Итак, IX век. Келья волхва, чадят факелы или горит лампада. Седовласый волхв сидит за работой. Перед ним на стол ложатся навощенные дощечки. Только что оструганные, выровненные...
И вот он наносит на них первые буквы, рисует символы, также быков, лисиц и грифонов... Волхв медленно, месяц за месяцем, год за годом выводит острым писалом буквы... «Влес-книгу сию потщемо Богу нашему...»
Кто он? Кто творец «Книги Велеса»? Какое имя он носил? Какую жизнь прожил? Где он писал свою летопись?
Имя творца дощечек
Можно ли ответить на эти вопросы? Идут споры даже о том, был ли один создатель у «Книги Велеса», или, как полагали иные, их было много... (См. ссылки на статьи о мнениях учёных ниже).
Полагаю всё же был именно один волхв, один «создатель». Тот, кто продолжил завершил традицию Бояновых и Златогоровых песен. И этот создатель, его единая сильная личность, как бы «витает» над образами «Велесовой книги», она чувствуется в каждой строке, в тексте каждой дощечки.
Так каково же имя преодолевшего бездну времени творца «Велесовой книги»? Дошло ли оно до нас?
Дошло. Имя его нам известно давно, уже двести лет! Оно, как имя автора текстов «дощечек», указано уже в каталоге известного археографа Александра Ивановича Сулакадзева, того самого, у коего хранились дощечки «Велесовой книги» в начале XIX века, к тому же оно, в сокращенном виде, указано и в самих «дощечках» (а именно в надстрочной записи дощечки № 12).
И это имя: «Ягила Ган» (или Ягайла Ган). В каталоге А.И. Сулакадзева даже указано, что жил он в IX веке, недалеко от Новгорода, «в Ладоге».
Имя волхва «Ягила» вполне обычное, западнославянское по звучанию, известно оно и в виде «Ягайла», «Ягайла», «Ягелло» (могло оно звучать и в древности так или близко, но при передаче «велесовицей» превратилось в «Ягилу»). Фамилия или родовое имя «Ган» имеет опять-таки западнославянское звучание: у чехов и украинцев есть имя «Ганка».
В связи с этим мы можем предположить, что ладожский или, что более вероятно, новгородский волхв Ягайла Ган был из рода западнославянских (то есть венедо-ободритских) волхвов.
Некогда под покровительством князя Буривого (Бравлина I), а затем и Гостомысла, после разгрома Старгорода, и бежали роды ободритов, в том числе и род волхва Ягайлы Гана, будущего создателя «Велесовой книги». И не удивительно, что потом Ягайло помнил о переходе на сторону Карла отца Рюрика Годлава и восставал против него.
Бежали ободриты от Карла Великого и переселились на берега Ильменя в финские земли, кои около столетия осваивались также словенами (те пришли с Кавказа, а затем с Карпат после многих войн).
Причём уходили тогда от войны ближайшие предки Ягайлы. Это мог быть его отец либо дед. Да и он сам в младенчестве вполне мог бы оказаться одним из переселенцев. И он сам, от первого лица, говорит в дощечках: «Мы пришли от Старого града к озеру Ильмень и основали Новгород. И отныне мы здесь пребываем. И тут Сварога — Первого Пращура молим, ибо Он также Род-Рожанич и крынь-источник небесный».
Однако очевидно также, что западнославянские события его мало занимали. Для него это давняя история, к тому же история полная поражений: «Венды на западе перед врагами землю пашут и шаткую веру имеют» (Троян III, 3:4), и из-за этой веры, по утверждению Ягайлы, их и побеждают...Исходя из этого утверждения мы даже можем сделать вывод, что, вряд ли Ягайлу связывали религиозные узы с венедским храмовым центром Арконы, мимо коего он должен был проехать по пути из Старгорода в Русь Новгородскую.
Но, видимо, он проходил обучение в другом центре, в Полагене, у жемайтов и земеголы. Там же, где ранее проходил обучение и сам Боян, сын Буса Белояра (согласно «Боянову гимну»).
Легенды этого истока упоминаются в «Велесовой книге». Например, Ягайла упоминает жмудские легенды о Дитрихе, жившем во времена Аттилы: «И это жмудь рассказала нам о готах, имевших Детереха, будто они пришли к северу и там у жмуди повернули на юг» (Лют II 7:11). Эти эпические легенды эпохи Аттилы он вполне мог слышать во время обучения в храмах Полагена.
Кстати, первое его имя: «Ягелло», ныне толкуют как славянский вариант имени «Анджелло», то есть «Ангел». Получается: «Ангел Ладень».
Не это ли имя было указано в разрушенной части его имени, кою А.И. Сулакадзев истолковал как имя города «Ладога»? К тому же упоминаний города Ладоги в «дощечках» нет, зато есть описание главной мистерии месяца Ладеня, а именно: мистерии передачи богиней Ладою «священной сурицы», то есть «солнечного меда поэзии», «ведической мудрости» богу Квасуре и прародителю Богумиру, а от них — пращурам русов.
Не эту ли мистерию посвящения в круг «хранителей веры» потом вспоминал волхв Ягайла?
Первые дела и предсказания
Итак, родился Ягайла где-то в 90-х годах VII века. И родился он в семье жреческой, переселившейся из ободритского Старгорода к озеру Ильмень, где и был основан Новгород.
Спустя двадцать лет мы застаем Ягайлу рядом с Новгородским князем Бравлином II. «Дощечки» сохранили наставление Ягайлы князю и новгородскому вече. Ягайла вспоминал о прошлых битвах, о войнах с готами и греками, призывал сплотиться с союзниками — кельтами, ильмерами (финнами) и жмудью (литвой) для общего похода против причерноморской Грецколани и Готии. И при этом он напомнил князю Бравлину II о славных походах его деда Бравлина I и призвал повторить его деяния.
Вначале объединенные рати славян, ильмеров и жмуди пошли от Ильменя к Днепру и остановились зимою 810 года в Киеве.
И тут произошло событие, позволившее нам датировать текст дощечки III 28 (Лют II, 7: 18–19), описывающей эти события, с предельной астрономической точностью. Это затмение, произошедшее 30 ноября 810 г.:
«Тогда Солнце застлала тьма, и это Перун обрушился на воинов вражьих, и разметал их, как овец». Тогда же было второе знамение: «у Непры-реки лоза зацвела зимой».
Эти знамения Ягайла истолковал так: Боги гневаются на греков и готов, ибо «они осмеливались забирать и связывать нас в связки и влачить жен и детей наших на торжища, где они продавали нас». А цветущая зимой лоза по толкованию Ягайлы, говорила о грядущей победе славян над готами и греками.
Ягайла говорил тогда перед новгородскими ратями:
— И вот Купала указал нам на то знамение — знак победы над врагами!
То есть затмение Солнца толковалось Ягайла Ганом, как гнев Бога Солнца и Купалы на врагов, пленивших русов. И так оно расценивалось, как благоприятное, сулившее победу.
И как тут не вспомнить, что спустя триста лет такое же затмение произошло перед печально знаменитым походом Игоря Святославича.
«Тогда Игорь воззрел на светлое Солнце и видит от него тьмою его воины прикрыты»... И далее мы можем прочесть загадочные слова, произнесённые князем Игорем сразу после затмения: «Лучше ж нам разбиту быть, нежели полонену быть! А сядем, братья, на наших борзых коней да позрим синего Дону!»
Эти слова доныне казались не имеющими смысла: будто бы Игорь затмение принял за неотвратимую угрозу пленения. Так можно было бы говорить, если бы войска Игоря были окружены со всех сторон ворогом и у них оставался только выбор между смертью и пленом. А ведь в то время, перед началом похода, им никто не угрожал, им можно было бы тот поход и отложить из-за неблагоприятного знамения.
Но современники Игоря помнили о затмении времен Бравлина. И о том, что Ягайла связал затмение с гневом Богов на ворогов, продающих русичей на торжищах, как раз и напомнил Игорь. Не о своём возможном пленении он говорил, а о страданиях родовичей, угнанных в рабство. Уточнять не имело смысла, это толкование затмения было всем известно. Все знали тексты «Велесовой книги», читаемые на праздниках поминовения предков.
И Игорь, идя в поход против половцев, как бы шёл по пути, проложенному князем Бравлином. Не случайно же автор «Слова о полку Игореве» в соседних строках поминал походы русичей в землю Трояню, славные битвы времён антов и т.д.
Так «Велесова книга» в очередной раз уточнила смысл другого великого древнерусского памятника.
Ягайла во времена Бравлина
Итак, Ягайла принимал участие во всех славных походах князя Бравлина. И первым победоносным походом был поход 811 года на греко-римские колонии Черноморья.
К походу тогда готовилась великая армия. Из Новгорода пришли словене и венды, а также ильмеры. По пути к ратям Бравлина присоединилась жмудь (литовцы). А в Киеве собрались также воины местных родов: поляне, древляне и северяне и т.д.
К тому же Бравлин ждал всю зиму 810–811 годов подкрепления от западных родичей, от вендов. После затмения он говорил так:
«И Бравлин сказал, чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (то есть на западе, на прежней родине). И там их земля есть. Об этом Сварог отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас». (Лют II, 7).
То есть Бравлин и Ягайла надеялись на поддержку родичей, с коими тогда (всего тридцать лет спустя после исхода из Старгорода) сохранялись родственные связи. И помощь пришла: «И так сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца. И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили».
К тому же это было очень удобное время для похода, ибо тогда Византия была вовлечена в войну с болгарским царем Крумом, в коей вскоре (в том же 811 году) пал сам император Никифор и Крум сделал из его позолоченного черепа кубок. Можно даже предположить, что Бравлин II и болгарский хан Крум действовали против Византии согласовано. Потому колонии Византии в Крыму остались без защиты метрополии.
В поход на Сурож воинов воодушевлял волхв Ягайла. Он рассказывал о битвах прошлых столетий с греками и готами в землях Сурожской Руси и о том, как греки приходили и захватывали Сурож, а русичам не раз приходилось его отвоёвывать. Это свершал и Бус Белояр, и Белояр Криворог, и последний раз восстановил древнее богопочитание и вечевую власть дед Бравлина II, князь Бравлин I.
Но вот снова греки стали русичей притеснять, и потому там «наши боги повержены во прах...», ибо в Суроже началась насильственная христианизация. И это значит, что нужно отплатить грекам и готам за поверженные святыни.
Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушающим. В «Житии Стефана Сурожского» о сем сказано:
«И пленил (Бравлин) все от Корсуня до Керчи, а затем со многою силою пришел к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, подошел к церкви, к святой Софии...»
Причём, очевидно, что битвы шли и на море, ибо потом воины Бравлина совершили разрушительный морской набег и на южный берег Чёрного моря, на малоазийскую Амастриду (согласно «Житию Иоанна Амастридского»).
Так Бравлин собрал воедино чуть не все славянские земли. И волхв Ягайла Ган тогда стал идейным вдохновителем создания «Империи Бравлина», раскинувшейся от Балтики до Лабы, также до Дуная, Дона и Волги, а также до Понта (Черного моря).
В те же времена, когда Ягайла вместе с воинами Бравлина был в южных краях, к нему попали летописи Руси Сурожской и Тмутараканской, где хранились также манускрипты Древней Русколани.
Именно тогда в проповеди Ягайлы, читаемые во время празднований Радогоща, стали включаться предания о временах Буса Белояра и более древних. Тогда же, очевидно, он более тесно ознакомился и с традицией христианской, в храмах Сурожа, Херсонеса, Феодосии, имевших к тому времени восьмивековую историю.
И тут следует заметить, что т.н. «язычники» выступали против поругания своих святынь, но не рушили чужих. И думаю, именно потому в «дощечках» появляются и несколько выражений, созвучных христианской литургии, а также оригинальная, исходящая из славянской традиции, трактовка некоторых событий, известных также по библейской истории.
И именно в то время Ягайла обратился с призывом к единению всех славянских и союзных славянам родов в мощный союз.
Время Гостомысла и Рюрика
После времени Бравлина мало связанная политически «империя» стала распадаться. В Новгороде власть перешла к Гостомыслу. А в Киеве пришел к власти, опираясь на варяжскую дружину, князь Рус (коего арабский историк Ибн-Руста называл Хакан Рус), правивший до 840-х годов.
Все эти тридцать лет Ягайла, судя по всему, далек от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Буривому, ни к Гостомыслу.
И есть основания полагать, что он остался служить в храмах Сурожа, единственных, описанных со всей подробностью. Ягайла рассказывает и о религиозной реформе, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой статуи Дыя Патера (иного Перунца), в коей нетрудно узнать Юпитера.
Так, включая в славянскую ведическую службу элементы античного богослужения, Ягайла стремился укрепить древнюю веру среди греко-римской части населения Сурожа, селившихся там с античных времен.
А на проповедях в дни Радогоща Ягайла поминает о более чем тысячелетней истории освоения славянами Причерноморья, о борьбе с греками, гуннами, готами, хазарами.
К тому времени осложняется обстановка в Причерноморских степях. Хазары в 833 году построили на Дону крепость Саркел с помощью византийских инженеров. А затем подчинённые хазарам мадьяры (чёрные угры) стали совершать набеги на славянские земли. Князь Рус правил по крайней мере до 839 года, отражая набеги хазар и мадьяр, и в тот год он послал в послов для переговоров о прекращении империей помощи хазарам. Однако вскоре мадьярский воевода Олом взял приступом Киев и наложил на киевлян дань.
А окончательно правление династии Кия в Киеве прервалось после того, как град взял приступом Дир, или как его называет Ягайла, Дирос Эллинский: «он пришел к нам и побил нас из-за нашего разделения и усобиц». Византийская интрига завершилась успешно.
А в Новгородской Руси в эти же годы погиб после битв с бьярмами на реке Кумене (возможно, в нынешней Вятской области) князь Буривой, и новгородцы избрали посадником его сына Гостомысла.
Гостомысл тогда же стал поддерживать борьбу своих родичей вендов-ободритов против натиска немецких рыцарей и датчан. В тех сражениях погибли и Годлав в 808, и сын его (брат Рюрика) Харальд в 826 году. Затем, в 844 году, престарелый Гостомысл возглавил поход против Людовика Благочестивого в полабских землях.
Союзником у него был его внук, сын Умилы, Рюрик (согласно анналам Эйнхарда). В том году Гостомысл, а также его сыновья, погибли в битве с Людовиком, потому в Новгороде стали править посадники, уже не принадлежавшие роду Гостомысла.
А право на княжение в Новгороде перешло к внуку, Рюрику. Правда, воспользовался он им не сразу, его более занимала борьба за датский трон.
В тот же 844 год умер и император Людовик, и нидерландские владения Рюрика перешли к новому франкскому императору Лотарю, который лишил дарованного Рюрику «лена» во Фрисланде. Это вызвало со стороны Рюрика лютую ненависть к Франкской империи, против коей, а также против всех их союзников, он стал воевать. Теперь Рюрик мог опираться только на язычников-ободритов и новгородцев, врагов франко-германцев.
Его флот из 315 кораблей напал на побережье Англии, и после сего за бесчинства против церкви он и стал известен всему свету как «язва христианства» (jel Christianitatis, согласно английским хроникам). В 845 году Рюрик совершил набег на Францию, воевал и в верховьях Эльбы.
Затем Рюрик захватил отобранные ранее владения во Фрисландии, а император Лотарь после переговоров был вынужден, чтобы вернуть себе этот «лен», отдать Рюрику владения в Ютландии, то есть в Дании, в 854 году. Где-то в то время у Рюрика родилась и дочь Гертруда, между прочим, мать известного по шекспировской пьесе принца Гамлета...
Укрепившись в Дании, Рюрик стал ближе и к союзникам венедам, а также новгородцам, наслышанным о его подвигах.
Но видимо, не все было гладко у Рюрика с правлением в Дании, где ему не на кого уже было опереться. Данию ему пришлось поделить с другим князем, Эриком II, граница их владений проходила тогда по реке Эйдер. У Рюрика также оставался во владении город Дорештадт (совр. Дуурстеде) во Фризии, которую связывала прямая торговая дорога по морю с Новгородом Великим.
За годы войн у него накопилось много врагов среди датчан, власть его не раз колебалась. И потому, спустя семь лет, Рюрик принял приглашение из далеких северных владений деда, где с 844 по 861 год не было князя, и так он стал княжить в Новгороде Великом.
Сурожскую Русь, где тогда жил Ягайла, эти события трогали мало. И говорил Ягайла только о постоянно возраставшей хазарской угрозе, рассказывал о том, как в прошлые столетия русичи отбрасывали хазар за Дон, когда их вели в бой князи Скотень и Храбр, воевода Гордыня. Сдержанно отзывается и о Дире, ибо не смотря на то, что тот пришел к власти при поддержке Византии, он не стал разрушать традиционный уклад жизни киевлян и не преследовал за веру.
В 860 году корабли Дира совершили удачное нападение на Константинополь, в отместку за преследования и обращение в рабство русских купцов. Согласно венецианской хронике, «русы возвратились из похода с триумфом». И тогда же обеспокоенный усилением славян византийский двор, а также патриарх Фотий послали к славянам и хазарам двух миссионеров Кирилла и Мефодия, уроженцев греческого города Солуни (Солоники).
Они три года проповедовали в славянских и хазарских землях. В Херсонесе Кирилл изучал даже славянскую письменность у некого русина. Вспомнил о сей миссии и волхв Ягайла, он говорил о Кирилле, «который хотел учить детей наших и должен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам нашим...» Ягайла упоминал и о реформе письменности, предпринятой Кириллом, который на самом деле пытался ввести не ту кириллицу, кою мы теперь знаем, а глаголицу. И была сия реформа предпринята для того, чтобы «мы утратили свою письменность» и таким образом была бы отсечена вся древняя литература, народ лишился бы исторической памяти.
И после миссионерской деятельности «солунских братьев» в 864 году Византия предприняла поход в славянские земли, воспользовавшись также тем, что была чудовищная засуха и голод. Они захватили Болгарию, и патриарх Фотий болгар и самого князя Бориса крестил по византийскому обряду.
Потом, по свидетельству Ягайлы, «Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи» (Лют. III, 6).
Итак, в 864 году, на 73 году жизни (как мы полагаем), Ягайла был вынужден покинуть захваченный византийцами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. Ягайла с семьей возвратился на родину, в Новгород Великий.
Последние годы
Когда Ягайла около 865 года явился в Новгороде, там шла борьба за власть между разными купеческими кланами.
После гибели Гостомысла в 844 году, который не оставил после себя наследника, власть в Новгороде ослабла. Новгород потерпел ряд поражений от варягов, ими была сожжена Старая Ладога.
И когда Ягайла с семьей, а также с другими беженцами из Сурожа, возвратился на родину, как раз и шла такая война: «мы узрели руку, угрожающую нам, и видели Сурового Одина, который хотел крови. И мы ее прольем на Землю свою Русскую» (Троян IV, 1:9).
И в одном из последующих в эти годы сражений погиб сын Ягайлы, о чем он с горечью упомянул в тексте той же дощечки: «В русских городах камни вопиют нам, и мы решились идти и сражаться до смерти за Землю Русскую... Почтите сына моего, который погиб за нее...» (Троян IV, 1:11).
В 870 году на вече новгородцы порешили призвать на княжение Рюрика (Рорика Фрисландского), внука Гостомысла, дабы тот прекратил внутриклановые распри. Рюрик пришел вместе с варягами. Он был в очередной раз женат на Эфанде, дочери норвежского конунга Одда (впоследствии на Руси его прозвали Олегом Вещим). С Рюриком пришли его братья: Синеус и Трувор, и часть его дружин возглавлял также воевода Аскольд. И сие вокняжение стало тяжким бременем для новгородцев, потому сразу же стало зреть недовольство новым князем.
И когда Аскольд ушел из Новгорода в Киев, а потом двинулся на болгар, в Новгороде началось восстание против власти Рюрика. Согласно летописям, сие восстание новгородцев во главе с Вадимом произошло в 872 году. А в «Велесовой книге» сохранился призыв волхва Ягайлы к новгородскому вече и Вадиму Храброму: «Отвадьте Рюрика (Эрке) от земель наших, гоните его назад — туда, откуда пришел!».
Восстание было жестоко подавлено и причем только к 874 году, когда Рюрик получил помощь от своих союзников. И потому Ягайле вновь пришлось бежать вместе с другими новгородцами. «Того же лета (874) избежаша от Рюрика в Киев много новгородских мужей», сообщает нам «Никоновская летопись».
И на этот раз Ягайле было уже не менее 83 лет. И это был его последний переезд.
И ко времени его прибытия в Киев, там произошли следующие события. Аскольд после неудачного похода на Константинополь, провел переговоры с императором Византии Василием Македонянином. И тот его убедил, что причина военных неудач Аскольда в том, что от него отвернулись все старые боги и потому он должен принять крещение и веру Христа. Аскольд крестился и его нарекли Николаем.
По возвращении в Киев в 875 году Аскольд убил своего повелителя, князя Дира, и стал разрушать ведические храмы, как цитатели «язычников», бывших в оппозиции к узурпатору.
Тогда Ягайла называет Аскольда «темным воином», коего греки убедили в том, что славяне «варвары», призывает свергнуть власть варягов. Но начинается так называемое «Аскольдово крещение» киевлян, во многом подобное тому, что потом повторил Владимир.
Тогда святилища славян в Киеве были разрушены, праздники поминовения предков запрещены. Потому Ягайла записал, и это были его последние слова: «Наши праотцы идут по высохшей земле... И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня».
О последующих событиях, о смерти Рюрика (879), а также о приходе в Киев Олега Вещего и вокняжении Игоря Рюриковича, тексты «Велесовой книги» уже не знают. Ягайла умер во время преследований приверженцев старой веры Аскольдом после 876 года.
Помянем же волхва Ягайлу Гана, трудами коего был сохранён величественный мир славяно-ведической веры, сама древнейшая история славян.
И пусть его имя стоит рядом с именами великих древних песнопевцев Бояна Вещего, творца «Боянова гимна», также волхва Златогора, творца «Белой книги тризн Буса Белояра». Он продолжил традицию, идущую от тех первых хранителей веры. А затем традицию Ягайлы Гана продолжил и сам гениальный творец «Слова о полку Игореве».
* * *
Читайте также:
Статья 1. Что думают учёные о "Велесовой книге"? — (В.И. Скурлатов).
Статья 2. Что думают учёные о "Велесовой книге"? — ( А.Т. Липатов).
Статья 3. Что думают учёные о "Велесовой книге"? — ( Ю.К. Бегунов).
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.