Неоднократно встречаюсь со мнением, что в учебниках информатики написано что угодно, только не информатика. Напишу немного своих мыслей на эту тему.
Зачастую трудно с этим тезисом спорить.
В одних учебниках написана чистейшая дискретная математика с теорией графов и прочими операторными алгоритмами Ляпунова.
В других великолепный сборник "хау ту", этакий "Windows 3.x для чайников" со словесным описанием внешнего вида и функционала каждой пиктограммы вордпада.
В третьих учебниках навалено в одну кучу все, что только возможно было приплести к слову "информация": языки естественные, языки программирования, интернет технологии, аппаратная элементная база, ферритовые кольца...
Это я уже не говорю об учебниках информатики для начальной школы.
Почему так?
В школу информатика пришла совсем недавно. Это очень молодая наука, ей нет и полувека. (Для сравнения, геометрию, физику, риторику, обществоведение изучают в школах уже тысячи лет.) Преемственности нет и быть не может, просто потому что у тех, кто составляет учебники в школе не было такого предмета.
А сама по себе информатика невероятно многогранна, потому что она находится на стыке других наук.
Состав информатики
Она впитала в себя приличную часть математики (логика, системы счисления, графы)
Есть в информатике кое-что от гуманитарных наук, например, лингвистики (языки, формы представления информации), социологии и т.д.
Физика - куда ж без неё - составляет основу всего и информатики тоже (элементная база, физические основы формирования цветного изображения, генераторы случайных чисел)
Это неполный список, тут можно продолжать еще очень долго.
И вот все это она объединяет. Но ещё в информатику вошли и совершенно новые, не относящиеся ни к каким другим наукам вещи.
Авторы
Каждый автор учебника старается наиболее полно осветить ту часть информатики, которую воспринимает именно он:
Инженер напирает на устройство ЭВМ. При этом он совершенно справедливо полагает, что обучаемый, изучив устройство ЭВМ вплоть до триггеров и транзисторов, сможет на эту базу положить любой язык программирования, освоит любой интерфейс.
Кодировщик (программист) уверен, что каждый просто обязан знать языки программирования, а с прочими вещами разберется попутно, это же просто.
Математик прекрасно понимает, что все эти объекты в языках, все физические модели - это чистой воды математика. Абстрактная и бесконечная.
Когда за дело берется педагог (не пада́гог), он во главу угла ставит возрастные особенности обучаемого, пусть и в ущерб математике, физике и даже формальному коду. И это правильно, потому что не пихать же в мозг ребенка функции, когда он с арифметическими действиями ещё не в полной мере разобрался.
И каждый абсолютно прав. Находятся даже такие авторы, которые всё это понимают и стараются отразить в своих пособиях сразу все аспекты.
Решение
Поскольку основная особенность информатики - то, что она находится на стыке многих наук, можно с уверенностью утверждать, что 1) за ней будущее и 2) чтобы понять её, надо досконально разобраться во всех этих науках.
Есть, конечно, вероятность, что через пару (десятков) лет информатики как таковой не будет в образовательном процессе. Она может отойти к математике и физике
Но на данный момент нужны учебники и задачники, которые помогут детям в школе разобраться с информатикой.
Так вот, они должны появиться не раньше 7 класса (с физикой и алгеброй), и содержать всё, что описано в стандарте ФГОС. Возможно, ФГОС - не самый лучший вариант набора тем, но это по крайней мере единый для всех стандарт (а он, наконец, есть для всех классов до 11 включительно)