Найти тему
Стив Май

Почему учебники по информатике такие

Оглавление

Неоднократно встречаюсь со мнением, что в учебниках информатики написано что угодно, только не информатика. Напишу немного своих мыслей на эту тему.

Зачастую трудно с этим тезисом спорить.

В одних учебниках написана чистейшая дискретная математика с теорией графов и прочими операторными алгоритмами Ляпунова.

В других великолепный сборник "хау ту", этакий "Windows 3.x для чайников" со словесным описанием внешнего вида и функционала каждой пиктограммы вордпада.

В третьих учебниках навалено в одну кучу все, что только возможно было приплести к слову "информация": языки естественные, языки программирования, интернет технологии, аппаратная элементная база, ферритовые кольца...

Это я уже не говорю об учебниках информатики для начальной школы.

Почему так?

В школу информатика пришла совсем недавно. Это очень молодая наука, ей нет и полувека. (Для сравнения, геометрию, физику, риторику, обществоведение изучают в школах уже тысячи лет.) Преемственности нет и быть не может, просто потому что у тех, кто составляет учебники в школе не было такого предмета.

А сама по себе информатика невероятно многогранна, потому что она находится на стыке других наук.

Состав информатики

Она впитала в себя приличную часть математики (логика, системы счисления, графы)

Есть в информатике кое-что от гуманитарных наук, например, лингвистики (языки, формы представления информации), социологии и т.д.

Физика - куда ж без неё - составляет основу всего и информатики тоже (элементная база, физические основы формирования цветного изображения, генераторы случайных чисел)

Это неполный список, тут можно продолжать еще очень долго.

И вот все это она объединяет. Но ещё в информатику вошли и совершенно новые, не относящиеся ни к каким другим наукам вещи.

Авторы

Каждый автор учебника старается наиболее полно осветить ту часть информатики, которую воспринимает именно он:

Инженер напирает на устройство ЭВМ. При этом он совершенно справедливо полагает, что обучаемый, изучив устройство ЭВМ вплоть до триггеров и транзисторов, сможет на эту базу положить любой язык программирования, освоит любой интерфейс.

Кодировщик (программист) уверен, что каждый просто обязан знать языки программирования, а с прочими вещами разберется попутно, это же просто.

Математик прекрасно понимает, что все эти объекты в языках, все физические модели - это чистой воды математика. Абстрактная и бесконечная.

Когда за дело берется педагог (не пада́гог), он во главу угла ставит возрастные особенности обучаемого, пусть и в ущерб математике, физике и даже формальному коду. И это правильно, потому что не пихать же в мозг ребенка функции, когда он с арифметическими действиями ещё не в полной мере разобрался.

И каждый абсолютно прав. Находятся даже такие авторы, которые всё это понимают и стараются отразить в своих пособиях сразу все аспекты.

Решение

Поскольку основная особенность информатики - то, что она находится на стыке многих наук, можно с уверенностью утверждать, что 1) за ней будущее и 2) чтобы понять её, надо досконально разобраться во всех этих науках.

Есть, конечно, вероятность, что через пару (десятков) лет информатики как таковой не будет в образовательном процессе. Она может отойти к математике и физике

Но на данный момент нужны учебники и задачники, которые помогут детям в школе разобраться с информатикой.

Так вот, они должны появиться не раньше 7 класса (с физикой и алгеброй), и содержать всё, что описано в стандарте ФГОС. Возможно, ФГОС - не самый лучший вариант набора тем, но это по крайней мере единый для всех стандарт (а он, наконец, есть для всех классов до 11 включительно)