Всем привет! Меня зовут Андрей. В 2020 году я поступил на пилота гражданской авиации. Путь этот был далеко не лёгкий, поэтому с удовольствием поделюсь с Вами всеми секретами, тонкостями и советами.
Сразу Вам скажу, что поступление на пилота одно из самых сложных мероприятий, поэтому текста будет много.
- 1) Сдача ЕГЭ/Вступительных (для поступления в ВУЗ)
- 2) Балл для поступления в ВУЗ
- 3) Бакалавр/специалитет (непосредственная подготовка лётных кадров)
- 4) Куда поступать?
- 5) Прохождение медкомиссии
- 6) Целевой договор на обучение
- Сдача ЕГЭ/Вступительных экзаменов
Для поступления по ЕГЭ вам надо сдавать: физику, русский, математику (профильную). Физику я сдал на 85 баллов, Математику я написал на 80 баллов. Русский на 96. Вот тут внимание! Очень важно, чтобы при поступлении вы выбили по русскому как можно больше баллов, то есть >90. В сумме я набрал 261 балл, что вполне достаточно для конкурса. А можно ли не сдавать ЕГЭ? Ответ - можно, но это не особо сильно облегчает задачу. На основе вступительных экзаменов можно поступить иностранцам, льготникам и тем, у кого уже есть высшее или среднее специальное образование. Я поступал по баллам ЕГЭ, поэтому подробнее о вступительных экзаменах Вы можете узнать на сайте ВУЗа.
2. Балл для поступления в ВУЗ
Проходной балл на бюджет и средний балл поступивших вы можете узнать на сайте ВУЗа, в который подаёте документы. Колеблется он в среднем от 250 до 260 по трём предметам. Да, это достаточно высокий балл, но это на общий конкурс. На целевые места балл будет ниже. Подробнее о целевом поступлении расскажу позже.
3. Бакалавр/специалитет (непосредственная подготовка лётных кадров)
Теперь самое важное: на какое направление подавать документы? У пилотов следующий факультет, называется он «Факультет Лётной Эксплуатации» (ФЛЭ). На нем есть два направления подготовки лётных кадров: специалитет и бакалавриат. В чем отличия и сходства?
Схожесть программ:
- Общий налет часов в обеих программах – 150, свидетельство коммерческого пилота выдается в обоих случаях идентичное.
Основные отличия:
- срок освоения по очной форме для ОЛР – 5 лет, ЛЭГВС – 4 года.
- выходная квалификация ОЛР – специалист, ЛЭГВС – бакалавр.
- академические права: по окончанию ОЛР Вы имеете возможность поступления в аспирантуру, по окончанию ЛЭГВС возможно продолжение обучения только по программе магистратуры (2 года).
- профессиональные права: определяются авиакомпанией (аиапредприятием), в которую трудоустраивается выпускник. Рекомендую заблаговременно уточнять на что будет влиять квалификация (бакалавр или специалист) непосредственно у работодателя.
4. Куда поступать?
В России существует только два высших учебных заведения, которые готовят пилотов:
- Ульяновский Институт Гражданской Авиации (УИ ГА)
2. Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации (СПбГУ ГА)
Отдельно хочется выделить средние учебные заведения, где готовят пилотов со средним образованием. Получив СПО в одном из филиалов, Вы сможете стать либо частным пилотом, либо вторым пилотом в авиакомпании. Стать Командиром Воздушного Судна у Вас не получится: для этого нужно высшее образование.
Вот следующие учебные заведения:
- Бугурусланское лётное училище гражданской авиации (Филиал СПбГУ ГА)
- Сасовское лётное училище гражданской авиации. (Филиал УИ ГА)
- Краснокутское училище (готовят на пилота вертолета)
- Якутское училище
В этой статье я рассказываю про высшее образование пилота, поэтому останавливаться тут не буду, но сразу предупрежу, что поступают в эти училища после окончания 11 КЛАССА, по результатам аттестата СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Средний балл аттестата всех поступивших в лётные училища - 5.0 (:
Я надеюсь, Вы не говорили в 10-11 классе, что средний балл аттестата ни на что не влияет, и вам совсем не нужен хотя бы хороший аттестат.
5. Прохождение медкомиссии.
Один из самых сложных и непредсказуемых пунктов для многих абитуриентов. Прохождение лётной медкомиссии называется «Прохождение ВЛЭК». Его можно проходить непосредственно в ВУЗах, в некоторых авиакомпаниях, которые дают право на участие в конкурсе по целевому договору, или в главной ФБУ ЦКБ ГА в Москве. Лично я проходил ВЛЭК в ФБУ ЦКБ ГА. Медкомиссия в Центральной Клинической Больнице платная, готовьтесь сразу заплатить в пределах от 10 000 до 30 000 рублей. В случае каких либо «сомнений» у врачей Вас могут направить в ЦЭ ВЛЭК (здание по соседству) для прохождения дополнительных исследований. Если Вы проходите ВЛЭК от ВУЗа, то ценовая политика моих одногруппников составила 22 000 - 30 000 рублей. А в случае сложностей с медкомиссией Вас после этого всего могут отправить в ту же ФБУ ЦКБ ГА в Москве :). Так что советую сразу проходить в ФБУ ЦКБ ГА. Сама медкомиссия состоит из двух этапов: Прохождение по физическому здоровью и психическому. С первым все более менее понятно, а вот ко второму нужно заранее готовиться. На психическом отборе надо будет проходить экзамен у психолога. Сначала Вам дадут решать тест из примерно 560 вопросов с ответами «да», «нет», «не знаю», чтобы проверить, на сколько человек честен. Советую не искать вопросов с подвохом и отвечать так, как Вы поступили бы в жизни (за исключением аморальных каких-либо ситуаций, но, думаю, Вы не глупы), а после придётся сесть, возможно, за другой компьютер, где предстоит решать тесты на проф. пригодность. Среди них 100% попадутся компасы, шкалы, Красно-чёрная таблица, реакция на время. Найти все эти тесты можно на сайте «Aviaknow.ru» Крайне советую отрешать там все тесты.
6. Целевой договор.
Одна из самых важных составляющих успешного поступления на пилота. Дело в том, что многие авиакомпании согласны заключить с Вами целевой договор на обучение. Перечень таких авиакомпаний определяются ВУЗом. Наиболее распространённые юридические лица, согласные заключить этот договор: Аэрофлот и Росавиация. Но это не значит, что нужно ограничиться только ими. Подробный список компаний, которые сотрудничают с учебным заведением, Вы можете узнать на сайте ВУЗа или проф. училища.
Удачи в поступлении!