, гнев божий» (1972).