Найти тему
Александр Асов и К°

Творец "Велесовой книги" Ягайло Ган Старгородский

Оглавление
Андрей Шишкин. Волхв с манускриптом
Андрей Шишкин. Волхв с манускриптом

Итак, IX век. Келья волхва, чадят факелы или горит лампада. Седовласый волхв сидит за работой. Перед ним на стол ложатся навощенные дощечки. Только что оструганные, выровненные...
И вот он наносит на них первые буквы, рисует символы, также быков, лисиц и грифонов... Волхв медленно, месяц за месяцем, год за годом выводит острым писалом буквы... «Влес-книгу сию потщемо Богу нашему...»
Кто он? Кто творец «Книги Велеса»? Какое имя он носил? Какую жизнь прожил? Где он писал свою летопись?

Имя творца дощечек

Можно ли ответить на эти вопросы? Идут споры даже о том, был ли один создатель у «Книги Велеса», или, как полагали иные, их было много... (См. ссылки на статьи о мнениях учёных ниже).

Полагаю всё же был именно один волхв, один «создатель». Тот, кто продолжил завершил традицию Бояновых и Златогоровых песен. И этот создатель, его единая сильная личность, как бы «витает» над образами «Велесовой книги», она чувст­вуется в каждой строке, в тек­сте каждой дощечки.

Так каково же имя пре­одо­левшего без­д­ну времени тво­рца «Велесовой книги»? Дош­ло ли оно до нас?

Дошло. Имя его нам известно давно, уже двести лет! Оно, как имя автора текстов «дощечек», указано уже в ка­талоге известного ар­хеографа Александра Ива­­­­новича Сула­кадзева, то­го самого, у коего хранились дощечки «Велесовой книги» в начале XIX века, к тому же оно, в со­кра­щенном виде, указано и в самих «дощечках» (а имен­но в надстрочной записи дощечки № 12).

И это имя: «Ягила Ган» (или Ягайла Ган). В каталоге А.И. Сулакадзева даже указано, что жил он в IX веке, недалеко от Нов­города, «в Ладоге».

Имя волхва «Ягила» вполне обычное, западносла­вян­ское по звучанию, известно оно и в виде «Ягайла», «Ягайла», «Ягелло» (могло оно звучать и в древности так или близко, но при передаче «ве­ле­совицей» превратилось в «Ягилу»). Фамилия или родовое имя «Ган» имеет опять-таки за­паднославянское звучание: у чехов и украинцев есть имя «Ганка».

В связи с этим мы можем предположить, что ла­дож­с­кий или, что более вероятно, новгородский волхв Ягайла Ган был из рода западносла­вян­ских (то есть венедо-обод­ритских) волх­вов.

Некогда под покровительством князя Буривого (Бравлина I), а затем и Гостомысла, после разгрома Старгорода, и бежали роды ободритов, в том числе и род волхва Ягайлы Гана, будущего создателя «Велесовой книги». И не удивительно, что потом Ягайло помнил о переходе на сторону Карла отца Рюрика Годлава и восставал против него.

Бежали ободриты от Карла Великого и переселились на бе­рега Ильменя в фин­ские земли, кои около столетия осва­и­вались также словенами (те при­шли с Кав­каза, а затем с Карпат после многих войн).

Карл Великий в окружении варягов
Карл Великий в окружении варягов

Причём уходили тогда от войны ближайшие предки Ягайлы. Это мог быть его отец либо дед. Да и он сам в младенчестве вполне мог бы оказаться одним из пере­се­лен­цев. И он сам, от первого лица, говорит в дощечках: «Мы пришли от Старого града к озеру Ильмень и основали Новгород. И отныне мы здесь пре­бываем. И тут Сварога — Первого Пращура мо­лим, ибо Он также Род-Рожанич и крынь-источник не­бес­ный».

Однако очевидно также, что западнославянские со­бы­тия его мало занимали. Для него это давняя ис­тория, к тому же история полная поражений: «Венды на западе перед врагами землю пашут и шаткую веру имеют» (Троян III, 3:4), и из-за этой веры, по утверждению Ягайлы, их и побеждают...Исходя из этого утверждения мы даже можем сделать вывод, что, вряд ли Ягайлу связывали ре­лигиозные узы с венедским храмовым центром Арконы, мимо коего он должен был проехать по пути из Старгорода в Русь Нов­городскую.

Но, видимо, он проходил обучение в другом центре, в По­лагене, у жемайтов и земеголы. Там же, где ранее проходил обучение и сам Боян, сын Буса Белояра (согласно «Боянову гимну»).

Легенды этого истока упоминаются в «Велесовой книге». Например, Ягайла упоминает жмудские легенды о Дитрихе, жившем во времена Аттилы: «И это жмудь рассказала нам о готах, имев­ших Дете­­реха, будто они пришли к северу и там у жмуди повер­нули на юг» (Лют II 7:11). Эти эпи­ческие легенды эпохи Аттилы он вполне мог слышать во время обучения в храмах Полагена.

Кстати, первое его имя: «Ягелло», ныне толкуют как славянский вариант имени «Анджелло», то есть «Ангел». Получается: «Ангел Ладень».

Не это ли имя было указано в разрушенной части его имени, кою А.И. Сулакадзев истолковал как имя города «Ладога»? К тому же упоминаний города Ладоги в «до­щеч­­ках» нет, зато есть описание главной мистерии ме­сяца Ладеня, а именно: мистерии передачи богиней Ладою «свя­щен­ной сурицы», то есть «солнечного меда поэ­зии», «ве­дической муд­рости» богу Квасуре и праро­дителю Богумиру, а от них — пращурам русов.

Не эту ли мистерию посвящения в круг «хра­нителей веры» потом вспоминал волхв Ягайла?

Первые дела и предсказания

Итак, родился Ягайла где-то в 90-х годах VII века. И родился он в семье жреческой, пе­ре­се­лившейся из обод­­ритского Старгорода к озеру Иль­мень, где и был основан Новгород.

Спустя двадцать лет мы застаем Ягайлу рядом с Нов­городским князем Бравлином II. «Дощечки» сохранили на­став­ление Ягайлы князю и новгородскому вече. Ягайла вспоминал о прошлых битвах, о войнах с готами и гре­ками, призывал сплотиться с союзниками — кельтами, иль­мерами (финнами) и жмудью (литвой) для общего по­хода против причерноморской Грецколани и Готии. И при этом он напомнил князю Бравлину II о славных по­ходах его деда Брав­лина I и призвал повторить его де­я­ния.

Вначале объединенные рати славян, ильмеров и жмуди пошли от Ильменя к Днепру и ос­тановились зимою 810 года в Киеве.

И тут произошло событие, позволившее нам дати­ро­вать текст дощечки III 28 (Лют II, 7: 18–19), описыва­ю­щей эти события, с пре­дель­ной астроно­ми­чес­кой то­ч­но­стью. Это затме­ние, про­изошедшее 30 но­яб­ря 810 г.:

«Тогда Солн­це застлала тьма, и это Перун обру­шился на воинов вра­жьих, и разме­тал их, как овец». Тогда же было второе знамение: «у Непры-реки лоза зацвела зимой».

Эти знамения Ягайла истолковал так: Боги гне­ва­ются на греков и готов, ибо «они осмеливались заби­рать и свя­зывать нас в связки и влачить жен и детей наших на тор­жища, где они продавали нас». А цветущая зимой лоза по толкованию Ягайлы, говорила о грядущей победе сла­вян над готами и греками.

Ягайла говорил тогда перед новгородскими ратями:
— И вот Купала указал нам на то знамение — знак победы над врагами!

То есть затмение Солнца толковалось Ягайла Ганом, как гнев Бога Солнца и Купалы на врагов, пленивших русов. И так оно расценивалось, как благоприятное, сулившее победу.

И как тут не вспомнить, что спустя триста лет такое же затмение произошло перед печально зна­ме­нитым по­ходом Игоря Святославича.

«Тогда Игорь воззрел на свет­лое Солнце и видит от него тьмою его воины при­крыты»... И далее мы можем прочесть загадочные слова, про­изнесённые князем Игорем сразу после затмения: «Лучше ж нам разбиту быть, нежели пол­онену быть! А сядем, братья, на наших борзых коней да по­зрим синего Дону!»

Затмение из "Слова о полку Игореве"
Затмение из "Слова о полку Игореве"

Эти слова доныне казались не имеющими смысла: будто бы Игорь затмение принял за неот­вратимую угрозу пленения. Так можно было бы говорить, если бы войска Игоря были окружены со всех сторон ворогом и у них оставался только выбор между смертью и пленом. А ведь в то время, перед началом похода, им никто не угрожал, им можно было бы тот поход и отложить из-за небла­гоприятного знамения.

Но современники Игоря помнили о затмении времен Бравлина. И о том, что Ягайла связал затмение с гневом Богов на ворогов, продающих русичей на тор­жищах, как раз и напомнил Игорь. Не о своём воз­можном пленении он говорил, а о страданиях родо­вичей, угнанных в рабство. Уточнять не имело смысла, это тол­кование затмения было всем известно. Все знали тексты «Велесовой книги», читаемые на празд­ни­ках по­миновения предков.

И Игорь, идя в поход против половцев, как бы шёл по пути, проложенному князем Бравлином. Не слу­чайно же автор «Слова о полку Игореве» в соседних строках по­минал походы русичей в землю Трояню, славные битвы вре­мён антов и т.д.

Так «Велесова книга» в очередной раз уточнила смысл другого великого древнерусского памятника.

Ягайла во времена Бравлина

Итак, Ягайла принимал участие во всех славных походах князя Бравлина. И первым победоносным похо­дом был поход 811 года на греко-рим­ские ко­лонии Чер­но­морья.

К походу тогда готовилась великая армия. Из Нов­города пришли словене и венды, а также ильмеры. По пути к ра­тям Бравлина присоединилась жмудь (ли­тов­цы). А в Киеве собрались также воины мест­ных родов: поляне, древ­ляне и северяне и т.д.

К тому же Бравлин ждал всю зиму 810–811 годов под­крепления от западных родичей, от вендов. После затмения он говорил так:

«И Бравлин сказал, чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (то есть на западе, на прежней родине). И там их земля есть. Об этом Сварог отцам нашим го­ворил. И они также братья нам из того края. И го­ворили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас». (Лют II, 7).

То есть Бравлин и Ягайла надеялись на поддержку ро­дичей, с ко­ими тогда (всего тридцать лет спустя после исхода из Старгорода) сохранялись родственные связи. И помощь пришла: «И так сила Божеская явилась нам, дабы под­дер­жать нас до конца. И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи мо­лили».

К тому же это было очень удобное время для похода, ибо тогда Византия была вовлечена в войну с болгарским ца­рем Крумом, в коей вскоре (в том же 811 году) пал сам им­ператор Никифор и Крум сделал из его позолоченного черепа кубок. Можно даже предположить, что Бравлин II и болгарский хан Крум действовали против Византии со­гласовано. Потому колонии Византии в Крыму ос­тались без защиты метрополии.

Сурожская крепость
Сурожская крепость

В поход на Сурож воинов воодушевлял волхв Ягайла. Он рассказывал о битвах прошлых столетий с греками и го­тами в землях Сурожской Руси и о том, как греки приходили и захватывали Сурож, а русичам не раз приходилось его от­воёвывать. Это свершал и Бус Белояр, и Белояр Криворог, и последний раз восстановил древнее богопочитание и ве­чевую власть дед Бравлина II, князь Бравлин I.

Но вот снова греки стали русичей притеснять, и потому там «наши боги повержены во прах...», ибо в Суроже на­чалась насильственная христианизация. И это значит, что нужно отплатить грекам и готам за повержен­ные святыни.

Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушающим. В «Житии Стефана Су­рожского» о сем сказано:

«И пленил (Бравлин) все от Корсуня до Керчи, а затем со многою силою пришел к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные во­рота, подошел к церкви, к святой Софии...»

Причём, очевидно, что битвы шли и на море, ибо потом воины Бравлина совершили разрушительный морс­кой набег и на южный берег Чёрного моря, на ма­ло­азийскую Ама­стриду (согласно «Житию Иоанна Амастридского»).

Так Бравлин собрал воедино чуть не все славянские земли. И волхв Ягайла Ган тогда стал идейным вдох­но­вителем создания «Империи Бравлина», раскинув­шейся от Балтики до Лабы, также до Дуная, Дона и Волги, а также до Понта (Черного моря).

В те же времена, когда Ягайла вместе с воинами Брав­лина был в южных краях, к нему попали летописи Руси Су­рожской и Тмутараканской, где хранились также ману­скрипты Древней Русколани­.

Именно тогда в проповеди Ягайлы, читаемые во время празднований Радогоща, стали включаться предания о вре­менах Буса Белояра и более древних. Тогда же, оче­видно, он более тесно ознакомился и с традицией хри­стианской, в храмах Сурожа, Херсонеса, Феодосии, имевших к тому вре­мени восьмивековую исто­рию.

И тут следует заметить, что т.н. «язычники» вы­ступали против поругания своих святынь, но не ру­ши­ли чужих. И думаю, именно потому в «дощечках» по­яв­ля­ются и не­сколько выражений, созвучных христианской ли­тургии, а также оригинальная, исходящая из сла­вян­с­кой тра­ди­ции, трактовка некоторых событий, из­вест­ных также по би­блей­ской истории.

И именно в то время Ягайла обратился с призывом к единению всех сла­вянских и союзных сла­вянам родов в мощный союз.

Время Гостомысла и Рюрика

После времени Бравлина мало связан­ная политически «им­перия» стала распадаться. В Новгороде власть пере­шла к Гостомыслу. А в Киеве пришел к власти, опи­раясь на варяж­скую дружину, князь Рус (коего араб­ский исто­рик Ибн-Руста называл Хакан Рус), пра­вивший до 840-х годов.

Все эти тридцать лет Ягайла, судя по всему, далек от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Бу­ри­вому, ни к Гостомыслу.

И есть основания полагать, что он остался служить в хра­мах Сурожа, единственных, описанных со всей под­роб­но­стью. Ягайла рассказывает и о религиозной рефор­ме, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появ­ления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой ста­туи Дыя Патера (ино­го Перунца), в коей нетрудно узнать Юпитера.

Так, включая в славянскую ведическую службу элементы антич­ного бо­гослужения, Ягайла стремился ук­репить древ­нюю веру среди греко-римской части насе­ле­ния Сурожа, селившихся там с античных времен.

А на проповедях в дни Радогоща Ягайла поминает о бо­лее чем тысячелетней истории освоения славянами При­­­­черно­морья, о борьбе с греками, гуннами, готами, хаза­рами.

К тому времени осложняется обстановка в Причер­но­морских степях. Хазары в 833 году построили на Дону крепость Саркел с помощью ви­зан­тий­с­ких инженеров. А затем под­чинённые хазарам мадьяры (чёрные угры) стали совер­шать набеги на славянские земли. Князь Рус правил по крайней мере до 839 года, отражая набеги хазар и мадь­яр, и в тот год он послал в послов для переговоров о прекращении империей помощи хазарам. Однако вскоре мадьярский воевода Олом взял приступом Киев и наложил на киевлян дань.

А окончательно прав­ление династии Кия в Киеве пре­рвалось после того, как град взял приступом Дир, или как его называет Ягайла, Дирос Эллинский: «он пришел к нам и побил нас из-за нашего разделения и усобиц». Ви­зан­тийская интрига заверши­лась успешно.

А в Новгородской Руси в эти же годы погиб после битв с бьярмами на реке Кумене (возможно, в нынешней Вят­ской области) князь Буривой, и новгородцы избрали посад­ником его сына Гостомысла.

Гостомысл тогда же стал поддерживать борьбу своих родичей вендов-ободритов против натиска немецких ры­царей и датчан. В тех сражениях погибли и Годлав в 808, и сын его (брат Рюрика) Харальд в 826 году. Затем, в 844 году, престарелый Гостомысл возглавил поход против Людовика Благочестивого в полабских землях.

Союзником у него был его внук, сын Умилы, Рюрик (со­гласно анналам Эйнхарда). В том году Гостомысл, а также его сыновья, погибли в битве с Людовиком, потому в Нов­городе стали пра­вить посадники, уже не принадлежавшие роду Госто­мысла.

Гостомысл видит сон
Гостомысл видит сон

А право на княжение в Новгороде перешло к внуку, Рюрику. Правда, воспользовался он им не сразу, его более занимала борьба за датский трон.

В тот же 844 год умер и император Людовик, и нидерландские владения Рюрика перешли к новому франкскому императору Лотарю, который лишил дарованного Рюрику «лена» во Фрисланде. Это вызвало со стороны Рюрика лютую ненависть к Франкской империи, против коей, а также против всех их союзников, он стал воевать. Теперь Рюрик мог опираться только на язычников-ободритов и новгородцев, врагов франко-германцев.

Его флот из 315 кораблей напал на побережье Англии, и после сего за бесчинства против церкви он и стал известен всему свету как «язва христиан­ства» (jel Christianitatis, согласно английским хро­никам). В 845 году Рюрик совершил набег на Францию, воевал и в верховьях Эльбы.

Затем Рюрик захватил отобранные ранее владения во Фрисландии, а император Лотарь после переговоров был вынужден, чтобы вернуть себе этот «лен», отдать Рюрику владения в Ютландии, то есть в Дании, в 854 году. Где-то в то время у Рюрика родилась и дочь Гертруда, между прочим, мать известного по шекспировской пьесе принца Гамлета...

Укрепившись в Дании, Рюрик стал ближе и к союзникам венедам, а также новгородцам, наслышанным о его подвигах.

Но видимо, не все было гладко у Рюрика с правлением в Дании, где ему не на кого уже было опереться. Данию ему пришлось поделить с другим князем, Эриком II, граница их владений проходила тогда по реке Эйдер. У Рюрика также оставался во владении город Дорештадт (совр. Дуурстеде) во Фризии, которую связывала прямая торговая дорога по морю с Новгородом Великим.

За годы войн у него накопилось много врагов среди датчан, власть его не раз колебалась. И потому, спустя семь лет, Рюрик принял приглашение из далеких северных владений деда, где с 844 по 861 год не было князя, и так он стал княжить в Новгороде Великом.

Сурожскую Русь, где тогда жил Ягайла, эти события трога­ли мало. И говорил Ягайла только о постоянно воз­рас­тавшей хазарской угрозе, рассказывал о том, как в прош­лые столетия ру­сичи отбрасывали хазар за Дон, когда их вели в бой князи Скотень и Храбр, воевода Гордыня. Сдержанно отзывается и о Дире, ибо не смотря на то, что тот пришел к власти при под­держке Византии, он не стал разрушать традиционный уклад жизни киевлян и не преследовал за веру.

В 860 году корабли Дира совершили удачное напа­де­ние на Константинополь, в отместку за преследования и об­ра­щение в рабство рус­­ских купцов. Согласно вене­ци­ан­­ской хронике, «русы возвратились из похода с три­ум­фом». И тогда же обеспо­коенный усилением славян ви­зан­тий­ский двор, а также патриарх Фотий послали к сла­вянам и ха­зарам двух миссионеров Кирилла и Мефо­дия, уроженцев греческого города Солуни (Солоники).

Они три года проповедовали в славянских и хазарских зем­лях. В Херсонесе Кирилл изучал даже славянскую пись­мен­ность у некого русина. Вспомнил о сей миссии и волхв Ягайла, он говорил о Кирилле, «который хотел учить детей наших и дол­жен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам на­шим...» Ягайла упо­минал и о реформе письменности, пред­принятой Ки­рил­лом, ко­торый на самом деле пытался ввести не ту кириллицу, кою мы теперь знаем, а глаголицу. И была сия реформа пред­принята для того, чтобы «мы утратили свою пись­мен­ность» и таким образом была бы отсечена вся древняя ли­тература, народ лишился бы исторической памяти.

И после миссионерской деятельности «солунских бра­тьев» в 864 году Византия предприняла поход в славян­ские земли, воспользовавшись также тем, что была чудовищная засуха и голод. Они захватили Болгарию, и патриарх Фотий болгар и самого князя Бориса крестил по визан­тий­скому обряду.

Потом, по свидетельству Ягайлы, «Русь была рас­топ­тана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи» (Лют. III, 6).

Итак, в 864 году, на 73 году жизни (как мы полагаем), Ягайла был вынужден покинуть захваченный византий­цами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. Ягайла с семьей возвратился на родину, в Нов­город Ве­ликий.

Последние годы

Когда Ягайла около 865 года явился в Новгороде, там шла борьба за власть между раз­ными купеческими кланами.

После гибели Гостомысла в 844 году, который не ос­тавил после себя наследника, власть в Новгороде ос­лабла. Новгород потерпел ряд поражений от варягов, ими была сожжена Старая Ладога.

И когда Ягайла с семьей, а также с другими беженцами из Сурожа, возвратился на родину, как раз и шла такая война: «мы узрели руку, угро­жающую нам, и видели Сурового Одина, который хотел крови. И мы ее прольем на Землю свою Русскую» (Троян IV, 1:9).

И в одном из последующих в эти годы сражений погиб сын Ягайлы, о чем он с горечью упомянул в тексте той же дощечки: «В русских городах камни вопиют нам, и мы решились идти и сражаться до смерти за Землю Рус­скую... Почтите сына моего, который погиб за нее...» (Троян IV, 1:11).

В 870 году на вече новгородцы порешили призвать на княжение Рюрика (Рорика Фрисландского), внука Гос­томысла, дабы тот прекра­тил внутри­клановые распри. Рюрик пришел вместе с варягами. Он был в очередной раз женат на Эфанде, дочери норвежского конунга Одда (впо­следст­вии на Руси его прозвали Олегом Вещим). С Рюриком пришли его братья: Синеус и Трувор, и часть его дружин возглавлял также воевода Аскольд. И сие вокняжение стало тяжким бременем для новго­родцев, по­тому сразу же стало зреть недовольство новым князем.

И когда Аскольд ушел из Новгорода в Киев, а потом дви­нулся на болгар, в Новгороде началось восстание против власти Рюрика. Согласно летописям, сие восстание новго­родцев во главе с Вадимом произошло в 872 году. А в «Велесовой книге» сохранился призыв волхва Ягайлы к новго­родскому вече и Вадиму Храброму: «От­вадьте Рюрика (Эрке) от земель наших, гони­те его назад — туда, откуда пришел!».

Восстание было жестоко подавлено и причем только к 874 году, когда Рюрик получил помощь от своих со­юз­ни­ков. И потому Ягайле вновь пришлось бежать вместе с дру­гими нов­городцами. «Того же лета (874) избежаша от Рюрика в Киев много новгородских му­жей», сообщает нам «Ни­коновская летопись».

И на этот раз Ягайле было уже не менее 83 лет. И это был его последний переезд.

И ко времени его прибытия в Киев, там произошли следующие события. Аскольд после не­удач­ного похода на Константинополь, провел переговоры с императором Ви­зан­тии Василием Македонянином. И тот его убедил, что причина военных неудач Аскольда в том, что от него от­вернулись все старые боги и потому он должен при­нять крещение и веру Христа. Аскольд крестился и его нарекли Нико­лаем.

По возвращении в Киев в 875 году Аскольд убил своего повелителя, князя Дира, и стал разрушать веди­ческие храмы, как цитатели «язычников», бывших в оп­­позиции к узурпатору.

Тогда Ягайла называет Аскольда «темным воином», коего гре­ки убедили в том, что славяне «варвары», при­зывает свер­гнуть власть варягов. Но начинается так назы­ваемое «Асколь­дово крещение» киевлян, во многом подоб­ное тому, что потом повторил Владимир.

Тогда святилища славян в Киеве были разрушены, празд­ники поминовения предков запрещены. Потому Ягайла записал, и это были его последние слова: «Наши праотцы идут по высохшей земле... И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня».

О последующих событиях, о смерти Рюрика (879), а также о приходе в Киев Олега Вещего и вокняжении Игоря Рюриковича, тексты «Велесовой книги» уже не знают. Ягайла умер во время преследований приверженцев ста­рой веры Аскольдом после 876 года.

Помянем же волхва Ягайлу Гана, трудами коего был со­хранён величественный мир славяно-ведической веры, сама древнейшая история славян.

И пусть его имя стоит рядом с име­нами великих древних песнопевцев Бояна Вещего, творца «Боянова гимна», также волхва Златогора, творца «Белой книги тризн Буса Белояра». Он продолжил традицию, идущую от тех первых хра­ни­телей веры. А затем традицию Ягайлы Гана продолжил и сам гениальный творец «Слова о полку Игореве».

* * *

Читайте также:

Статья 1. Что думают учёные о "Велесовой книге"? — (В.И. Скурлатов).

Статья 2. Что думают учёные о "Велесовой книге"? — ( А.Т. Липатов).

Статья 3. Что думают учёные о "Велесовой книге"? — ( Ю.К. Бегунов).

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.